Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Мелкий шрифт внизу экрана
Лента новостей 19:59 МСК
Один из основных подрядчиков «Газпрома» получил контракт на 21 млрд руб. Бизнес, 19:31 Шувалов назвал «бессмысленным» ограничение наличных расчетов Финансы, 19:15 В Госдуме предложили штрафовать на 30 тыс. руб. за непропуск скорой Общество, 19:12 Корабли совместных японско-российских учений. Фотогалерея Фотогалерея, 18:48 СКР проверит сообщения о сексуальных домогательствах в школе в Москве Общество, 18:46 Группа адвокатов подала иск к Трампу о нарушении Конституции Политика, 18:42 Борис Грызлов вышел из наблюдательного совета «Росатома» Экономика, 18:28 СМИ сообщили о передаче Ялте принадлежащих Коломойскому 2,8 га Общество, 18:18 UC Rusal предупредила об ухудшении инвестклимата из-за давления на бизнес Бизнес, 18:08 Банк «Восточный» завершил присоединение Юниаструм Банка Финансы, 17:59 Фийон призвал Трампа не вести переговоры с Россией «за счет Европы» Политика, 17:56 Лидер Femen опровергла информацию о ликвидации движения Общество, 17:55 Имущественные отношения: на какие объекты претендует РПЦ Фотогалерея, 17:55 Visa поддержала идею о сокращении в России наличных расчетов Бизнес, 17:44 Сервис «Яндекс.Деньги» ограничит сбор средств на «политические цели» Политика, 17:23 Президент Украины создал военно-воздушную зону «Восток» Политика, 17:20 СМИ рассказали о нахождении «Адмирала Кузнецова» в Бискайском заливе Политика, 17:19 Европейский университет пожаловался в суд на свое выселение из здания Общество, 17:10 Россия впервые стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай по итогам года Экономика, 17:10 Власти Санкт-Петербурга потребовали с «Метростроя» 426 млн руб. Бизнес, 16:56 Суд вновь арестовал имущество информатора WADA Родченкова Политика, 16:51 Прокуратура заявила о помещении на лечение убившей ребенка няни Общество, 16:44 Так говорил Трамп: РБК разобрал речь президента США на инаугурации Политика, 16:39 Летевший в Самару Boeing 757 сел в Новосибирске с неисправным шасси Общество, 16:25 Полиция в Красноярске задержала подозреваемого в убийстве семьи медиков Общество, 16:24 В Госдуму внесли законопроект об увеличении штрафов за задержку зарплат Общество, 16:21 Главный редактор BuzzFeed объяснил публикацию «компромата» на Трампа Политика, 16:07 Посланник ООН предложил провести новые переговоры по Сирии Политика, 16:00
Газета № 086 (2103) (2205) 22 мая 2015, 00:25
Виталий Акимов
Мелкий шрифт внизу экрана
Tele2 пожаловалась на рекламу МТС и «МегаФона»
Фото: Fotoimedia

ФАС подозревает, что абонентам МТС и «МегаФона» приходится платить за звонки и интернет-трафик, рекламирующиеся как бесплатные. Дела возбуждены по заявлению Tele2, на рекламу которой конкуренты пожаловались прежде.

​​Слишком мелко

Рекламные ролики мобильных операторов вводят потребителей в заблуждение и нарушают закон «О рекламе», считают специалисты Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Как стало известно РБК, 12 мая по жалобе «Т2 Мобайл» (бренд Tele2) служба возбудила два дела — против МТС и «МегаФона», №3-5-11/00-08-15 и №3-5-12/00-08-15 соответственно (копии постановлений есть в распоряжении редакции). Суть претензий в обоих случаях одна и та же: «выпячивание» достоинств и скрытые дополнительные условия, которые противоречат рекламному посылу.

