Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Ни слова о кризисе
Лента новостей 20:57 МСК
Пожар в здании НИИ имени Бурденко в Москве ликвидировали Общество, 20:08 Дональд Трамп вступил в должность президента США Политика, 20:00 Евгений Гинер приобрел 49% структуры «Ростеха» Бизнес, 19:59 АФК «Система» отказалась покупать финского производителя домов Honka Бизнес, 19:52 Автор фильмов о допинге в России анонсировал выход нового расследования Общество, 19:35 В Москве загорелось здание НИИ имени Бурденко Общество, 19:33 Положат ли конец войне межсирийские переговоры «нового формата» Политика, 19:26 Протестующие в Вашингтоне начали бить витрины перед инаугурацией Трампа Политика, 19:05 Рост оптовых цен на газ «Газпрома» для населения утвердили на уровне 3,9% Бизнес, 19:03 Деньги на службе Америки: сколько стоит команда Трампа Политика, 19:02 Навечно закрытый RuTracker за год избежал обвального падения аудитории Технологии и медиа, 18:56 Украина весной возобновит строительство стены на границе с Россией Политика, 18:48 Глава воронежского завода уволился после падения «Прогресса» Общество, 18:45 Инвестиции по Трампу: как новый президент США двигает котировки Экономика, 18:21 Шувалов заявил о намерении страховать рубль от «чрезмерного укрепления» Экономика, 18:19 Суд «совести»: как КС принял опасное решение по «делу ЮКОСА» Марат Давлетбаев партнер, руководитель международной практики Nektorov, Saveliev & Partners Мнение, 18:14 Дональд Трамп приехал в Белый дом на чаепитие с Обамой Политика, 18:09 Шувалов ответил Чубайсу об «ужасе» на форуме в Давосе Экономика, 18:01 Активист рассказал о задержании 30 строителей МЦК и московского метро Общество, 17:57 Инаугурация Дональда Трампа. Онлайн-трансляция Онлайн, 17:55 МИД заявил об угрозе «цветной революции» в Венесуэле Политика, 17:44 Главу филиала структуры «Реновы» обвинили во взятке сотруднику ФСБ Бизнес, 17:44 Компанию-владельца турбазы на Сямозере выставили на продажу Финансы, 17:41 Глава гостиничной компании «Системы» покинул свой пост Бизнес, 17:38 Миллер доложил Путину о росте доли «Газпрома» на рынке Европы до 34% Экономика, 17:30 Медведев поручил проработать дополнительную закупку лекарств больным ВИЧ Политика, 17:25 Facebook выплатил россиянину $40 тыс. за выявление уязвимости Технологии и медиа, 17:21 Как проходили инаугурации президентов США Фотогалерея, 17:18
Газета № 005 (2022) (1601) 16 янв 2015, 00:25
Максим Солопов, Лола Тагаева, Дарья Луганская
Ни слова о кризисе
Центральные телеканалы стараются не замечать экономических трудностей
Фото: ТАСС

Если в прессе и интернете число сообщений о развивающемся экономическом кризисе растет, то на федеральном ТВ картина обратная: там с января о кризисе говорят все меньше. Это прямая установка властей, сообщает собеседник в ВГТРК, но представители телеканалов это отрицают. Избегать слов о кризисе власти старались и в 2008 году, напоминает эксперт.

Исследование «Медиалогии» проводилось на основе сюжетов телеканалов «Россия 1», НТВ и «Первого канала» с августа по январь. Мониторинг печатных СМИ проводился на основе 454 федеральных изданий. Для изучения интернет-СМИ обработано более 16 тыс. источников.

Активно писать о трудностях в экономике печатные СМИ начали в августе – примерно по 50 публикаций ежедневно. Всю осень частота сообщений об экономическом кризисе в изданиях постепенно росла. К концу октября о проблемах в экономике писали уже в два раза чаще, чем в начале осени. В ноябре число таких публикаций продолжало плавно расти. С понедельника, 8 декабря, когда ускорилось падение национальной валюты, тема кризиса стала завоевывать полосы газет с резко возрастающей скоростью. К концу месяца количество публикаций о кризисе выросло до 250 в день. Тенденция прервалась лишь в праздники, но уже с 5 января газеты стали все чаще возвращаться к кризисной повестке. Такая же динамика наблюдается и в интернет-СМИ.

Иная ситуация на федеральных телеканалах. Здесь количество сюжетов на тему экономического кризиса с августа по январь стабильно колеблется от 5 до 15. Только два дня – 10 ноября и 15 декабря – кризисная повестка на телеэкранах занимала до 40 сюжетов в сутки. Как уточнила PR-директор «Медиалогии» Надежда Жуковская, в ноябре телевидение активно освещало саммит «Большой двадцатки» в Австралии, а в декабре – резкие колебания курса рубля. «О падении цен на нефть и курса рубля говорили все СМИ, включая федеральное ТВ, но именно телеканалы активно освещали саммит, участие в котором принимал Владимир Путин», – считает Жуковская. Кроме того, в десятых числах ноября ускорилось падение рубля после объявления об отмене «валютного коридора».

Больше позитива

О существовании запрета на слово «кризис» для тележурналистов предположил в интервью «Эха Москвы» 14 января экономист, бывший первый зампредседателя Центробанка Сергей Алексашенко. «В 2008 году, до конца 2008 года, было запрещено использовать слово «кризис» – был антикризисный штаб, была антикризисная программа, а кризиса не было. Кризис начался в январе 2009 года», – напомнил Алексашенко.

Сотрудник ВГТРК на условиях анонимности подтвердил РБК существование запрета на упоминание словосочетания «экономический кризис» на «Первом канале» и канале «Россия 1». По данным собеседника РБК, запрет исходит из администрации президента.

Представитель холдинга ВГТРК (владеет федеральными каналами «Россия 1», «Россия 2», «Россия 24») Виктория Арутюнова сказала РБК, что распоряжения не упоминать про кризис руководство компании не давало. Источник, близкий к руководству сайта «Первого канала», заверил, что в этой службе не получали таких указаний.

Федеральный чиновник также сказал РБК, что никаких специальных распоряжений не вводилось. В телесюжетах даются разные точки зрения, в то же время «какого-то перехлеста действительно нет», ведущие «не орут как подорванные» о нарастающих финансовых проблемах. Телеканалы, в частности, отражали точку зрения финансовых властей о том, что населению не имеет смысла тратить оставшиеся сбережения на покупку валюты, но это скорее была забота о людях, поскольку сброс рублей чреват большими потерями для самого населения, настаивает собеседник РБК.

Слово «кризис» не самое популярное на нашем телевидении, согласился в беседе с РБК член Общественной палаты, историк и тележурналист Николай Сванидзе. «Это старая, еще советская традиция. Считается, что этим телевидение добавляет больше позитива. Если не говорить про кризис, то для людей его вроде как не существует. Но, по-моему, все вещи надо называть своими именами», – резюмирует Сванидзе.