Лента новостей
Кремль рассказал о судьбе контрактов, которые курировал Тимур Иванов 12:38, Статья ФАС завела антимонопольное дело на Сбербанк из-за рекламы вклада 12:37, Новость Российская компания начнет добывать криптовалюту для продажи на экспорт 12:32, Статья В Запорожской области дрон попал в легковую машину 12:31, Новость Самые интересные для России новинки Пекинского автосалона. Онлайн 12:29, Новость «Ъ» узнал о планах ужесточить требования к классификаторам гостиниц 12:27, Статья В Нижнем Тагиле произошел мощный пожар в кафе 12:27, Новость Собянин анонсировал масштабное благоустройство на западе Москвы 12:25, Статья Передававшего данные о военных России пособника СБУ осудили на 11 лет 12:16, Новость Россия направила ноту Турции из-за ситуации с туристами 12:14, Статья Настю Ивлееву оштрафовали на ₽50 тыс. за дискредитацию армии 12:12, Новость МИД опроверг подготовку запрета на замену документов за границей 12:09, Статья СК предъявил обвинения бывшему главе МИД Украины и экс-спикеру Рады 12:05, Новость Красное небо над Афинами. Видео 12:01, Новость Минцифры предложило запретить рекламные обзвоны россиян 12:00, Статья Британия заметила выросшую эффективность ударов России 11:58, Статья Суд приостановил права нидерландской X5 на «дочку» в России 11:58, Статья Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом 11:57, Статья
Газета
Кризисная доля КамАЗа
Газета № 079 (2096) (1305) Общество,
0

Кризисная доля КамАЗа

Продажи грузовиков упали вдвое, а доля его лидера выросла до половины рынка
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Рынок грузовиков в январе—апреле сократился в два раза из-за девальвации рубля и падения цен на нефть. В результате больше половины продаж теперь приходится на КамАЗ.

Падение ускоряется

​В апреле 2015 года продажи грузовых автомобилей массой от 3,5 т снизились на 58,7%, до 3,8 тыс. штук, по сравнению с апрелем 2014 года, сообщил «Автостат». По итогам четырех месяцев 2015 года рынок сократился на 45,9%, до 17,1 тыс. машин.

Худшую динамику из топ-10 компаний по продажам в январе—апреле показали немецкий MAN (-59,8%; 585 машин), шведская Scania (-59,1%; 864) и белорусский МАЗ (-51,2%; 1,3 тыс.). В плюсе остались только японская Isuzu (+23,7%; 793) и Саранский автозавод (+10,6%; 429). Лидер российского рынка КамАЗ сократил продажи на 43,9%, до 5,6 тыс. штук. Падение рынка ускоряется: в марте продажи грузовиков снизились на 49,7%, в феврале — на 42%, в январе — на 28%.

Продажи тяжелой техники массой от 14–40 т в январе—апреле упали еще больше — на 62%, до 9,2 тыс. штук, подсчитал КамАЗ. По собственной оценке, компания за четыре месяца реализовала 5 тыс. тяжелых машин — на 49% меньше, чем годом ранее. КамАЗ также производит грузовики массой до 14 т, объясняет представитель КамАЗа разницу с данными «Автостата». Кроме того, компания не учитывает технику, проданную до отчетного периода, но поставленную на учет только сейчас. Общую цифру по продажам КамАЗ не дает.

Сжатие рынка КамАЗ объясняет общими экономическими проблемами, в том числе снижением объемов строительства и закупок техники неф­тегазовыми компаниями, а также сложностями с привлечением финансирования. В настоящее время прекращены прежние и отсутствуют новые инфраструктурные проекты, существует неопределенность перспективы инвестиционных проектов. Объем строительства, где в основном используются грузовые автомобили, в первом квартале 2015 года в сопоставимых ценах снизился на 4,7% к тому же периоду 2014 года — до 914,6 млрд руб., отчитался в апреле Росстат. Также на продажи грузовиков оказывают давление обостренная геополитическая обстановка и введение санкций в отношении России, полагает КамАЗ.

Российское — дешевле

Первым на кризис отреагировала Volvo Trucks. Еще феврале компания бессрочно приостановила производство грузовиков в Калуге и сократила 30% персонала. Ее представитель не стал называть возможную дату возобновления производства и отказался давать прогнозы.

Другие производители пока сборку не останавливали, заявили РБК два крупных дилера грузовой техники. Наоборот, в настоящее время турецкая Ford Otosan готовится начать выпуск тяжелых грузовиков Ford Trucks на мощностях калининградского «Автотора». Уже собраны опытные образцы, серийное производство начнется в ближайшее время, уточнил представитель «Автотора».

Выгоду из кризисной ситуации пока сумел извлечь только КамАЗ. На фоне падения продаж рыночная доля российского производителя в сегменте тяжелых грузовиков выросла на 13 п.п., до 54%. В условиях экономического спада и снижения инвестиционных бюджетов потребители переориентируют спрос на более дешевую российскую технику, поясняет руководитель группы EY по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли в СНГ Андрей Томышев. «Во-вторых, российские производители несколько менее подвержены рискам роста себестоимости в период девальвации рубля по сравнению с иностранными компаниями с меньшим уровнем локализации или осуществляющими прямой импорт техники. В дополнение к этому долгосрочные связи с российскими металлургическими компаниями и существенные объемы закупок позволяют российским компаниям получать более комфортные условия по ценам на сталь», — считает аналитик.

КамАЗ рассчитывает, что государственная программа поддержки автопрома, а также смягчение кредитной политики в ближайшее время приведут к стабилизации рынка. «Мы надеемся, что стабилизация начнется с лета», — уточнил представитель КамАЗа. В этом году в компании планируют реализовать 26 тыс. машин — на 20% меньше объема продаж 2014 года. В целом, по оценке исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, падение продаж грузовиков в России может перевалить за отметку в 50%. В 2014 году в России было продано 88 тыс. грузовиков.