Лента новостей
Определились все пары первого раунда Кубка Стэнли 09:36, Статья Аналитики назвали районы Москвы с наибольшим ростом цен на жилье за год 09:36, Статья В Крыму вслед за другими регионами отменили парад на День Победы 09:34, Статья В квартире подозреваемого в убийстве байкера в Москве нашли более ₽72 млн 09:31, Статья «Русал» оценил риски в планах США ввести пошлины на китайский алюминий 09:25, Статья Зачем Saudi Aramco, Exxon Mobil и Chevron инвестируют в пластик 09:23, Статья Ракова сообщила о 200 новых партнерах-работодателях колледжей Москвы 09:20, Новость Уровень воды в Тоболе у Кургана превысил исторический максимум в 10 м 09:18, Новость Генштаб ВСУ уволил спикера сил обороны Юга после критики журналистов 09:16, Статья НХЛ одобрила переезд одного их худших клубов лиги в новый город 09:08, Статья МТС Банк объявил ценовой диапазон IPO 09:05, Статья Россия стала поставлять больше товаров в Африку, чем в обе Америки 09:00, Статья Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить 08:59, Мнение Двух летчиков упавшего в Ставрополье Ту-22М3 доставили в больницы 08:45, Новость Дедолларизация на паузе: почему центробанки покупают доллары, а не юани 08:36, Статья Шойгу посетил выпускающий танки омский завод 08:33, Новость На Запорожской АЭС назвали атаки дронов угрозой ядерной безопасности 08:23, Новость Польша подняла истребители из-за «активности дальней авиации России» 08:19, Статья
Газета
Необитаемый «Спутник»
Газета № 089 (2106) (2705) Общество,
0

Необитаемый «Спутник»

Через год после запуска аудитория поисковика все еще очень мала
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Год назад «Ростелеком» объявил о запуске государственного поисковика с «социально ориентированными» сервисами «Спутник». РБК попытался выяснить, чего достиг поисковик за это время.

​Государственная сервисно-поисковая платформа «Спутник» (sputnik.ru) была торжественно презентована 22 мая 2014 года на Петербургском экономическом форуме. За год на портале появились несколько сервисов: карты, новости (на главную страницу, как и у «Яндекса», выведены топ-5 новостей), картинки, видео, погода, курсы валют, браузер. По функционалу запущенные сервисы отстают от конкурентов — «Яндекса», Mail.ru и Google. Например, на картах от «Спутника» можно проложить маршрут, но в отличие от похожего продукта «Яндекса» — без учета времени в пути, навигаторов и данных о пробках.

У «Спутника» есть сервисы, которые можно причислить к социально значимым: «Мой дом» (поиск организаций рядом с домом), «Лекарства» (поиск лекарств в аптеках), «Удобная Россия» (рекомендации по госуслугам, например, форма записи на прием к врачу), афиша для детей, отдельный поисковик «Спутник.Дети», платформа «Мой регион» (поиск организаций). Поиск «Спутника» позиционируется как безопасный для детей — имеет фильтры, ограничивающие доступ к порнографической и другой вредной информации.

На старте проекта над поисковиком работали около 150 специалистов, за год команда выросла до 250 человек, 80% из которых — технические специалисты.

Об итогах года «Спутник»​ отчитался в отдельной презентации. Какие задачи теперь стоят перед проектом, и во сколько он обходится «Ростелекому»?

Загадочные KPI

ООО «Спутник» на 74,99% принадлежит «дочкам» госкомпании «Ростелеком» — «Рткомм.ру» и «Ростелеком интернэшнл лимитед», остальное — у Вячеслава Рудникова и Василия Васина.

Представитель гендиректора «Спутника» Максима Хромова не ответил на запрос РБК о размере инвестиций в проект. Источник в «Ростелекоме» уточнил, что до 2014 года (работа над бета-версией началась еще в 2010-м) вложения могли превысить 580 млн руб. Президент «Ростелекома» Сергей Калугин в интервью газете «Коммерсантъ» в феврале говорил, что в 2015-м «Спутник» получит еще около 600–800 млн руб. на развитие технологий обработки «больших данных».

«Ростелеком» инвестирует в проект не только деньгами, но и инфраструктурой, и технологией», — говорит Хромов.

