Лента новостей
Оптовые цены на баранину выросли за год на 30-40% 09:01, Статья Проект человека провалился: зачем смотреть спектакль «Собачье сердце» 09:00, Статья Госдеп США увидел проблемы со свободой СМИ на Украине 08:59, Статья Минтранс потребовал от перевозчиков объяснить проблему с билетами тезок 08:49, Новость Пивовары попали в поле зрения налоговой. Как их проверяют 08:46, Статья МИД Бразилии назвал число погибших граждан страны на Украине 08:41, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 08:37, Онлайн ЦСКА в дерби со «Спартаком» без трех ключевых игроков. Интриги тура РПЛ 08:30, Статья США расширили санкции против Ирана за кибератаки 08:25, Статья Губернатор Смоленской области рассказал о последствиях атаки дронов ВСУ 08:22, Новость Clearstream отказался поддержать выкуп заблокированных бумаг у россиян 08:11, Статья Власти обсудили «дискуссионный вопрос» маршрута ВСМ Москва — Петербург 08:00, Статья Над регионами центральной части России уничтожили восемь дронов ВСУ 07:56, Новость Мосгорсуд усомнился в деле о похищении певца Авраама Руссо 07:49, Статья Какие «самые четкие» предупреждения повез в Китай Энтони Блинкен 07:40, Статья Минкульт исключил гонорары у уехавших авторов «Мастера и Маргариты» 07:36, Новость Финдиректору Whoosh выдали предупреждение из-за слов о росте тарифов 07:24, Новость В Одессе раздались взрывы 07:15, Статья
Газета
Как побороть рентное государство в России
Газета № 063 (2080) (1004) Общество,
0

Как побороть рентное государство в России

Фото: Олег Яковлев/РБК
Фото: Олег Яковлев/РБК

Честные выборы, независимый суд, сильное самоуправление? Эти институты необязательно насаждать по всей стране, чтобы добиться экономического роста.

Годы без роста

Сколько бы умных слов ни было сказано про экономический потенциал России, мы будем упираться в замкнутый круг. В начале 2000-х правящая группа осознала достаточность объемов экспорта природных ресурсов для финансирования приемлемого уровня жизни в стране. Была принята идеология рентной экономики: бюджет держится на зарабатывании ренты, обеспечение населения происходит в виде распределения ренты, а политика сводится к борьбе за контроль над рентой.

Но теперь даже по оценкам осторожных экспертов ВШЭ, если нефть удержится на $60–70 за баррель, России предстоят годы без экономического роста, двузначной инфляции и медленного проедания резервов. Попытка изменить ситуацию за счет финансовой накачки государственных монополий и холдингов лояльных олигархов обречена заранее.

Решить проблему могло бы развитие независимого нересурсного бизнеса, который при этом не может участвовать в борьбе за власть. Для этого может быть введен специальный режим иностранных инвестиций, и прежде всего выделение специальных предприятий с иностранными инвестициями (СПИИ): все предприятия на территории России, в которых не менее 76% капитала и 51% долга проинвестировано иностранными инвесторами, а суммарный объем капитала — не менее, скажем, $10 млн. Им должно быть запрещено любое участие в политической деятельности в России и ее финансирование, добыча полезных ископаемых, участие в оборонной промышленности, СМИ и других отраслях.

Особый режим для особых компаний

Для СПИИ должны существовать специальные суды, создаваемые с широким привлечением иностранных юристов, и специальное правовое пространство, максимально приближенное к британскому праву. Количество таких компаний будет ограничено, и на регион будет достаточно одного суда. СПИИ будут вправе подавать апелляции на решения таких судов в Лондонском арбитражном суде, чье решение будет окончательным и обязательным.

Для таких компаний стоит обнулить налог на прибыль, реинвестируемую внутри компании, в другие СПИИ и в компании-резиденты России. Далее можно в целях стимулирования снижать ставку НДС и уровень налогов на ФОТ. Отчетность СПИИ нужно привести в соответствие с британскими стандартами и рассматривать налоговые иски к ним в тех же специальных судах.

