Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Браузер одного окна
Лента новостей 5:07 МСК
Apple предсказали 1 млрд пользователей к концу 2019 года из-за iPhone 8 Бизнес, 04:46 Жаловавшийся на мат в «Гоголь-центре» фонд отверг причастность к обыскам Общество, 04:12 Reuters узнал об отказе РЖД перевозить грузы в Латвию Политика, 04:01 СМИ узнали о назначении Трампом адвоката по делу о «связях с Россией» Политика, 03:11 ФСБ сообщила о проведении масштабных антитеррористических учений в Крыму Политика, 03:08 В Белом доме рассказали о готовности Аббаса начать переговоры с Израилем Политика, 02:36 В Венесуэле начала действовать новая система обмена валюты Экономика, 02:17 Маккейн посоветовал Трампу извиниться при наличии связей с Россией Политика, 01:22 Экс-директора «Седьмой студии» задержали по делу о хищении Общество, 01:16 Кадыров выступил за запрет выпускных вечеров в школах Чечни Общество, 00:31 Экономисты обнаружили в бюджетном плане Трампа «ошибку» на $2 трлн Экономика, 00:19 Борис Титов подготовил жалобы бизнеса Путину Экономика, 00:16 Пояс Богородицы, бургеры и кеды: куда в Москве стоят в очередях Фотогалерея, 00:13 Пенсионные накопления предложили переводить на новую систему с 2017 года Финансы, 00:11 Премьер Британии допустила «неизбежность» нового теракта в стране Политика, Вчера, 23:58 «Роснефть» отменила закупку ложек по 15 тыс. руб. после слов Навального Общество, Вчера, 23:34 Дутерте попросил Путина обеспечить Филиппины современным оружием Политика, Вчера, 23:29 ОНФ обнаружил в России более 14 тыс. участков плохих дорог Общество, Вчера, 23:20 Минфин выбрал ВТБ для первого размещения евробондов в 2017 году Финансы, Вчера, 23:09 Антимонопольная служба возбудила дело в отношении HP и Lenovo Бизнес, Вчера, 22:46 Серебренников остался в статусе свидетеля после допроса в СК Общество, Вчера, 22:25 Инициатору создания «Харьковской народной республики» дали 6 лет тюрьмы Политика, Вчера, 22:02 АЛРОСА получит долю в крупном алмазном месторождении в Анголе Бизнес, Вчера, 21:59 Медведев рассказал о «созревании условий» для ипотеки под 6–7% Общество, Вчера, 21:50 Deutsche Bank спрогнозировал ослабление рубля на 5% к концу года Финансы, Вчера, 21:45 СКР предложил давать следователям отсрочку от армии Общество, Вчера, 21:40 США предложили сократить финансовую помощь Украине в три раза в 2018 году Политика, Вчера, 21:24 Эксперты назвали самые небезопасные устройства в интернете вещей Технологии и медиа, Вчера, 21:23
Газета № 223 (1998) (0112) //3288 1 дек 2014, 00:25
Дарья Луганская
Браузер одного окна
Как «Яндекс» борется с Google за российских пользователей
Фото: Bloomberg

Российский лидер интернет-поиска «Яндекс» потихоньку снижает свою долю рынка, а его основной конкурент Google – наращивает. Шанс переломить эту тенденцию «Яндексу» может дать новая версия его браузера, которую поисковик представил в конце прошлой недели.

Рыночная доля поисковой машины «Яндекс», по данным статистического сервиса Liveinternet, в ноябре 2014-го держится на минимальном уровне за последние два с половиной года. «Яндекс» все равно остается лидером локального рынка: почти 60% переходов из поисковиков российских пользователей на сайты Рунета делается именно из «Яндекса». Но Google сокращает отставание: в начале 2014 года он обеспечивал 27% переходов пользователей из России, сейчас его доля составляет почти 32%.

«Яндекс.Браузер» поможет

Один из способов борьбы «Яндекса» за свои позиции – это выпуск собственного браузера и добавление в него функций, отсутствующих у конкурента. 27 ноября компания представила на конференции в Москве концепцию прозрачного браузера, где контент сайтов занимает максимально возможную площадь экрана компьютера.

В новом «Яндекс.Браузере» на стартовой странице есть только строка поиска и плитки из иконок популярных сайтов на фоне движущихся пейзажей (команда разработчиков специально ездила по России и снимала на видео живописные места). Открывающийся сайт занимает все окно, а от браузера остаются только вкладки внизу экрана. Кроме визуальных особенностей его отличает «умный поиск». Обновленный браузер выдает подсказки под строкой поиска, позволяя пользователю сразу воспользоваться нужным сервисом, без лишнего перехода на другой сайт. Например, на запрос «imax» прямо под поисковой строкой выпадет карта, на которой будет показан ближайший кинотеатр.

Программа доступна для Windows и Mac на сайте yandex.ru/future. «Яндекс» считает новинку концептуальной альфа-версией, а бета-версию обещает в 2015 году.

