Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Автомобиль за свои
Лента новостей 16:51 МСК
Московское метро заключило контракт на размещение рекламы на десять лет Бизнес, 16:18 Врачи допустили выписку президента Киргизии из ЦКБ к концу недели Политика, 16:17 Компанию Илона Маска обвинили в краже интеллектуальной собственности Бизнес, 16:12 Лучшие предложения рынка наличной валюты  16:00   USD НАЛ. Покупка 64,09 Продажа 64,11 EUR НАЛ. 71,88 71,91 В Старом Осколе водители выстроили автобусы в надпись «Путин, помоги» Общество, 15:52 В Грузии завели дело о заговоре из-за аудиозаписи «разговора Саакашвили» Политика, 15:44 Погибших при пожаре на складе пожарных представили к орденам Мужества Общество, 15:35 Следствие отказалось амнистировать владельца SPI Group Юрия Шефлера Общество, 15:23 Путин призвал не спешить наращивать объемы экспорта зерна Экономика, 15:22 Альфа-банк заключил мировую по долгу с производителем танка «Армата» Бизнес, 15:19 Avito стала владельцем портала Domofond.ru Технологии и медиа, 15:05 «Роснефть» и Сбербанк создали совместное предприятие для газовых проектов Бизнес, 15:01 Медведев обсудил с премьером Турции совместные энергетические проекты Политика, 14:56 КНДР объявила о завершении разработки ядерного оружия Политика, 14:54 Куда идет Америка: о чем Клинтон и Трамп спорили на первых дебатах Политика, 14:47 После отравления 14 детей в реабилитационном центре Томска возбудили дело Общество, 14:43 Жители Азербайджана проголосовали за увеличение президентского срока Политика, 14:33 Мировые рынки признали победу Клинтон над Трампом на дебатах Экономика, 14:28 В Госдуме предложили отстранять учителей от работы за подлог на выборах Политика, 14:08 Война за мир: почему России не удалось стать арбитром в Сирии Леонид Исаев арабист, старший преподаватель Высшей школы экономики Мнение, 14:08 Хворостовский отменил выступление в Вене из-за курса химиотерапии Общество, 13:58 В Москве назвали «фантазиями» сближение Ту-160 с гражданским лайнером Политика, 13:58 Губернатор Петербурга попросил прекратить разговоры о его отставке Политика, 13:31 Министр образования запретила произносить слово «услуга» в школах Общество, 13:21 Мосгорсуд отказался освободить полковника Захарченко Политика, 13:15 Суд обязал компанию S7 обеспечить пассажирам бесплатный провоз багажа Общество, 13:04 Полковник Захарченко заявил о слежке ФСБ с помощью тарелки с микрофоном Политика, 12:56
Газета № 054 (2071) (3003) 30 мар 2015, 00:25
Альберт Кошкаров, Юлия Полякова
Автомобиль за свои
Желающих взять автокредит за год стало вдвое меньше
Фото: ТАСС

Желающих взять кредит на покупку автомобиля стало в два раза меньше, показал опрос НАФИ. Граждан останавливают высокие процентные ставки и неуверенность в зав­трашнем дне.

Ставки растут, продажи падают

По данным опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в феврале 2015 года, 83% граждан не рассматривают покупку нового автомобиля. Только 14% россиян планируют купить автомобиль в обозримом будущем, причем приобрести машину в течение ближайшего года намерены только 4% опрошенных.

Среди тех, кто планирует покупку автомобиля, большая часть (60%) рассчитывает на собственные средства или на помощь друзей и знакомых. А вот доля россиян, готовых взять на покупку автомобиля кредит в банке, стала значительно меньше, чем в 2014 году. Если в прошлом году возможность получения автокредита рассматривали 58% респондентов, то сейчас их доля упала до 25%. При этом в 2014 году на собственные финансовые ресурсы рассчитывали только 27% граждан, и только 5% были готовы взять в долг у друзей и родственников.

Как отмечается в исследовании НАФИ, процент желающих обойтись своими силами велик, чаще всего это граждане в возрасте 35–44 лет. Для этих людей чаще характерен и более высокий уровень образования.

Пользоваться услугами банков будущие автовладельцы не хотят по разным причинам. Около четверти опрошенных сказали, что не готовы переплачивать за покупку из‑за высокой процентной ставки. По данным ассоциации российских автодилеров (РОАД), в январе 2015 года средняя ставка по автокредитам составляла 23%. Об этом глава ассоциации Владимир Моженков сообщал в письме премьер-министру Дмитрию Медведеву. РОАД привела данные, согласно которым продажи автомобилей в кредит в январе упали до 8% по сравнению с 35% годом ранее.

Спрос на автокредиты упал из‑за резкого роста банковских ставок — с 13–15 до 19–21%, поясняют дилеры, а также из‑за снижения потребительской активности. Например, продажи автомобилей в январе–феврале упали на 32,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 243,8 тыс. штук. Из-за падения доходов населения вырос риск просрочек по кредитам.

Данные опроса, проведенного НАФИ, подтверждают причины снижения продаж автомобилей. Около 20% респондентов заявили, что не готовы покупать автомобиль, поскольку у них нет уверенности в будущем, еще 20% опрошенных сообщили, что их доходов не хватает для выплат по кредиту.

Льготы от правительства спасут

Банкиры готовятся к худшим временам и говорят, что автокредитование будет сворачиваться. «Сейчас некоторые банки врем​​​​​​енно приостанавливают или вообще закрывают автокредитование», — отмечает директор по продажам дивизионов «Премиум» и «Эла» ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев. По его словам, объем предложений банков по автокредитам снизился на 15,3%. Как полагает Зиновьев, снижение реальных доходов населения и высокий уровень безработицы в стране приводит к снижению количества одобрений по автокредитам.

Аналитик S&P Роман Рыбалкин отметил, что рынок автокредитования весьма специфичный. «По сути это розница со всеми ее рисками, например в виде роста просрочек из‑за падения доходов населения, но с более низкой маржинальностью», — сказал Рыбалкин. Он считает, что для банков, возможно, за исключением специализированных автобанков, автокредитование, скорее всего, перестанет быть стратегическим направлением, хотя и будет присутствовать в линейке.

«В условиях ухудшения экономической ситуации, ожидания снижения реальных зарплат населения и роста безработицы банки будут наверняка стараться уменьшить объем риска на балансе», — говорит ведущий аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин. По его оценкам, падение в сегменте автокредитования из‑за снижения продаж новых автомобилей может достигать порядка 15%. «Большинство банков в условиях ухудшения операционной среды ужесточили требования к заемщикам, тем самым ограничив объем открываемых кредитных лимитов», — добавил аналитик.

Поддержать рынок может программа льготного автокредитования правительства. Предварительно государство на нее выделит 1,5 млрд руб. В рамках программы государство компенсирует банкам 70% от ключевой ставки ЦБ (сейчас — 14%). Это существенно удешевит стоимость заемных средств, что будет стимулировать спрос на автокредиты. Директор департамента розничных продаж ЮниКредит Банка Иван Матвеев говорит, что спрос на автокредиты с начала года действительно снизился. «В перспективе динамика рынка автокредитования будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, ситуации в экономике, емкости предложения автомобилей от дистрибьюторов», — считает банкир. По словам Матвеева, государственная программа льготного автокредитования сейчас необходима для поддержания этого сегмента.