Лента новостей
Курьера из Таджикистана арестовали за оправдание теракта в «Крокусе» 14:42, Новость Порог беспошлинного ввоза посылок в Россию снизят до €200 14:42, Статья ЦБ назвал три новые рискованные схемы на рынке ипотеки 14:37, Статья Цена Dogecoin сильно выросла впервые за три года. В чем причина 14:36, Статья Минобороны сообщило о групповом ударе «Кинжалами» по объектам на Украине 14:31, Статья В Шебекино снаряд попал в частный гараж 14:17, Новость России вернули тела 29 погибших бойцов 14:14, Статья Сквозное шифрование: что за технология и как используется в логистике 14:14, Статья Акции Reddit обвалились на 24% после четырехдневного ралли 14:12, Статья В России вернули мораторий на штрафы застройщикам: в чем риски дольщиков 14:09, Статья Мурашко сообщил о смерти пострадавшего в теракте в «Крокусе» 14:06, Статья Украина сообщила о возвращении тел 121 погибшего военнослужащего 14:06, Статья Новак назвал срок восстановления оборудования на Нижегородском НПЗ 14:02, Статья ФХР оказала помощь 8-летнему хоккеисту, сбитому террористами у «Крокуса» 14:02, Статья Состоялось заседание экспертного совета по диверсификации ОПК 14:00 Sarex запустил программу переноса данных из Autodesk BIM 360 и ACC 13:50 Почему центробанки продолжают закупаться золотом и что будет с ценами 13:42, Статья У метро «Калужская» появятся сквер и городская площадь 13:38, Новость
Газета
Ночной сбой
Газета № 077 (2094) (3004) Общество,
0

Ночной сбой

Национальная платежная система не проработала без серьезных неполадок и месяца
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

В работе Национальной системы платежных карт (НСПК) ночью, 29 апреля, произошел крупный сбой. В течение пяти часов не обслуживались операции по картам MasterCard и Visa. НСПК объяснила сбой проблемами с сетью.

Что случилось

«Система не работала пять часов — с 2:15 до 7:10 утра, операции по картам через нее не проводились», — рассказал сотрудник банка из топ-20. Сотрудник другого банка добавил, что была проблема с каналами связи и авторизацией. «Нам пришлось задействовать межхостовые соединения, чтобы не останавливать операции по картам, рынок не спал всю ночь, в НСПК очень долго решали проблему. Повезло, что ночью операций не так много, если бы днем случился такой сбой, был бы коллапс», — сказал он.

Позднее, в среду, в НСПК подтвердили наличие проблем в системе минувшей ночью. Как говорится в сообщении пресс-службы Национальной платежной системы, сбой не носил системный или программный характер. С 07:12 мск операции обрабатываются в штатном режиме. «Программное обеспечение (Front-office НСПК) работало и было доступно. Часть банков сохраняла работоспособность с НСПК, операции успешно обрабатывались», — говорится в сообщении. В НСПК уточнили, что более подробная информация будет предоставлена по мере получения результатов анализа причины временной недоступности.

Уже вечером в среду НСПК распространила сообщение, в котором заявила, что «причиной неполадок стал сбой сетевого (коммуникационного) оборудования». «Проблема вызвана неоптимальными межсистемными настройками на канальном оборудовании внешних подключений, находящихся вне периметра НСПК», — говорится в сообщении.

«По сети взаимодействуют серверы НСПК, которые выполняют разные функции, — говорит директор по процессингу Промсвязьбанка Александр Петров. – Видимо, связь прервалась из-за повреждения телекоммуникационного оборудования». Неизвестно, есть ли в сетевой инфраструктуре НСПК резервы, и если есть, то были ли они задействованы оперативно, говорит Петров. «Пять часов для восстановления работы сети — достаточно большой отрезок времени», — добавляет Петров.

«Внешний фактор — очень широкое понятие. Сеть — это по сути провода в земле, их мог повредить, например, бульдозер, здесь возникает вопрос — есть ли у такой масштабной и социально значимой структуры, как НСПК, альтернативные резервы, которые можно задействовать для того, чтобы обеспечить бесперебойность проведения операций», — рассуждает сотрудник банка из топ-10.

Первый сбой в системе

Это первый крупный сбой в работе НСПК. Ранее банки высказывали опасения, что возможны сбои из-за быстрого запуска системы.

«Сейчас мы пожинаем плоды скорости внедрения НСПК», — сказал сотрудник одного из банков. В конце марта некоторые банки предупреждали своих клиентов о возможных сбоях, связанных с переводом платежного трафика на НСПК. Так, Райффайзенбанк распространил сообщение, в котором попросил клиентов «отнестись с пониманием к глобальным для большинства российских банков изменениям и возможным неудобствам, вызванным техническими работами».

О возможных сбоях своих клиентов предупредил и ЮниКредит Банк, он разместил на своем сайте сообщение, в котором говорилось, что «переход на новую платформу может вызвать временные трудности, связанные с обработкой операций по пластиковым картам».

Российские банки были настроены более оптимистично. Опрошенные РБК в конце марта крупные банки, включая Сбербанк, говорили, что переход на НСПК пройдет незаметно и клиенты будут платить картами без проблем. Некоторые банки, такие как Сбербанк, ВТБ24, «Ренессанс Кредит», сообщили о переходе на НСПК на официальных сайтах и пообещали клиентам, что он пройдет безболезненно. «Мы уверены, что после подключения к НСПК процесс обслуживания карт наших клиентов будет максимально стабильным, надежным и комфортным, как и в настоящее время», — приводил Сбербанк слова директора управления банковских карт и расчетно-кассовых услуг Ростислава Яныкина.

«Высокая централизация несет в себе и высокие риски. Наиболее устойчиво работают максимально распределенные системы, с различными вариантами дублирования функций. Использование межхостовых соединений, которые банки выстроили между собой и которые сегодня фактически находятся под запретом, хороший механизм повышения надежности системы в целом», — говорит исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет» Мария Михайлова.

Не все в НСПК

С 1 апреля в России заработала собственная система обработки платежей по банковским картам, к которой должны подключиться все банки, — она должна гарантировать проведение платежей внутри России вне зависимости от решений иностранных государств. Сейчас все операции по MasterCard идут через эту систему, Visa пока не завершила переход.​

Не все банки полностью перешли в национальную платежную систему по картам MasterCard. Например, операции по картам Ситибанка, у которого процессинговый центр расположен за рубежом, проходят через операционный центр MasterCard. Там осуществляется авторизация операции (запрос на ее проведение), а клиринг (закрытие операции) уже проводится в НСПК. Из-за этого банкоматы Ситибанка не могут принимать карты санкционных банков.

«Поскольку международные платежные системы не работают с санкционными банками, то операции по их картам «отбиваются» уже на первом этапе, при прохождении через MasterCard, и до национальной системы данные даже не доходят», — рассказывал РБК банкир, знакомый с ситуацией.