Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Кассы пробили рекорд
Лента новостей 11:58 МСК
Прокурор попросил отменить приговор Ильдару Дадину Политика, 11:41 СМИ опубликовали видео пролета самолета Харрисона Форда над авиалайнером Общество, 11:34 Mail.Ru Group сэкономила 342 млн рублей на неуплате НДС Технологии и медиа, 11:24 МИД выразил недоумение из-за сообщений о расследовании смерти Чуркина Политика, 11:18 Главный архитектор Москвы пообещал спасти «ценные пятиэтажки» Общество, 11:17 Янукович предложил мировым лидерам провести референдум по Донбассу Политика, 11:15 Минобороны развернуло первый ракетный комплекс «Бастион» на Камчатке Политика, 11:01 Лучшие предложения рынка наличной валюты  11:00   USD НАЛ. Покупка 57,65 Продажа 57,65 EUR НАЛ. 60,60 60,75 Янукович объяснил свою просьбу Путину ввести войска на Украину Политика, 10:53 «Газпром нефть» сообщила о «беспрецедентном росте» прибыли в 2016 году Бизнес, 10:45 В Ньюкасле из-за задымления экстренно сел самолет Virgin Australia Общество, 10:43 В «Гражданских самолетах Сухого» сменился президент Бизнес, 10:38 Умер ставший самым молодым Нобелевским лауреатом по экономике ученый Общество, 10:37 «Роснефть» в 2016 году сократила прибыль в два раза Бизнес, 10:23 В России пообещали представить услугу по облету Луны к 2022 году Технологии и медиа, 10:20 В Москве на участке Садового кольца из-за аварии перекрыли движение Общество, 10:08 Хакеры атаковали российские и украинские НИИ через зараженный Word Политика, 09:56 Прокуратура подтвердила новое расследование против главы «Почты России» Политика, 09:51 С Байконура стартовала последняя в истории ракета «Союз-У» Технологии и медиа, 09:40 В Аргентине прошли обыски в офисах Uber и в домах его водителей Бизнес, 09:24 В 26 регионах состоялись внезапные проверки подразделений антитеррора Политика, 09:13 Чем занимаются в России бывшие соратники Януковича Фотогалерея, 09:01 В Москве за двое суток выпала четверть месячной нормы осадков Общество, 08:46 На складе в инновационном центре «Сколково» произошел пожар Общество, 08:15 В убийстве брата Ким Чен Ына заподозрили сотрудника посольства КНДР Политика, 07:59 Депутат Рады заявил о намерении выступить с «мирным планом» в Вашингтоне Политика, 07:50 Число симпатизирующих Путину жителей США достигло максимума за 14 лет Политика, 07:26 «Ведомости» назвали варианты повышения ставки НДФЛ Экономика, 07:16
Газета № 241 (2016) (2512) //3589 25 дек 2014, 00:25
Анна Левинская, Алексей Пастушин
Кассы пробили рекорд
Владельцы российских магазинов зарабатывают на последнем наплыве покупателей
Фото: EPA

Обещанный ретейлерами рост цен в 2015 году заставил россиян торопиться с покупками: небывалый рост трафика в торговых центрах Москвы и Петербурга зафиксировала исследовательская компания Watcom. Например, число посетителей в магазинах бытовой техники и электроники в субботу-воскресенье, 20–21  декабря, увеличилось более чем на 30% к аналогичному уик-энду прошлого года.

Реклама не нужна

Россияне боятся девальвации рубля и роста цен, поэтому тратят деньги как перед кризисом – опрос ЦБ зафиксировал эту тенденцию еще в сентябре. С тех пор национальная валюта еще больше подешевела: например, установленный ЦБ курс доллара повысился с 1 сентября к 24 декабря сразу на 47,8%, до 54,57 руб. Ретейлеры предупредили, что в будущем году рост цен неизбежен, и покупатели начали настоящую охоту за товарными остатками по старым ценам.

Shopping Index, рассчитываемый компанией Watcom (среднее количество покупателей на 1 тыс. кв. м торговых площадей в 59 моллах в Москве и 38 в Петербурге), показывает, что в минувшие выходные, 20–21 декабря, магазины столкнулись с необычно высоким наплывом покупателей – даже с учетом предновогоднего ажиотажа (см. инфографику).