Дело в отношении «МегаФона» касается рекламы тарифа «Переходи на ноль», появившейся в эфире телеканалов в феврале 2015 года. 30-секундный ролик показывает домашнего кота, который пытается привлечь к себе внимание людей, но все увлечены разговорами по мобильным телефонам. Реклама предлагает «переходить на ноль» и обещает «бесплатные звонки внутри сети». Крупным шрифтом приводится информация: «Звони на «МегаФон» бесплатно. 0 руб./мин». В рекламе есть также два дисклеймера по четыре секунды каждый, которые сообщают о дополнительных условиях.

На самом деле бесплатными являются звонки внутри сети лишь в пределах определенного количества минут в сутки. В столичном регионе это 20 минут, а с 21-й минуты стоимость разговора составляет 1,5 руб./мин. Дополнительная информация приведена мелким шрифтом белого цвета: специалисты ФАС считают, что за четыре секунды показа воспринять ее невозможно. «Содержание указанных дисклеймеров трудно воспринять даже при остановке кадра», — отмечается в постановлении ведомства.

Примерно та же история с рекламой тарифной опции «МТС Планшет Mini». Ролик обещает 500 Мб трафика в месяц бесплатно, дополнительные условия использования опции приведены мелким белым шрифтом и демонстрируются не более пяти секунд. При этом рекламируемая опция действует только на одном из тарифов оператора, стоимость подключения — 30 руб. Абонент не получает 500 Мб бесплатного трафика в месяц сразу, а только порциями по 17 Мб в день. Не ознакомившись с дополнительными условиями, этот лимит можно превысить, что приведет к непредвиденным тратам.

Требования о полном информировании потребителя в этих рекламных посланиях выполнены формально, посчитали в ФАС. Существенная информация о дополнительных условиях нечитаема, что «не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие», указано в документах. Таким образом, по мнению ведомства, потребители вводятся в заблуждение, а в рекламе усматриваются признаки нарушения ч. 7 ст. 5 закона «О рекламе». ФАС постановила возбудить дела и назначить их рассмотрение на 22 июня 2015 года.

Согласно Кодексу об административных нарушениях в случае признания ответчиков виновными им может грозить штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб., сообщила РБК представитель ФАС Анна Орлова. МТС и «МегаФону» могут запретить использование рекламных роликов в текущем виде, а могут и наложить штраф на руководителей операторов (в размере 4–20 тыс. руб.), добавил партнер юридической компании Sirota & Partners Артем Сирота.

Иск за иск

Tele2 действительно обратилась в ФАС с жалобами на рекламу МТС и «МегаФона», подтвердил РБК представитель компании Константин Прокшин. «Обычно мы не практикуем такие жалобы, но в данном случае считаем необходимым отстоять свою позицию», — пояснил он. По его словам, обращение к регулятору стало ответом на действия конкурентов.

В январе «большая тройка» сотовых операторов обратилась в региональные управления ФАС с жалобами на «Т2 РТК Холдинг» (одна из структур Tele2): МТС — в нижегородское управление, «МегаФон» — также в нижегородское и в управление по Еврейской автономной области, «ВымпелКом» — в Курское и Калининградское. Операторы посчитали некорректной рекламную акцию «Сезон охоты», в рамках которой Tele2 предлагала пользователям выявлять «нечестных» операторов: любой желающий мог на сайте пожаловаться на свою сотовую компанию и поменять оператора на «честного». Борцы за мобильную «честность» получали от Tele2 бонусы.

Также конкуренты Tele2 пожаловались на рекламу тарифного плана «Оранжевый» — утверждали, что она является «ненадлежащей, недостоверной и недобросовестной». В частности, истцам не понравился слоган: «Звездочки — трюк афериста. А с этим тарифом все чисто». Представители «ВымпелКома» утверждали, что Tele2 в своем рекламном послании противопоставляет свои услуги услугам других операторов, которые используют сноски, то есть звездочки, для сообщения дополнительной информации.

