Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Кассы пробили рекорд
Лента новостей 7:33 МСК
WSJ узнала о расследовании против Yahoo! по утечке данных пользователей Бизнес, 06:24 Центробанк отозвал лицензии у двух банков Финансы, 06:08 Контрразведка США расследовала контакты советника Трампа с Россией Политика, 05:55 СК проверит сообщения о гибели из-за холода 49 человек в Хабаровском крае Общество, 05:39 Центробанк отозвал лицензию у барнаульского Тальменка-банка Экономика, 05:02 United Airlines приостановила внутренние рейсы из-за сбоя в компьютерах Бизнес, 04:41 В Минобороны сравнили объем военных строек с послевоенным периодом Политика, 04:23 Китай отчитался о бурном росте рождаемости Политика, 04:16 Samsung назвала причины возгорания Galaxy Note 7 Технологии и медиа, 04:00 Мадонна объяснила ругательства во время выступления на Женском марше Политика, 03:32 СМИ узнали о неготовности банков принимать оплату налогов за третьих лиц Финансы, 03:08 Власти задумались об упрощении правил застройки земель у аэропортов Бизнес, 03:08 «Ведомости» связали с замом мэра крупных поставщиков лекарств в Москве Бизнес, 02:27 СК возбудил дело после гибели двух туристов под лавиной в Хибинах Общество, 02:13 На всей территории Абхазии восстановили электроснабжение Общество, 02:00 Хакеры разместили в Twitter NYT сообщение о ракетном ударе России по США Политика, 01:19 WikiLeaks попросил помощи в поиске налоговой отчетности Трампа Политика, 00:55 Войска стран Западной Африки вошли в столицу Гамбии Политика, 00:55 Трамп пригласил Нетаньяху на встречу в Вашингтоне в феврале Политика, 00:16 У певицы Пелагеи и хоккеиста Телегина родилась дочь Общество, Вчера, 23:59 Фийон призвал восстановить отношения с Россией Политика, Вчера, 23:39 Во второй тур праймериз Соцпартии во Франции вышли Амон и Вальс Политика, Вчера, 23:01 Сенаторы пригрозили заблокировать Трампу отмену санкций против России Политика, Вчера, 22:58 Большая часть Абхазии осталась без электричества из-за аварии Общество, Вчера, 22:17 «Тройка» по переговорам: смогут ли Россия, Иран и Турция дать мир Сирии? Леонид Исаев арабист, старший преподаватель Высшей школы экономики Мнение, Вчера, 21:52 Миллионы с перцем: как заработать на производстве специй Свое дело, Вчера, 21:51 СМИ сообщили об убийстве девушки из автомата Калашникова на Кубани Общество, Вчера, 21:33 Белый дом рассказал о переговорах по переносу посольства США в Израиле Общество, Вчера, 21:21
Газета № 241 (2016) (2512) //3589 25 дек 2014, 00:25
Анна Левинская, Алексей Пастушин
Кассы пробили рекорд
Владельцы российских магазинов зарабатывают на последнем наплыве покупателей
Фото: EPA

Обещанный ретейлерами рост цен в 2015 году заставил россиян торопиться с покупками: небывалый рост трафика в торговых центрах Москвы и Петербурга зафиксировала исследовательская компания Watcom. Например, число посетителей в магазинах бытовой техники и электроники в субботу-воскресенье, 20–21  декабря, увеличилось более чем на 30% к аналогичному уик-энду прошлого года.

Реклама не нужна

Россияне боятся девальвации рубля и роста цен, поэтому тратят деньги как перед кризисом – опрос ЦБ зафиксировал эту тенденцию еще в сентябре. С тех пор национальная валюта еще больше подешевела: например, установленный ЦБ курс доллара повысился с 1 сентября к 24 декабря сразу на 47,8%, до 54,57 руб. Ретейлеры предупредили, что в будущем году рост цен неизбежен, и покупатели начали настоящую охоту за товарными остатками по старым ценам.

Shopping Index, рассчитываемый компанией Watcom (среднее количество покупателей на 1 тыс. кв. м торговых площадей в 59 моллах в Москве и 38 в Петербурге), показывает, что в минувшие выходные, 20–21 декабря, магазины столкнулись с необычно высоким наплывом покупателей – даже с учетом предновогоднего ажиотажа (см. инфографику).

