Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Почему правительство все еще борется с кризисом 2008 года
Лента новостей 17:06 МСК
Цена барреля Brent впервые с начала мая упала ниже $45 Экономика, 16:43 Полиция Германии заявила о 410 потенциальных террористах среди беженцев Политика, 16:16 Власти нашли 100 млрд руб. на разозлившую Путина дорогу в Крыму Политика, 16:04 Лучшие предложения рынка наличной валюты  16:00   USD НАЛ. Покупка 65,00 Продажа 64,98 EUR НАЛ. 71,38 71,41 Медведев попросил предотвратить воровство при строительстве дорог в Крыму Экономика, 15:58 Turkish Airlines уволила больше 200 сотрудников после мятежа Политика, 15:52 Неистовые из Сасуна: кто захватил отделение полиции в Ереване Фотогалерея, 15:45 NYT рассказала о «российском следе» в утечке документов Демпартии США Политика, 15:38 Около ноля: когда лопнет пузырь суверенных долгов Максим Васин главный экономист, директор методического департамента Национального рейтингового агентства Мнение, 15:05 Суд опроверг сообщения о рассмотрении присяжными «дела Немцова» Политика, 15:04 На Украине пьяных водителей будут лишать прав на десять лет Общество, 14:54 Новым владельцем российского офиса ТНК-BP оказалась группа «Регион» Бизнес, 14:49 Verizon выплатит $4,83 млрд за активы Yahoo Бизнес, 14:42 «Россети» отчитались о росте прибыли в 41 раз Бизнес, 14:34 В Кремле ознакомились с письмом ученых о разрушении системы НИИ Общество, 14:29 Устроившего взрыв в Ансбахе мужчину собирались депортировать в Болгарию Политика, 14:14 Курс евро на завтра  13:46 EUR ЦБ 71.209 -0.0423 Курс доллара на завтра  13:46 USD ЦБ 64.9184 +0.2914 Активист сообщил о задержании снимавших на камеру у здания ОВД Раменское Общество, 13:42 Суд оценил стоимость оставшихся после Березовского активов Финансы, 13:34 Акции Nintendo показали рекорд падения после заявлений об игре Pokemon Go Бизнес, 13:19 Путин не поедет на церемонию открытия Олимпиады в Рио-де-Жанейро Политика, 13:18 Кремль прокомментировал решение МОКа о допуске России на Олимпиаду в Рио Политика, 13:16 Группа LVMH продаст владельца брендов Donna Karan и DKNY за $650 млн Бизнес, 13:15 Адвокат обвиняемого по «делу Немцова» заявил о согласии суда на присяжных Политика, 13:06 Туроператоры заявили о возобновлении продаж туров в Турцию «за один день» Общество, 13:05 Путин назвал неприемлемым сложившийся статус-кво в отношении Палестины Политика, 12:54
Газета № 009 (2026) (2201) 22 янв 2015, 00:25
Олег Буклемишев, директор центра исследования экономической политики МГУ
Почему правительство все еще борется с кризисом 2008 года
Фото: Олег Яковлев/РБК

У антикризисных мер, которые планирует сейчас российская власть, три недостатка: они направлены на борьбу с совсем другим кризисом, они принимаются с большим запозданием, и это отнюдь не те меры, которые помогут восстановить доверие к экономике.

Опоздали на семь лет

Хотя антикризисный план кабинета министров пока только верстается, кое‑что важное о нем можно с уверенностью сказать уже сегодня.

Во-первых, план этот в любом случае заметно запоздал. Даже когда необратимость обвала цен на нефть и тотальный характер проблем отечественной экономики стали очевидными, правительство по‑прежнему пропихивало через парламент превратившийся в сюрреалистическую картинку бюджет, воевало за деофшоризацию и восстанавливало комплекс ГТО. И хотя инерция хозяйственной системы довольно велика, не заторможенные вовремя непродуманные нововведения (подобно налоговым коррективам и законодательным ужесточениям в отношении трудовых мигрантов) уже наносят экономике немалый вред. И предпринимательскому сообществу остается только гадать, какие обещанные Дмитрием Медведевым «нестандартные решения» свалятся на их головы завтра.

