Лента новостей
CERN прекратит сотрудничество с 500 связанными с Россией специалистами 04:53, Статья В Армении начали демаркацию границы с Азербайджаном 04:50, Новость Торговый центр загорелся в Якутске 04:14, Новость Telegram выпустил облигации на $330 млн для «ускоренного развития» 04:01, Статья В Грузии запланировали внести законопроект о ЛГБТ-пропаганде 03:42, Новость Ученые заявили о пользе «Виагры» для мозга 03:30, Статья Полянский назвал условия переговоров с США по стратегической стабильности 03:09, Новость Спасатели нашли тело второго пропавшего под лавиной на Камчатке туриста 02:39, Новость Экс-участник военных действий застрелил мужчину в ресторане в Петербурге 02:33, Статья В погранзоне на юге Белоруссии ограничили передвижение людей 02:13, Новость Военные США потеряли связь со своим дроном в Польше 01:47, Статья Путин поговорил по телефону с наследным принцем Саудовской Аравии 01:43, Новость Средства РЭБ перехватили беспилотник над Воронежской областью 01:06, Новость Мэрия назвала слухами сообщения о дефиците продуктов в Белгороде 00:53, Новость В МИД Турции допустили окончание конфликта на Украине в 2025 году 00:26, Новость В МВД назвали число посетителей посвященного Крыму митинга-концерта 00:04, Новость Власти предложили расширить перечень информации о россиянах в единой базе 00:00, Статья «ВТБ Армения» анонсировал ограничения на прием карт «Мир» в банках страны 00:00, Статья
Газета
Мэр по контракту
Газета № 237 (2012) (1912) //3585 Общество,
0

Мэр по контракту

66 регионов отказались от выборов главы своей столицы
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Большинство региональных властей предпочли доверить власть в городах управленцам по контракту: по подсчетам РБК, в 22 субъек­тах было решено отказаться от прямых выборов мэров региональных столиц. Мэрам разрешили избираться только в 14 административных центрах, в том числе оппозиционных Новосибирске и Петрозаводске.

Итогом первого этапа реформы муниципального самоуправления, запущенной в этом году, стало серьезное сокращение института прямых выборов мэров региональных столиц. Выборы сохранились только в 14 административных центрах из 80 (в Мос­ковской и Ленинградской областях нет столиц, Москва, Санкт-Петербург и Севастополь – города федерального значения, их главы считаются губернаторами).

Законодатели и разработчики последней реформы МСУ – а это уже не первая попытка «навести порядок в муниципальной сфере» – особенно выделяли, что федеральный центр делегирует регионам право устанавливать одну из четырех моделей муниципального самоуправления. Но регионы, которым дали срок на самоопределение до конца года, не возвращали выборы в своих столицах. Наоборот, в 22 региональных столицах прямые выборы отменили – мэры там избираются из составов горсоветов, занимают должность спикера и не обладают полномочиями исполнительной власти, которые передают сити-менеджерам, нанимаемым на конкурсной основе.

Реформа затронула большинство городов, где сильны оппозиционные настроения: помимо Ярославля и Рыбинска от выборов отказались в Астрахани, Архангельске, Ярославле и Горно-Алтайске.

В Новосибирске и Петрозаводске, где городские администрации возглавляют коммунист Анатолий Локоть и «яблочница» Галина Ширшина, выборы сохранили. Локоть сумел выстроить продуктивные отношения с новосибирским губернатором Владимиром Городецким – подтверждением взаимопонимания стал отказ КПРФ выдвигать своего кандидата на губернаторских выборах в этом году. Поэтому Городецкий не стал будоражить политическое спокойствие в регионе, считает эксперт КГИ Андрей Максимов.

В Карелии же, напротив, конфликт между Ширшиной и главой региона Александром Худилайненым зашел так далеко, что уже на протяжении года является одной из основных тем в местной прессе. По мнению Максимова, Худилайнен просто не решился отменять выборы в столице, поскольку сам еще не прошел через процедуру прямых выборов.

Максимов не исключает, что в дальнейшем избираемых мэров останется еще меньше. Свердловская областная дума приняла региональный закон, в котором предусмотрела отмену выборов для Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Каменск-Уральского. Но закон пока не применили.

Резкое сокращение прямых выборов мэров касается только столиц, а не средних городов и поселений, говорит РБК Александр Пожалов, директор по исследованиям фонда ИСЭПИ, участвовавшего в разработке концепции реформы. В целом же по стране, по его данным, муниципальных образований, чьи главы избираются из состава советов депутатов, сейчас около 55–57%, в прошлом году таких было 45%.

Цель реформы – повышение эффективности управляемости хозяйством и снижение политической конфронтации разных уровней власти на территориях, особенно в нынешнее кризисное время, объясняет Пожалов. Он напоминает, что предстоит второй этап реформы – перераспределение полномочий между региональной и муниципальной властью. «Вряд ли региональная власть передаст муниципальной больше полномочий и ресурсов, если ей не доверяет или не видит ее эффективность» – так эксперт объясняет переход от прямых выборов к модели сити-менеджеров в большинстве регионов.

Сейчас основной проблемой является низкий уровень самоорганизации общества, без которого не будет местного самоуправления, но реформа будет продолжаться, говорит глава Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), председатель профильного комитета Совета Федерации Дмитрий Азаров.