Представитель «М.Видео» Антон Пантелеев сообщил, что в эти дни в магазинах сети прирост трафика к аналогичному показателю 2013 года составил 42%, к выходным на предыдущей неделе, 13–14 декабря – 33,5%. Наблюдая толпы покупателей, «М.Видео» даже приостановила сотрудничество с «Яндекс.Маркетом», отметил Пантелеев: «Мы в срочном режиме пересмотрели все маркетинговые кампании, из-за того что текущий спрос превышает любые ожидания». На работу в магазины сети были вынуждены выйти даже сотрудники головного офиса, к тому же ретейлер привлек дополнительный временный персонал.

«Если раньше скупали телевизоры, то сейчас переключились на малую бытовую технику», – рассказывает менеджер в другой крупной сети, торгующей электроникой.

«Люди легче расстаются с деньгами – об этом свидетельствует рост среднего чека», – рассказала руководитель службы по связям с общественностью ювелирной сети «Адамас» Евгения Сазонова. Текущие продажи в «Адамасе» в среднем на 15% превышают аналогичные прошлогодние.

«Если с начала года мы видим увеличение трафика в нашем торговом центре «Цветной» в среднем на 25%, то за последние несколько недель прирост усилился до 30–33%, – утверждает заместитель гендиректора Rose Group Петр Исаев. – Эти изменения мы связываем в первую очередь с аномальным желанием населения избавиться от рублей».

В группе «Ташир» посещаемость торговых центров компании как в Москве, так и в регионах выросла на 20–30% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Особо высокий спрос в «Ташире» на бытовую технику, электронику и товары для дома, заметен повышенный интерес к одежде и продовольственным товарам, подчеркнул представитель «Ташира».

По словам директора по маркетингу торгового центра «Афимолл Сити» Евы Снеговской, по итогам декабря в компании ожидают роста трафика в среднем на 15% к декабрю 2013-го.

По словам исполнительного директора по торговой недвижимости PPF Real Estate Russia Ольги Паршиковой, в принадлежащих компании торговых центрах в Рязани и Астрахани росли как сам трафик, так и конвертация – соотношение числа посетителей и покупателей.

Перед тяжелым годом

Предстоящие выходные станут последними, когда торговцы смогут хорошо заработать, заявил управляющий партнер компании Watcom Shop Mechanics Дмитрий Неткач: за ними последует январский спад потребительской активности, а затем покупатель со средним достатком и вовсе поймет, что средств на новые приобретения нет. По его мнению, в этих условиях торговцы и арендодатели должны объединить свои маркетинговые усилия, чтобы удержать трафик: предложить покупателям общую удобную и понятную концепцию, проводить одновременные распродажи, запускать общие бонусные программы и т.д. Но вместо этого они ссорятся из-за цен на аренду, предупреждает Неткач.

«Все-таки мы рассчитываем в следующем году как минимум не потерять тот трафик, который сгенерировали в этом году», – говорит Исаев из Rose Group. При этом средний чек в долларовом эквиваленте, безусловно, снизится, тогда как рублевый будет расти на уровень инфляции, которая окажется достаточно высокой в следующем году.

Готовясь к тяжелому году, собственники торговых центров, во-первых, сокращают операционные издержки, а во-вторых, стремятся удержать старых посетителей. «Мы планируем максимально оптимизировать бюджет на продвижение и использовать только наиболее эффективные инструменты, которые позволяют доносить информацию с фокусировкой на конкретную целевую аудиторию, с минимальными потерями в КПД», – делится Снеговская из «Афимолл Сити».

«Во время кризиса сети часто приостанавливают свое развитие, очень тщательно принимают решение об открытии новых магазинов, – говорит старший директор отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Анастасия Кузнецова. – С такими арендаторами можно договориться, предложив им лучшие условия, например, фиксацию валютного курса на год, дополнительные скидки в зависимости от наполняемости центра».

В условиях изменения покупательского поведения важно уделять особое внимание повышению лояльности целевой аудитории, как с точки зрения маркетинговых активностей, так и с точки зрения развития гостевого сервиса, подчеркивает региональный директор департамента управления недвижимостью Colliers International Марина Толстошеева. «Помимо проведения стимулирующих мероприятий, мы также делаем все от нас зависящее, чтобы улучшать работу магазинов, представленных в наших торгцентрах – учитывать и максимально быстро реагировать на отзывы наших покупателей, увеличивать время пребывания в магазинах и количество покупок за счет предоставления таких сервисов, как паркинг тележек, гардероб, детская комната», – перечисляет она.​