Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Автомобиль за свои
Лента новостей 14:23 МСК
Могерини напомнила властям России об ответственности за безопасность ЛГБТ Политика, 14:13 Российским компаниями прописали право на бессрочный долг Финансы, 14:04 В Татарстане заложили однотипный ударившему по боевикам в Сирии корабль Технологии и медиа, 14:01 Лучшие предложения рынка наличной валюты  14:00   USD НАЛ. Покупка 55,95 Продажа 56,02 EUR НАЛ. 60,59 60,75 Синоптики пообещали москвичам конец «драмы» с похолоданием Общество, 13:54 Литва назвала причину нарушения границы Белоруссии своим самолетом Политика, 13:54 СБ Украины возбудила уголовное дело из-за взрыва автомобиля ОБСЕ в ЛНР Политика, 13:42 Росгвардия ответила на слова Венедиктова об участии в боях в Сирии Политика, 13:37 В правительстве рассказали об отсутствии у власти единого образа будущего Экономика, 13:37 Почти президент: как ошибки соперников дали шанс Эмманюэлю Макрону Алексей Чихачев эксперт Российского совета по международным делам Мнение, 13:28 Немецкий индекс DAX показал рекорд роста за день после выборов во Франции Финансы, 13:27 Власти Москвы перекроют Тверскую 25 апреля из-за репетиции парада Победы Общество, 13:27 Банк «Спурт» заявил о приостановке операций по счетам клиентов Финансы, 13:25 Таксисты заявили о планах отказаться от «Яндекс.Навигатор» Бизнес, 13:15 Биржевой курс доллара опустился до минимума почти за два года Финансы, 13:11 Минздрав предложил указывать предельную дневную дозу алкоголя на бутылках Общество, 13:10 ФСИН ответила на сообщения о бунте в колонии в Новосибирской области Общество, 13:09 Отца полковника Захарченко обвинили по двум эпизодам хищения Общество, 13:03 Курс евро на завтра  13:01 EUR ЦБ 60.8461 +0.5274 Курс доллара на завтра  13:01 USD ЦБ 56.0794 -0.1513 Матвиенко сравнила Роскомнадзор с сонным царством Политика, 12:53 Группа ПИК отчиталась о двукратном росте продаж Бизнес, 12:45 Экс-главу рыбокомбината на Шикотане оштрафовали после жалобы Путину Общество, 12:43 Оппозиция подала заявку на проведение акции в Москве 6 мая Политика, 12:43 Погранслужба Украины сообщила о сокращении числа поездок украинцев в Крым Общество, 12:40 В ночь после первого тура выборов в Париже полиция задержала 143 человека Политика, 12:38 МИД прокомментировал просьбу США «повлиять» на ополченцев Донбасса Политика, 12:14 «Новая газета» обвинила Кадырова в обмане президента Политика, 12:03
Газета № 054 (2071) (3003) 30 мар 2015, 00:25
Альберт Кошкаров, Юлия Полякова
Автомобиль за свои
Желающих взять автокредит за год стало вдвое меньше
Фото: ТАСС

Желающих взять кредит на покупку автомобиля стало в два раза меньше, показал опрос НАФИ. Граждан останавливают высокие процентные ставки и неуверенность в зав­трашнем дне.

Ставки растут, продажи падают

По данным опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в феврале 2015 года, 83% граждан не рассматривают покупку нового автомобиля. Только 14% россиян планируют купить автомобиль в обозримом будущем, причем приобрести машину в течение ближайшего года намерены только 4% опрошенных.

Среди тех, кто планирует покупку автомобиля, большая часть (60%) рассчитывает на собственные средства или на помощь друзей и знакомых. А вот доля россиян, готовых взять на покупку автомобиля кредит в банке, стала значительно меньше, чем в 2014 году. Если в прошлом году возможность получения автокредита рассматривали 58% респондентов, то сейчас их доля упала до 25%. При этом в 2014 году на собственные финансовые ресурсы рассчитывали только 27% граждан, и только 5% были готовы взять в долг у друзей и родственников.

Как отмечается в исследовании НАФИ, процент желающих обойтись своими силами велик, чаще всего это граждане в возрасте 35–44 лет. Для этих людей чаще характерен и более высокий уровень образования.

Пользоваться услугами банков будущие автовладельцы не хотят по разным причинам. Около четверти опрошенных сказали, что не готовы переплачивать за покупку из‑за высокой процентной ставки. По данным ассоциации российских автодилеров (РОАД), в январе 2015 года средняя ставка по автокредитам составляла 23%. Об этом глава ассоциации Владимир Моженков сообщал в письме премьер-министру Дмитрию Медведеву. РОАД привела данные, согласно которым продажи автомобилей в кредит в январе упали до 8% по сравнению с 35% годом ранее.

Спрос на автокредиты упал из‑за резкого роста банковских ставок — с 13–15 до 19–21%, поясняют дилеры, а также из‑за снижения потребительской активности. Например, продажи автомобилей в январе–феврале упали на 32,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 243,8 тыс. штук. Из-за падения доходов населения вырос риск просрочек по кредитам.

Данные опроса, проведенного НАФИ, подтверждают причины снижения продаж автомобилей. Около 20% респондентов заявили, что не готовы покупать автомобиль, поскольку у них нет уверенности в будущем, еще 20% опрошенных сообщили, что их доходов не хватает для выплат по кредиту.

Льготы от правительства спасут

Банкиры готовятся к худшим временам и говорят, что автокредитование будет сворачиваться. «Сейчас некоторые банки врем​​​​​​енно приостанавливают или вообще закрывают автокредитование», — отмечает директор по продажам дивизионов «Премиум» и «Эла» ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев. По его словам, объем предложений банков по автокредитам снизился на 15,3%. Как полагает Зиновьев, снижение реальных доходов населения и высокий уровень безработицы в стране приводит к снижению количества одобрений по автокредитам.

Аналитик S&P Роман Рыбалкин отметил, что рынок автокредитования весьма специфичный. «По сути это розница со всеми ее рисками, например в виде роста просрочек из‑за падения доходов населения, но с более низкой маржинальностью», — сказал Рыбалкин. Он считает, что для банков, возможно, за исключением специализированных автобанков, автокредитование, скорее всего, перестанет быть стратегическим направлением, хотя и будет присутствовать в линейке.

«В условиях ухудшения экономической ситуации, ожидания снижения реальных зарплат населения и роста безработицы банки будут наверняка стараться уменьшить объем риска на балансе», — говорит ведущий аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин. По его оценкам, падение в сегменте автокредитования из‑за снижения продаж новых автомобилей может достигать порядка 15%. «Большинство банков в условиях ухудшения операционной среды ужесточили требования к заемщикам, тем самым ограничив объем открываемых кредитных лимитов», — добавил аналитик.

Поддержать рынок может программа льготного автокредитования правительства. Предварительно государство на нее выделит 1,5 млрд руб. В рамках программы государство компенсирует банкам 70% от ключевой ставки ЦБ (сейчас — 14%). Это существенно удешевит стоимость заемных средств, что будет стимулировать спрос на автокредиты. Директор департамента розничных продаж ЮниКредит Банка Иван Матвеев говорит, что спрос на автокредиты с начала года действительно снизился. «В перспективе динамика рынка автокредитования будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, ситуации в экономике, емкости предложения автомобилей от дистрибьюторов», — считает банкир. По словам Матвеева, государственная программа льготного автокредитования сейчас необходима для поддержания этого сегмента.