Рост аудитории браузера «Яндекса» может помочь российскому поисковику нарастить свою долю: россияне, пользующиеся «Яндекс.Браузером», очень лояльны к «Яндексу»: в ноябре они делали через него, по данным LiveInternet, 92,6% поисковых запросов, в то время как через Google – всего 4,8%.

Но сейчас браузер номер один в России – это принадлежащий конкуренту «Яндекса» Google Chrome. Ему, по данным LiveInternet, в ноябре 2014 года принадлежало 27% рынка. На втором месте – Firefox с 7,9% и только на третьем – запущенный в 2012 году «Яндекс.Браузер» с 7%.

Второе место браузер «Яндекса» вскоре смог бы получить и при старом облике, но за первое нужно бороться, и компания к этому стремится, сказал РБК руководитель продукта «Яндекс.Браузер» Роман Иванов.

При этом «Яндекс» сильно уступает в популярности поисковику Google среди пользователей Google Chrome. В ноябре, по статистике LiveInternet, 48,9% пользователей этого браузера искали что-либо через Google и только 42,5% – через «Яндекс». Смена лидера внутри Google Chrome произошла в июле, и с тех пор отрыв Google от российского поисковика среди пользователей браузера Chrome только увеличивался. Работу над новым интерфейсом своего браузера «Яндекс» начал около года назад, утверждают в пресс-службе.

«Рост популярности Google в Chrome – это устойчивая тенденция, которая наблюдается уже в течение нескольких лет», – говорят в пресс-службе Google.

Конкурентные хитрости

Дополнительным фактором, влияющим на рост аудитории этого поисковика в Chrome, считают в «Яндексе», является то, что «возможности выбора других поисковых систем в этом браузере постоянно сокращаются». Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова привела насколько примеров изменений политики Google, которые, по мнению «Яндекса», сказались на его доле в Chrome.

Сначала 1 февраля 2014 года в корпоративном блоге Google в России появилась запись о том, что Chrome начал автоматически предлагать пользователям Windows привести измененные настройки в состояние «по умолчанию». Этот шаг объяснялся «желанием убедиться, что сброс настроек доступен всем, кому это может понадобиться». «Защищая от некоторых взломанных настроек, Chrome сбрасывал все пользовательские настройки браузера, в том числе и выбор альтернативного поиска», – говорит Мелкумова.

Летом 2014-го Google не только провел маркетинговые кампании, но и осложнил переключение на альтернативные поисковики в своем браузере и упростил переключение обратно на Google. Chrome стал выдавать специальное предупреждение («Одна из программ на вашем компьютере установила расширение, которое может влиять на работу Chrome») во всплывающем окне тем, кто пытался поставить по умолчанию поиск «Яндекса» или Mail.ru. Тем, кто все же установил альтернативный поиск, показывалось второе предупреждение: «Другая поисковая система? Расширение изменило поисковую систему, используемую по умолчанию . Вы можете восстановить прежние настройки».

«Пользователи могут получать предупреждения от системы защиты Google Chrome в случае, если настройки пользователя изменяются вместе с установкой нового расширения, использующего Settings API. При этом в «Настройках» видно, каким именно расширением они контролируются», – парирует пресс-служба Google. Оба скриншота, уверяет представитель Google Екатерина Кондратьева, являются лишь предупреждениями пользователя о том, что настройки браузера меняются: «В одном случае пользователь установил некое расширение, которое меняет поисковую систему, во втором – некая программа на компьютере установила расширение, которое меняет поисковую систему. Эта функция предупреждения имеет своей целью дать пользователям более полное понимание того, что происходит с настройками, а также контроль над ними. У пользователя есть возможность подтвердить изменения, если они желанны, или отклонить их, вернувшись к прежним настройкам, включая поисковую систему».

Клики и деньги

«Яндекс» зарабатывает в основном на контекстной рекламе (такая реклама по итогам первого полугодия 2014 года дала 92,5% всей выручки). Чем больше людей ставят себе «Яндекс.Браузер», тем больше пользователей у поисковой машины «Яндекса» и тем больше заработок компании.

Но это не единственный путь конвертации кликов в деньги. «Изучение поведения внутри браузера может быть полезно в целях таргетирования в рекламной сети – например, для продажи по аукционной модели в реальном времени (RTB)», – рассуждает основатель консалтинговой компании в сфере интернет-маркетинга Acrobator Бас Годска. Задача «Яндекса», как и Facebook, максимально часто отслеживать действия пользователя онлайн, что позволяет лучше монетизировать трафик. Косвенно собственный браузер дает возможность выработать у пользователей привычку переходить и на другие сервисы бренда, к тому же их можно продвигать через дополнительные надстройки. Наконец, свой браузер – это «галочка», что у «Яндекса» есть тот же основной продукт, что и у конкурента Google, заключает Годска.