Во-вторых, правительство явно собирается бороться с каким‑то другим кризисом. Подобно генералам, которые всякий раз готовятся к предыдущей войне, министры сейчас по большей части перелицовывают на новый лад антикризисный план образца 2008 года.

Между тем у кризисов 2008 и 2015 годов общего не слишком много. Семь лет назад острые финансово-экономические неурядицы переживал буквально весь мир, и у нас теплилась обоснованная надежда «пересидеть» вместе с остальными до лучших времен. Такой подход диктовал лозунг момента: «ночь простоять да день продержаться», благо у России имелись накопленные резервы. И действительно, экономики развитых стран довольно скоро воспрянули, потихоньку заработали финансовые рынки, и цена на нефть вновь вернулась в комфортный для правительства диапазон.

Сегодня ситуация в корне иная. Рассорившись со всем миром, в кризис мы входим в одиночку, международные финансовые рынки для нас фактически закрыты, мы не можем рассчитывать на заметное улучшение конъюнктуры, а резервов при этом уже гораздо меньше. Но самое главное – непонятно, за счет чего мы собираемся из кризиса выкарабкиваться. Рыночные конкурентные механизмы, которые вытянули отечественную экономику из глубокой посткризисной ямы в 1999 году, давно за ненадобностью поломаны, демографический дивиденд проеден, монополии и другие влиятельные группы хорошо окопались, а зарплаты и ожидания многих категорий населения задраны очень высоко.

Чудеса против кризиса

В-третьих, антикризисная программа похожа на что угодно, но только не на комплекс шагов, объединенных единым замыслом. На сегодняшний день она включает в себя странный и эклектичный набор мероприятий, за счет которых планируется одновременно поддерживать социально незащищенные группы населения, особые экономические зоны, сельское хозяйство, финансовый сектор, оборонный комплекс, жилищное строительство, а также инвестиции в инфраструктуру и импортозамещение.

Сказалось и непонимание сути нынешнего кризиса: в обсуждаемом списке не расставлены приоритеты, не сделано четкого выбора между «защитными» (поддерживающими) и «наступательными» (стимулирующими) мерами, а также не определены источники финансирования для разнообразных «хотелок», на многие из которых категорически не хватало средств и в куда лучшие времена. Однако, по самым консервативным оценкам, имеющихся резервов не хватит и на два года, а признаков восстановления нормального рыночного финансирования бюджетного дефицита – что внутри, что вне страны – пока не просматривается.

Кроме того, правительство явно хотело бы оперировать в условиях реализации Банком России принципиально иной политики, но пока об этом также можно рассуждать лишь гипотетически. Продолжающиеся гадания на величине и направлениях бюджетного секвестра никак не улучшают настроений и понимания будущего у бюджетополучателей. Многие из них пребывают в искренней озабоченности, а не снимут ли с них завтра семь шкур за срыв выполнения президентских указов от 7 мая 2012 года.

Однако нынешний кризис – не просто следствие падения неф­тяных цен или введения санкций, а в первую очередь кризис доверия к политике, проводимой в стране. Тем не менее мер по постепенному восстановлению подорванного доверия практически не планируется. Напротив, наверняка будет окончательно закреплена конфискация накопительных пенсий, заявленные изолированные и не­смелые меры по облегчению положения предпринимателей откровенно буксуют, а Дума единодушно одобряет закон о «нежелательных иностранных организациях», ставящий очередной неформальный барьер перед и так особо не рвущимися в нашу страну зарубежными инвестициями.

В целом же создается ощущение, что во властных структурах по‑прежнему беззаветно верят в скорое возвращение «высокой нефти» либо в другие чудеса, вроде импортозамещения при падающем спросе. Но рано или поздно нас ждет столкновение химер с реальностью. Тогда все согласованные до буковки и тщательно вылизанные аппаратом антикризисные планы окажутся отодвинутыми в сторону, а то, что останется к тому моменту от экономики, будут спасать, отчаянно расходуя резервы в излюбленном режиме «ручного управления».

Правда, тогда резервы точно закончатся раньше, чем кризис.