Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Автомобиль за свои
Лента новостей 3:11 МСК
В поезде «Москва-Ницца» в Австрии на ходу отвалилась дверь Общество, 01:37 Власти Финляндии вернули детей россиянки в приют Общество, 00:57 США предупредили о возможных терактах в американских отелях в Турции Политика, 00:45 Порошенко поблагодарил комитет Европарламента за подарок к дню рождения Политика, 00:11 Жители Азербайджана поддержали увеличение срока президентских полномочий Политика, Вчера, 23:44 «Ростех» предложил операторам создать ЦОДы при реализации «пакета Яровой» Политика, Вчера, 23:17 Думский квартет: как «Единая Россия» поделилась постами в парламенте Политика, Вчера, 22:35 Венесуэла анонсировала контракт с «Роснефтью» по двум месторождениям Экономика, Вчера, 22:32 Битва за Алеппо: как обострение в Сирии изменит отношения США и России Политика, Вчера, 22:12 Уехавших за границу россиян заставят отчитаться о зарубежных счетах Экономика, Вчера, 22:00 Украинская прокуратура возбудила дела против депутатов Госдумы от Крыма Политика, Вчера, 21:52 Касьянов счел преждевременными разговоры об изменениях в ПАРНАС Политика, Вчера, 21:47 Москва заняла одно из последних мест в рейтинге мировых финансовых столиц Экономика, Вчера, 21:27 Шувалов по поручению Путина изучит вопрос о выходе «Транснефти» из НМТП Бизнес, Вчера, 21:25 В офисе Сбербанка в Москве нашли принимающую биткоины кофейню Финансы, Вчера, 21:11 СМИ назвали «прошение Бастрыкина» заявлением об увольнении Маркина Политика, Вчера, 21:08 Россия отменила запрет на импорт овощей и фруктов из Египта Политика, Вчера, 20:54 Всенародный референдум: зачем Азербайджан третий раз меняет Конституцию Политика, Вчера, 20:32 Политсовет ПАРНАС отказался исключать Яшина из партии Политика, Вчера, 20:31 Суд оставил под арестом бизнесмена Михальченко Общество, Вчера, 20:23 Прокурор Крыма Наталья Поклонская подала в отставку Политика, Вчера, 19:58 ЦБ займется снижением рисков от высказываний чиновников для рынка Экономика, Вчера, 19:31 Комитет Европарламента одобрил введение безвизового режима с Украиной Политика, Вчера, 19:23 Стоимость нефти Brent выросла более чем на 3% Экономика, Вчера, 19:20 «РуссНефть» Гуцериева в ноябре выставит на биржу 10–15% акций Бизнес, Вчера, 19:16 Суд арестовал облившего фотографии в Центре братьев Люмьер Общество, Вчера, 18:57 Дыра в Военно-промышленном банке превысила 6 млрд руб. Финансы, Вчера, 18:52
Газета № 054 (2071) (3003) 30 мар 2015, 00:25
Альберт Кошкаров, Юлия Полякова
Автомобиль за свои
Желающих взять автокредит за год стало вдвое меньше
Фото: ТАСС

Желающих взять кредит на покупку автомобиля стало в два раза меньше, показал опрос НАФИ. Граждан останавливают высокие процентные ставки и неуверенность в зав­трашнем дне.

Ставки растут, продажи падают

По данным опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в феврале 2015 года, 83% граждан не рассматривают покупку нового автомобиля. Только 14% россиян планируют купить автомобиль в обозримом будущем, причем приобрести машину в течение ближайшего года намерены только 4% опрошенных.

Среди тех, кто планирует покупку автомобиля, большая часть (60%) рассчитывает на собственные средства или на помощь друзей и знакомых. А вот доля россиян, готовых взять на покупку автомобиля кредит в банке, стала значительно меньше, чем в 2014 году. Если в прошлом году возможность получения автокредита рассматривали 58% респондентов, то сейчас их доля упала до 25%. При этом в 2014 году на собственные финансовые ресурсы рассчитывали только 27% граждан, и только 5% были готовы взять в долг у друзей и родственников.

Как отмечается в исследовании НАФИ, процент желающих обойтись своими силами велик, чаще всего это граждане в возрасте 35–44 лет. Для этих людей чаще характерен и более высокий уровень образования.

Пользоваться услугами банков будущие автовладельцы не хотят по разным причинам. Около четверти опрошенных сказали, что не готовы переплачивать за покупку из‑за высокой процентной ставки. По данным ассоциации российских автодилеров (РОАД), в январе 2015 года средняя ставка по автокредитам составляла 23%. Об этом глава ассоциации Владимир Моженков сообщал в письме премьер-министру Дмитрию Медведеву. РОАД привела данные, согласно которым продажи автомобилей в кредит в январе упали до 8% по сравнению с 35% годом ранее.

Спрос на автокредиты упал из‑за резкого роста банковских ставок — с 13–15 до 19–21%, поясняют дилеры, а также из‑за снижения потребительской активности. Например, продажи автомобилей в январе–феврале упали на 32,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 243,8 тыс. штук. Из-за падения доходов населения вырос риск просрочек по кредитам.

Данные опроса, проведенного НАФИ, подтверждают причины снижения продаж автомобилей. Около 20% респондентов заявили, что не готовы покупать автомобиль, поскольку у них нет уверенности в будущем, еще 20% опрошенных сообщили, что их доходов не хватает для выплат по кредиту.

Льготы от правительства спасут

Банкиры готовятся к худшим временам и говорят, что автокредитование будет сворачиваться. «Сейчас некоторые банки врем​​​​​​енно приостанавливают или вообще закрывают автокредитование», — отмечает директор по продажам дивизионов «Премиум» и «Эла» ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев. По его словам, объем предложений банков по автокредитам снизился на 15,3%. Как полагает Зиновьев, снижение реальных доходов населения и высокий уровень безработицы в стране приводит к снижению количества одобрений по автокредитам.

Аналитик S&P Роман Рыбалкин отметил, что рынок автокредитования весьма специфичный. «По сути это розница со всеми ее рисками, например в виде роста просрочек из‑за падения доходов населения, но с более низкой маржинальностью», — сказал Рыбалкин. Он считает, что для банков, возможно, за исключением специализированных автобанков, автокредитование, скорее всего, перестанет быть стратегическим направлением, хотя и будет присутствовать в линейке.

«В условиях ухудшения экономической ситуации, ожидания снижения реальных зарплат населения и роста безработицы банки будут наверняка стараться уменьшить объем риска на балансе», — говорит ведущий аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин. По его оценкам, падение в сегменте автокредитования из‑за снижения продаж новых автомобилей может достигать порядка 15%. «Большинство банков в условиях ухудшения операционной среды ужесточили требования к заемщикам, тем самым ограничив объем открываемых кредитных лимитов», — добавил аналитик.

Поддержать рынок может программа льготного автокредитования правительства. Предварительно государство на нее выделит 1,5 млрд руб. В рамках программы государство компенсирует банкам 70% от ключевой ставки ЦБ (сейчас — 14%). Это существенно удешевит стоимость заемных средств, что будет стимулировать спрос на автокредиты. Директор департамента розничных продаж ЮниКредит Банка Иван Матвеев говорит, что спрос на автокредиты с начала года действительно снизился. «В перспективе динамика рынка автокредитования будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, ситуации в экономике, емкости предложения автомобилей от дистрибьюторов», — считает банкир. По словам Матвеева, государственная программа льготного автокредитования сейчас необходима для поддержания этого сегмента.