Лента новостей
Самые интересные для России новинки Пекинского автосалона. Онлайн 12:29, Новость «Ъ» узнал о планах ужесточить требования к классификаторам гостиниц 12:27, Статья В Нижнем Тагиле произошел мощный пожар в кафе 12:27, Новость Собянин анонсировал масштабное благоустройство на западе Москвы 12:25, Статья Передававшего данные о военных России пособника СБУ осудили на 11 лет 12:16, Новость Россия направила ноту Турции из-за ситуации с туристами 12:14, Статья Настю Ивлееву оштрафовали на ₽50 тыс. за дискредитацию армии 12:12, Новость МИД опроверг подготовку запрета на замену документов за границей 12:09, Статья СК предъявил обвинения бывшему главе МИД Украины и экс-спикеру Рады 12:05, Новость Красное небо над Афинами. Видео 12:01, Новость Минцифры предложило запретить рекламные обзвоны россиян 12:00, Статья Британия заметила выросшую эффективность ударов России 11:58, Статья Суд приостановил права нидерландской X5 на «дочку» в России 11:58, Статья Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом 11:57, Статья СК завершил расследование дел наемников ВСУ из США, Британии и Франции 11:55, Новость ВОЗ выяснила, в какой стране Европы дети пьют больше всего 11:41, Новость Лукашенко рассказал об усталости ВСУ и предложил «сыграть вничью» 11:39, Статья Как выглядят муляжи бомб, которые закладывали под мосты в Твери 11:38, Новость
Газета
Минус 2% бюджета
Газета № 037 (2054) (0403) Общество,
0

Минус 2% бюджета

Кто выиграл и кто проиграл от сокращения госрасходов
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Секвестр бюджета на 2015 год в разной степени затронул интересы министерств и ведомств. В числе проигравших Росавиация и Минприроды. А МИД из-за девальвации рубля получит на 32,6% больше.

Во вторник Минфин опубликовал на портале regulation.gov.ru проект изменений в федеральный бюджет на 2015 год. Общее сокращение расходов оценивается чуть более чем в 1 трлн руб. Но дополнительные траты, связанные с обесцениванием рубля и необходимостью проиндексировать выплаты пенсионерам и военнослужащим на уровень фактической инфляции, смазали эффект от секвестра. В результате общие расходы уменьшатся всего на 298 млрд руб.

Сокращение нельзя назвать равномерным (ранее предполагалось линейное сокращение расходов на 10%). Ведомства теряли деньги явно пропорционально своим лоббистским возможностям. Министр финансов Антон Силуанов, представляя основные параметры бюджета 2 марта, говорил, что в бюджете силовики занимают до 40% всех расходов. Еще около 35%, по его словам, – это социальный блок и дотации Пенсионному фонду. «Поэтому особо сильно здесь не разбежишься», – признался он. Выросший курс доллара потребовал даже увеличивать расходы МИДа и Минфина, связанные с внешними обязательствами. Доходы МИДа поэтому выросли на 32,6%, Минфина – на 7%.

Расходы ФСБ в 2015 году сократятся только на 2,9%, расходы Минобороны – на 3,7%. В целом секвестр 2015 года не превысил 2%. Основное сокращение расходов Минфин переносит на 2016–2017 годы, причем в наиболее жесткой форме – в 2017 году, поскольку в 2016 году министерство согласно потратить из Резервного фонда на расходы 1,16 трлн руб.

Доходы в новой редакции бюджета-2015 сокращаются куда значительнее, чем расходы, – на 2,6 трлн руб.: с 15 трлн до 12,5 трлн руб. Возникающую из-за этого дыру в бюджете в 2,76 трлн руб. (3,8% ВВП) Минфин намерен закрывать деньгами Резервного фонда. В результате к 2017 году в фонде останется всего 519 млрд руб. Наполняться вновь он будет только в том случае, если цена нефти отрастет до $70 за баррель.

Силуанов не скрывает, что более радикальное сокращение расходов и тем более их неувеличение станет возможным только после исчерпания резервов. Пока бюджетные проектировки это не показывают. Минфин предлагает зафиксировать такой курс прежде всего в основных направлениях деятельности правительства (ОНДП), которые в понедельник рассматривали на совещании у премьера Дмитрия Медведева.

В ОНДП Силуанов предлагает зафиксировать отказ от пропорционального секвестра, который с трудом соблюдается и в 2015 году. Вместо этого предлагается перейти «к осмысленному выбору приоритетов, сокращению статей бюджета с учетом оценки их макро­экономического эффекта», говорится в проекте документа, с которым удалось ознакомиться РБК.

По логике Минфина средства Резервного фонда можно использовать только для смягчения бюджетного маневра, который позволит отойти от сложившейся в последние годы практики, когда постоянный рост расходов составлял около 1 трлн руб. в год. Идея, которая должна быть распространена на весь трехлетний бюджетный цикл, – заморозить расходы на уровне 2015 года (чуть более 15 трлн руб.).

Одна из главных целей проекта ОНДП – добиться бездефицитного бюджета к 2017 году. Силуанов настаивает на том, что в течение трех лет необходимо провести структурные реформы, они позволят снизить расходы, «которые мы потянуть не сможем». Предлагается оптимизировать социальные обязательства, провести пенсионную реформу и корректировать расходы на бюджетников так, чтобы зарплаты росли с учетом роста производительности труда.

Проект поправок в текущий бюджет правительство намерено утвердить уже 5 марта. Изменение ОНДП запланировано на 20 марта, только после этого Минфин начнет формировать подходы к правилам бюджета на 2016 и 2017 годы.