Позднее часть дел была передана на рассмотрение в управление по Санкт-Петербургу, уточнил Прокшин, а разбирательство вокруг «Сезона охоты» продолжается в центральном аппарате ФАС.

В отдельных регионах удалось отбиться, утверждает он: например, в Нижегородской области ФАС отказала в возбуждении административного производства, а в Петербурге не признала рекламу Tele2 нарушающей законодательство.

«В ответ мы подали жалобу на рекламу конкурентов, выступая как раз против тех вещей, которые мы никогда не используем, — против мелкого шрифта в рекламе и дополнительных скрытых условий», — пояснил представитель Tele2.

Ситуация, при которой оператор запускает сервис по сбору жалоб на конкурентов, абсурдна и вызывает вопросы с точки зрения не только законодательства, но и бизнес-этики, заявил представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, рекламную кампанию по «МТС Планшет Mini» оператор прекратил еще в феврале. ​Сама МТС себя виновной не признает, подчеркнул он: «Компания строго придерживается требований законодательства».

В «МегаФоне» РБК заявили, что комментировать решение ФАС пока не готовы. «Мы не получили определение ФАС и не видели его мотивировочную часть», — пояснила представитель компании Алия Бекетова.

Рекламный вирус

Вероятность, что ФАС удовлетворит жалобу Tele2, очень велика, считает старший юрист адвокатского бюро «А2. Адвокаты» Мария Понаморева. «Да, в тексте закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должен быть напечатан текст, но это и не говорит о том, что текст может быть любым», — отметила она. Указание в рекламе информации мелким шрифтом, затруднительным для прочтения, свидетельствует об отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре, добавила она.

Исходя из судебной практики по аналогичным делам, формального указания информации в рекламе недостаточно, чтобы соблюсти указанную норму, согласен с ней Сирота. «Если текст написан мелким шрифтом и его невозможно воспринять, то такая информация считается отсутствующей и потребители могут быть введены в заблуждение. В указанном случае информация об условиях приобретения и использования тарифа является существенной. Поэтому риск признания нарушения высок», — считает он.

Делят рынок

Конкуренция между Tele2 и «большой тройкой» резко обострилась в прошлом году, после того как оператор объявил о намерении начать работу в Москве в 2015-м. Как сообщал РБК, Tele2 уже начала тестирование своей сети в столице, а Россвязь выделила компании 7,5 млн номеров в коде 977 для работы в новом регионе. Сеть продаж Tele2 может стать одной из самых крупных в Москве: к концу этого года компания планирует реализовывать свои контракты примерно через 10 тыс. точек. Представители оператора заявляли, что в столице Tele2 также планирует оставаться дискаунтером.

«У нас выход Tele2 в Москву особых эмоций не вызывает — мы работаем рядом с Tele2 и с мобильными «дочками» «Ростелекома» по всей стране и ничего нового или особенно сложного для себя не ждем», — говорил в интервью РБК гендиректор «МегаФона» Иван Таврин. «У них будут тяжелые времена. У «большой тройки» тоже, конечно. Но получить в Москве 10% абонентской базы, которые им пророчат, будет очень сложно. Построить на базе 3G хорошую сеть — невероятно сложная задача», — соглашался глава «ВымпелКома» Михаил Слободин.

Сейчас Tele2 работает более чем в 60 регионах России: «Ростелеком» передал в СП с оператором все свои сотовые активы. ВТБ и группе инвесторов, включая банк «Россия» и структуры предпринимателя Алексея Мордашова, в компании «Т2 РТК Холдинг» принадлежит 55%, «Ростелекому» — 45%.

По данным компании Advanced Communications & Media, в 2014 году лидером по числу абонентов в России стала МТС (74,56 млн, 31% рынка). За ней следовали «МегаФон» (29%), «ВымпелКом» (24%) и Tele2 (15%). Услугами прочих операторов пользуются лишь 1% российских абонентов мобильной связи.