Сотрудники и совладельцы СПИИ должны получать статус иностранного инвестиционного агента (ИИА): административную подсудность только специальным судам, невозможность возбуждения уголовного дела против них по экономическим статьям, пока деяние и ущерб не доказаны в специальном суде для СПИИ и ряд других прав. Они не должны заниматься политической деятельностью и возможно, даже должны быть лишены избирательных прав. Если сотрудник СПИИ нарушает правила, компания может потерять свой статус.

Специальные территории иностранного инвестирования (СТИИ) — компактные зоны, где предприятия получают статус СПИИ, а их работники или даже все жители зоны — статус ИИА. Налоги на СПИИ в этой зоне обнуляются на 25–50 лет. Для начала можно создать под Москвой две такие зоны: с IT-профилем и финансовым профилем, а потом определить другие территории и профили для них. Они должны получить широкие права самоуправления: выборность глав и местных советов, невозможность сместить выбранных чиновников «сверху» и полный контроль над местным бюджетом, в который будут идти 100% местных налогов и существенная часть НДС и налогов на доход и прибыль. Россия должна дать минимум 50 летнюю гарантию на сохранение этих законодательных статусов.

Лучше Кремниевой долины

Бизнес, приспособившийся зарабатывать на особых отношениях с государством, останется в обычном статусе. А те предприниматели, которые захотят независимости и гарантий защиты своих прав, хотя бы частично вернут капиталы в Россию в формате СПИИ. Россия станет привлекательной и для иностранных инвесторов, которые будут активно выносить бизнесы в Россию из за более низкой себестоимости и близости к рынку сбыта.

Если на специальных территориях объявить нулевую ставку налога на доходы, полученные за пределами России, а также на дивиденды, проценты, роялти, авторские гонорары и доход от долгосрочного инвестирования в акции, СТИИ будут не менее привлекательны для самых разных технологических и финансовых компаний, штаб-квартир холдингов и частных инвесторов, чем Кремниевая долина (все хорошо, но высокие налоги), Дубай (тяжелый климат и нестабильный регион), Гонконг (далеко, политическая стабильность под вопросом, перспектива интеграции с Китаем) или Сингапур (далеко, нет гарантий стабильности, сильное китайское влияние).

Рост на 10% в год

Если такие действия позволят остановить отток капитала (около $50 млрд в год) и привлечь в страну хотя бы еще $40 млрд, это $90 млрд в год. Уже через 2-4 года мы получим рост ВВП только от этих инвестиций на 7,5–8% в год. Мультипликативный эффект — развитие бизнесов, обслуживающих компании с иностранными инвестициями и СТИИ, — даст еще минимум 50% от этого прироста. Не стоит забывать и о релокации в специальные территории иностранцев, их индивидуальных инвестициях в жилье, инфраструктуру, собственность на месте и их активном потреблении.

В этих компаниях и на этих территориях постараются оказаться миллионы граждан России, которые хотят жить в правовой среде и европейской системе управления. В ИИА могут превратиться около 10 млн граждан и не менее 1 млн экспатов, которые дадут работу еще 7,5–12,5 млн граждан России. В общей сложности система заберет у рентного государства задачу «прокормить» 25–35 млн человек.

Существующая власть за счет такой системы существенно улучшит материальное положение народа, повысит свой рейтинг и нейтрализует наиболее активную часть населения — рассерженных горожан, которые выпадут по своей воле из политической жизни. Закроются «оппозиционные» СМИ, можно будет заблокировать Facebook — все равно почти все его пользователи окажутся на специальных территориях.

И власти не надо будет решать вопрос, какие индустрии развивать, что делать для экономического подъема страны. На этот вопрос будут отвечать СПИИ и СТИИ — за свой счет и неся свои риски. У страны же будет возможность мультиплицировать правильные ответы. И есть опасение, что подобная система является последним шансом России в нынешнем властном цикле на экономическое развитие.Статья публикуется в цикле «Россия после кризиса».

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.