Лента новостей
Глава Ставрополья рассказал о состоянии летчиков после крушения самолета 07:34, Новость Economist сообщил о способном долететь до Сибири украинском дроне 07:31, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 07:30, Онлайн Над Черным морем сбили три ракеты ATACMS 07:26, Статья Губернатор сообщил о падении самолета в Ставропольском крае 07:12, Статья NYT узнала, по какой цели в Иране ударил Израиль 07:04, Статья Размер закрытой части бюджета достиг 22,6% 07:00, Статья «Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей 07:00, Статья Главу приморского города обвинили в смерти женщины из-за сломанного судна 06:34, Новость ЦРУ предупредило о риске поражения Украины к концу 2024 года 06:15, Статья Российские военные уничтожили воздушную цель у Севастополя 05:55, Новость Авиабилеты в экономклассе за год подорожали на 25% 05:39, Новость Шмыгаль назвал сроки получения оружия после одобрения пакета помощи США 04:57, Новость Израиль нанес удар по Ирану 04:52, Статья Арабские дипломаты покинули Совбез ООН во время выступления Израиля 04:46, Новость Пьяный житель ЕАО ранил полицейских огнем из ружья 04:25, Статья ФБР увидела риск «сокрушительного удара» от хакеров «Вольт Тайфун» 03:57, Статья Вильфанд спрогнозировал снежинки и мокрый снег в Подмосковье 03:52, Новость
Газета
Симферополь вместо Парижа
Газета № 087 (2104) (2505) Общество,
0

Симферополь вместо Парижа

Жители российских регионов отказались от поездок в Европу
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

В апреле 135 тыс. россиян отказались от отдыха за рубежом, к осени их будет в десятки раз больше. 4 млн граждан получили на работе рекомендацию «не выезжать», остальным мешают слабый рубль и дефицит чартеров в регионах.

Регионы остаются дома

В 2014 году в период с апреля по октябрь популярные у российских туристов Испанию, Италию и Грецию посетили около 3 млн человек, в этом году их поток сократится примерно на 400 тыс. человек по каждому направлению, рассказывает коммерческий директор и совладелец туроператора TEZ Tour Александр Буртин. Демократичная по ценам Болгария тоже потеряет около 300 тыс. — в прошлом году там отдохнули около 800 тыс. россиян, оценивает он. «По итогам прошлого года мы уже предвидели такую ситуацию и заранее сократили свои заказы на перевозку», — говорит Буртин.

В этом сезоне TEZ Tour отказалась от чартеров из регионов, продолжает Буртин. Например, больше нет маршрутов из Омска, Новосибирска и Красноярска в Барселону. По его данным, большинство участников рынка проводят такую же оптимизацию, так как снижение спроса на европейские направления в этом году составляет 40–50%. TEZ Tour работает с «Трансаэро», «Уральскими авиалиниями».

Падение на 40–50% по европейским направлениям подтверждает и президент оператора «Натали Турс» Владимир Воробьев. В этом году компания перестала отправлять прямыми рейсами в Испанию из Новосибирска, Архангельска, Белгорода и Воронежа. При этом всего падение по выездному организованному туризму, по его данным, составит около 25%. Турция, например, просела всего на 20% по отношению к лету прошлого года, спрос на Египет остался на прежнем уровне.

Всего в 2014 году организованный выездной турпоток составил около 13 млн человек, из них около 60% (7,8 млн человек) отдыхали в летний сезон, приводит данные глава транспортного комитета Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин. Всего, по оценке АТОР, снижение выездного турпотока в этот летний сезон составит около 25% (около 2 млн человек).

«Туроператоры запросили на 50% меньше чартеров, чем перед прошлым летним сезоном, — говорит он. — Правда, произошла частичная переориентация на выкуп блоков мест на регулярных рейсах». Его данные примерно соответствуют показателям по допуску перевозчиков к выполнению нерегулярных (чартерных) рейсов на сайте Росавиации. Если с ноября 2013-го по май 2014 года были поданы заявки на выполнение около 587 рейсов в неделю в течение летнего сезона 2014 года, то с ноября 2014-го по май 2015 года таких заявок было подано всего на 357 рейсов в неделю.