По словам двух источников РБК, говоривших с руководством поисковика, инвестор поставил перед «Спутником» цель выйти на аудиторию 1 млн уникальных пользователей в месяц (совокупно на всех проектах) к концу 2015 года. Директор по продукту «Спутника» Михаил Козлов не опроверг и не подтвердил эту информацию. «Комментариев по посещаемости мы пока не даем. У нас есть KPI [ключевые показатели эффективности], которым мы следуем, а о результатах отчитываемся перед акционерами», — заявил он.

Хромов считает, что главный KPI до конца года — «сделать качественный продукт». По его словам, цель в 1 млн «уников» без дополнительных затрат на маркетинг не может быть поставлена.

С мая прошлого года поисковик работает в бета-версии — без рекламы. Выйти из тестового режима и, соответственно, начать продавать рекламу он должен в последнем квартале 2015-го, говорит представитель «Спутника» Дмитрий Чистов. Зарабатывать «Спутник» собирается по стандартным для подобных проектов моделям — на рекламе и транзакциях (например, будет брать комиссию при оплате услуг), уточнил он. Чистов уверяет, что проект укладывается в график, согласованный с акционерами.

Представитель TNS Russia Светлана Гребенюк сообщила РБК, что данные об аудитории «Спутника» аналитики не могут предоставить — она слишком мала и не попадает в выборку. Всплеск интереса к госпоисковику, по данным TNS Russia, наблюдался сразу же после запуска — в мае 2014-го, тогда месячная аудитория сайта в России составила 1,9 млн человек в возрасте от 12 до 64 лет; уже в июне она сократилась более чем втрое — до 508 тыс., а позже уже не оценивалась.

В последний отчет TNS — за апрель — попал, например, портал Osp.ru с аудиторией 355 тыс. человек 12–64 лет в месяц или Topface.com с 399 тыс. Это означает, что пользователей у «Спутника» сейчас меньше, чем у этих ресурсов. По словам двух источников РБК, близких к «Спутнику», его аудитория не превышает 100 тыс. человек в месяц.

Поиск решения

Если «Спутник» — это в первую очередь поисковик, то для поисковика сейчас главное — это дистрибуция, договоры с производителями смартфонов, объясняет основатель компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов. Но зайти на рынок поиска, где уже есть «Яндекс» и Google, не получится, уверен Ашманов. По его оценке, на совершенствование поиска «Яндекс» может потратить 20–30% своих расходов. «Как конкурировать с игроком, у которого в разы больше ресурсов на разработку продукта? Проще было бы поставить поиск от «Спутника» для всех пользователей «Ростелекома» или всем госучреждениям», — предлагает он.

Операционному директору Yell.ru Александру Кубанеишвили, работавшему в российском офисе Google, «не совсем понятен смысл этого проекта, особенно за государственные деньги»: «Гораздо правильнее было бы партнериться с «Яндексом», если у государства есть необходимость в развитии поисковой технологии». Рынок, по его словам, крайне мало знает о «Спутнике» и его продуктах.

По мнению экс-руководителя бизнес-подразделения «Поиск@mail.ru»​ Владислава Шабанова, «Спутник» может набрать 1 млн уникальных пользователей к концу года в двух случаях: если начнет инвестировать огромные деньги в дистрибуцию своей поисковой строки или найдет какой-нибудь дешевый способ дистрибуции с использованием имеющихся ресурсов. «В любом из этих двух случаев мы будем свидетелями крупномасштабной войны за поисковую строку на домашних и офисных компьютерах​», — уверен Шабанов.

При создании поисковой машины с нуля, по мнению Шабанова, нужно решить «проблему курицы и яйца»: «Пока поисковик не станет популярным, он не будет получать данные о поисковых запросах и другую статистику от пользователей, а пока он ее не получает, ему очень сложно стать популярным».

Чтобы попасть в десятку ресурсов Рунета по посещаемости, нужно набрать 3–5 млн уникальных пользователей в день, напоминает основатель сервиса LiveInternet Герман Клименко. Он считает, что в топ-10 поисковых систем «Спутник» легко может войти, но в топ-10 посещаемых сайтов — маловероятно.

Один из собеседников РБК, знакомый с ситуацией в «Спутнике», утверждает, что компания решила запускать практически одновременно несколько продуктов, и это одна из основных проблем. ​