Представитель «М.Видео» Антон Пантелеев сообщил, что в эти дни в магазинах сети прирост трафика к аналогичному показателю 2013 года составил 42%, к выходным на предыдущей неделе, 13–14 декабря – 33,5%. Наблюдая толпы покупателей, «М.Видео» даже приостановила сотрудничество с «Яндекс.Маркетом», отметил Пантелеев: «Мы в срочном режиме пересмотрели все маркетинговые кампании, из-за того что текущий спрос превышает любые ожидания». На работу в магазины сети были вынуждены выйти даже сотрудники головного офиса, к тому же ретейлер привлек дополнительный временный персонал.

«Если раньше скупали телевизоры, то сейчас переключились на малую бытовую технику», – рассказывает менеджер в другой крупной сети, торгующей электроникой.

«Люди легче расстаются с деньгами – об этом свидетельствует рост среднего чека», – рассказала руководитель службы по связям с общественностью ювелирной сети «Адамас» Евгения Сазонова. Текущие продажи в «Адамасе» в среднем на 15% превышают аналогичные прошлогодние.

«Если с начала года мы видим увеличение трафика в нашем торговом центре «Цветной» в среднем на 25%, то за последние несколько недель прирост усилился до 30–33%, – утверждает заместитель гендиректора Rose Group Петр Исаев. – Эти изменения мы связываем в первую очередь с аномальным желанием населения избавиться от рублей».

В группе «Ташир» посещаемость торговых центров компании как в Москве, так и в регионах выросла на 20–30% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Особо высокий спрос в «Ташире» на бытовую технику, электронику и товары для дома, заметен повышенный интерес к одежде и продовольственным товарам, подчеркнул представитель «Ташира».

По словам директора по маркетингу торгового центра «Афимолл Сити» Евы Снеговской, по итогам декабря в компании ожидают роста трафика в среднем на 15% к декабрю 2013-го.

По словам исполнительного директора по торговой недвижимости PPF Real Estate Russia Ольги Паршиковой, в принадлежащих компании торговых центрах в Рязани и Астрахани росли как сам трафик, так и конвертация – соотношение числа посетителей и покупателей.

Перед тяжелым годом

Предстоящие выходные станут последними, когда торговцы смогут хорошо заработать, заявил управляющий партнер компании Watcom Shop Mechanics Дмитрий Неткач: за ними последует январский спад потребительской активности, а затем покупатель со средним достатком и вовсе поймет, что средств на новые приобретения нет. По его мнению, в этих условиях торговцы и арендодатели должны объединить свои маркетинговые усилия, чтобы удержать трафик: предложить покупателям общую удобную и понятную концепцию, проводить одновременные распродажи, запускать общие бонусные программы и т.д. Но вместо этого они ссорятся из-за цен на аренду, предупреждает Неткач.

«Все-таки мы рассчитываем в следующем году как минимум не потерять тот трафик, который сгенерировали в этом году», – говорит Исаев из Rose Group. При этом средний чек в долларовом эквиваленте, безусловно, снизится, тогда как рублевый будет расти на уровень инфляции, которая окажется достаточно высокой в следующем году.

Готовясь к тяжелому году, собственники торговых центров, во-первых, сокращают операционные издержки, а во-вторых, стремятся удержать старых посетителей. «Мы планируем максимально оптимизировать бюджет на продвижение и использовать только наиболее эффективные инструменты, которые позволяют доносить информацию с фокусировкой на конкретную целевую аудиторию, с минимальными потерями в КПД», – делится Снеговская из «Афимолл Сити».

«Во время кризиса сети часто приостанавливают свое развитие, очень тщательно принимают решение об открытии новых магазинов, – говорит старший директор отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Анастасия Кузнецова. – С такими арендаторами можно договориться, предложив им лучшие условия, например, фиксацию валютного курса на год, дополнительные скидки в зависимости от наполняемости центра».

В условиях изменения покупательского поведения важно уделять особое внимание повышению лояльности целевой аудитории, как с точки зрения маркетинговых активностей, так и с точки зрения развития гостевого сервиса, подчеркивает региональный директор департамента управления недвижимостью Colliers International Марина Толстошеева. «Помимо проведения стимулирующих мероприятий, мы также делаем все от нас зависящее, чтобы улучшать работу магазинов, представленных в наших торгцентрах – учитывать и максимально быстро реагировать на отзывы наших покупателей, увеличивать время пребывания в магазинах и количество покупок за счет предоставления таких сервисов, как паркинг тележек, гардероб, детская комната», – перечисляет она.​