«Аэрофлот» не торгует

Туроператоры стали выкупать меньше мест из-за падения спроса на популярные направления, отмечают авиакомпании. По словам представителя «Трансаэро», компания на этот летний сезон сохранила партнерство с крупнейшими российскими туроператорами, но общий объем заказанных ими блоков несколько сократился по сравнению с летним сезоном прошлого года. На сколько процентов, в компании не уточняют.

Перед зимним сезоном 2014/15 «Аэро­флот» отказался от проводившихся с 2010 года торгов на блоки мест и не возобновил их в преддверии нынешнего летнего сезона, сказал представитель перевозчика. «При текущей конъюнктуре рынка мы полагаем, что ставка на блочную загрузку малоперспективна, мы сами можем обеспечить лучшие показатели работы», — заявили РБК в компании.

Перевозчику раньше была интересна блочная загрузка, поскольку она гарантировала компании загрузку рейсов в низкий сезон, — блочный тариф был минимальный, но гарантировал «Аэрофлоту» окупаемость рейса при обеспечении высокого фактора загрузки, говорит источник, близкий к компании. Теперь туроператорам нужно по 10–30 мест на рейсе, что не гарантирует высокую загрузку, зато обременяет сложностями. На рейсах с блочной загрузкой компания не может проводить свободную тарифную политику — нельзя опускать цену ниже блочной, проведение специальных акций затруднительно.

Компания теперь сама продает невыкупленные туроператорами билеты. По словам собеседника РБК, близкого к «Аэрофлоту», падение интереса тур­операторов в зимнем сезоне не отразилось на результатах компании по загрузке. По январю—марту загрузка «Аэрофлота» увеличилась до 75,3% (плюс 0,8% к первому кварталу 2014 года) при средней загрузке по авиакомпаниям 74,8% (минус 1,3%). У​ других крупных перевозчиков — «Транс­аэро», «Сибири» и UTair — загрузка уменьшилась на 2,8, 0,8 и 4% соответственно.

Потери аэропортов

Падение на рынке сказалось и на показателях аэропортов. По данным Росавиации, только в апреле (начало летнего сезона) количество международных чартерных рейсов по московскому авиаузлу уменьшилось более чем на 20%, с 6400 до 5103 обслуженных воздушных судов.

Лидером по уменьшению количества пассажиров международных нерегулярных рейсов стал аэропорт Шереметьево. В апреле поток на чартерах, вылетающих из этого аэропорта, уменьшился на 37%*​ (к апрелю 2014 года), со 120 тыс. до почти 76 тыс. человек. По аэропорту Домодедово падение составило 27,8%, со 330 тыс. до 238 тыс. человек.

Уменьшился и общий поток пассажиров на международных рейсах (нерегулярных и регулярных). В Домодедово в апреле падение пассажиропотока составило 24,5%, в Шереметьево — 7,8%. Чемпионом со знаком минус стал аэропорт Пулково — падение пассажиропотока на 27%.

Служба и курс рубля

«Падение на европейском направлении связано с политической ситуацией и с тем, что некоторым гражданам теперь запрещен въезд в страны ЕС», — считает Воробьев из «Натали Турс». Из 18 млн потенциальных туристов около 4 млн не могут выезжать за рубеж из-за рекомендации начальства, оценил глава транспортного комитета Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. «Это люди, которые подпали под рекомендации не выезжать за границу, то есть военнослужащие, работники органов безопасности и члены их семей», — говорит он.

Другим существенным фактором сокращения турпотока стало снижение курса рубля. Но, по словам Горина, после укрепления российской валюты этой весной выездной туризм начал понемногу восстанавливаться. «Зимой мы ожидали, что падение по Москве по летнему сезону составит 35%, теперь наши расчеты — минус 25%», — говорит он. Однако в этом году очень низкая глубина бронирования летнего отдыха: обычно зимой продавалось около 25–30% туров на летний сезон, в 2015 году показатель составил не более 7%. Клиенты туроператоров оказались психологически не готовы к курсу 70–80 руб. за евро, но к курсу 55 руб. за евро уже готовы.

«Получается, что из-за плохой ситуации на рынке в январе—феврале мы неправильно рассчитали объем необходимой на лето перевозки, спрос оказался чуть выше планируемого ранее, и теперь приходится добирать блоки мест», — говорит Воробьев.

Перевозка туристов из регионов, по расчетам АТОР, все равно составит 50% от летнего сезона 2014 года. Туристы из регионов или остаются дома, или летят за рубеж через Москву.

Блоки на Крым

Крупные туроператоры — «Библио Глобус» и TUI Россия — также говорят о том, что на рынке очевидна оптимизация на зарубежных направлениях. Но если ситуация с выездным туризмом ухудшается, то с внутренним — улучшается.

В этом году у «Библио Глобуса», например, есть специальная программа внутреннего туризма, в соответствии с которой планируется перевезти 750 тыс. пассажиров, рассказывает представитель туроператора. Около 600 тыс. из них планируется перевезти на гарантированных местах рейсов «Трансаэро». Для остальных 150 тыс. будут специальные чартерные поезда и автобусы.

Россия в нынешнем летнем сезоне лидирует по спросу, хотя в прошлом году ее даже не было в первой тройке, говорят в компании. Каждый день бронируется около 2 тыс. туров на внутренние направления (против 10 тыс. на зарубежные). Получается, что доля выездного туризма сокращается, правда, в абсолютных значениях компания сокращать турпоток не собирается. «Просто мы каждый год увеличиваем объемы продаж примерно на 30%, — говорит представитель «Библио Глобуса», — и в этом году задача увеличить этот объем уже не за счет внешнего, а за счет внутреннего туризма». Если в прошлом году компания организовала около 2,3 млн туров, то в этом году она рассчитывает устроить отдых 3 млн клиентов.

В «Трансаэро» подтверждают, что второй год подряд наблюдают тенденцию, в соответствии с которой их партнеры-туроператоры, такие как «Библио Глобус» и «Трансаэро Тур», переориентируются на курорты юга России.

По данным Росавиации, внутренний пассажиропоток на регулярных и нерегулярных рейсах по московскому авиаузлу увеличился в апреле более чем на 10%, с 2,6 млн до 2,9 млн человек. Получается, уменьшение пассажиропотока на международных чартерных рейсах (около 135 тыс. человек) компенсировалось приростом на внутренних направлениях (около 300 тыс.). Но общее падение по международным перевозкам в апреле не смог компенсировать рост по внутренним. Только из Шереметьево в апреле 2015-го вылетело за границу на 100 тыс. человек меньше, чем в апреле 2014-го, а внутренний пассажиропоток за тот же период вырос всего на 18 тыс.

«В этом году очевидная тенденция: авиаперевозчики стараются загрузить свои объемы перевозкой на российские курорты — в Сочи и Крым, — говорит руководитель управления по авиации туроператора «TUI Россия» Игорь Тарасюк. — Насколько успешной будет такая стратегия, будет понятно по итогам сезона». Практически у всех игроков на рынке в этом году идет оптимизация и частичная переориентация на внутренние направления, но TUI планирует не спешить диверсифицировать маршруты и дождаться, оправдается ли стратегия тех, кто ставит на внутренний туризм, говорит другой представитель компании.

В «Натали Турс», правда, развивать внутрироссийские направления не собираются. «По внутреннему туризму россияне меньше нуждаются в поддержке операторов», — говорит Воробьев. Российский туристический рынок не считает перспективным и Буртин из TEZ Tour. Чтобы путешествовать по России, туристам не нужны визы и даже не всегда требуются авиабилеты, к тому же отели обычно не хотят, чтобы туроператоры препятствовали их прямому диалогу с клиентами, говорит он.