Лента новостей
Германия из-за финансовых проблем отказалась от этапа КМ по лыжным гонкам 14:27, Статья РАН подготовила лунную программу России до 2050 года 14:27, Статья Cookies в России. Что важно знать владельцу сайта на 2024 год 14:26, Статья В Симферополе на путях загорелись цистерны 14:22, Статья НКР повысило рейтинг «Капитал Life» с AA-.ru до AA.ru 14:19 В Госдуме предложили сажать за диверсии на 35 лет 14:18, Статья Bloomberg рассказал о подготовке Швеции к войне 14:18, Статья ЦСКА в ролике к дерби со «Спартаком» высмеял отсутствие Промеса и Джикии 14:12, Статья В правительстве одобрили продажу активов Hugo Boss в России 14:12, Статья Россияне стали чаще оформлять брачные договоры и делить имущество 14:06, Статья Песков заявил о неприемлемости ситуации с Turkish Airlines 14:06, Статья Четыре документа, без которых ООО не сможет уменьшить уставный капитал 14:05, Статья Как бизнесу помогают электронные торговые площадки 14:00 Спрос на акции МТС Банка в ходе IPO в пять раз превысил предложение 13:59, Статья НКР повысило рейтинг ТГК-14 до A-.ru 13:59 Tether будет блокировать USDT на подсанкционных кошельках 13:54, Статья Ямайка признала Палестину суверенным государством 13:53, Новость Агент подтвердил интерес «Локомотива» к экс-форварду «Реала» 13:52, Статья
Газета
$2 млрд на масле и мыле
Газета № 217 (1992) (2111) //3282 Общество,
0

$2 млрд на масле и мыле

Как Мохамед Девжи построил группу компаний из семейной лавки в Танзании
Фото: Bo Li/Africa Renewal/Flickr
Фото: Bo Li/Africa Renewal/Flickr

В 2003 году африканский бизнесмен Мохамед Девжи взял у отца заем для скупки убыточных предприятий Танзании. Одиннадцать лет спустя его компания METL Group производит самые разные товары, от одежды и мыла до чая и газировки, а также оказывает финансовые и логистические услуги. состояние Девжи оценивается в $2 млрд.

«Жизнь была очень дорогой»

Родившийся в 1975 году Мохамед Девжи стал представителем третьего поколения семьи предпринимателей. Как пишет издание Ventures Africa, его предки эмигрировали из Индии в бедную сельскохозяйственную местность Танзании – Сингида. Там они занялись торговлей. Отец Мохамеда Гулам Девжи приобрел у одной женщины небольшой магазинчик и превратил его в довольно процветающий бизнес.

Сначала Мохамед учился на родине, но в 1992 году родители отправили его получать образование в США. В средней школе в Нью-Джерси юноша продемонстрировал лидерские качества: его избрали президентом школы – неплохое начало для иностранца. После получения степени бакалавра по направлению «международный бизнес и финансы» в Джорджтаунском университете в Вашингтоне амбициозный танзаниец получил работу на Уолл-стрит.

Там, как пишет Forbes, он работал 100 часов в неделю, а зарабатывал всего лишь $60 тыс. в год. Этих денег не хватало даже на скромную жизнь. «Однажды я позвонил отцу и попросил его о финансовой поддержке. Я попал в финансовые тиски. Арендная плата за мою маленькую квартиру составляла $30 тыс. в год, более 30% от моей зарплаты уходило на налоги. Жизнь была на самом деле очень дорогой», – цитирует Forbes Девжи.

Отец сыну в помощи отказал, заявив, что тот только зря теряет время в Америке, и посоветовал вернуться на родину. Мохамед Девжи послушался совета отца и в 1999 году стал главным финансовым контролером в семейной Mohammed Enterprises Tanzanian Limited (METL). Тогда годовая выручка фирмы, торговавшей солью, сахаром, кондитерскими товарами, одеждой, а так же оказывавшей транспортные услуги, составляла

около $30 млн. Компания в основном импортировала товары и перепродавала их на местном рынке. Такой подход к бизнесу не устраивал предприимчивого Мохамеда Девжи. «Торговля приносила приличную сумму денег, но я всегда чувствовал, что это слишком пассивно. Почему мы импортировали мыло? Почему мы не могли изготовить мыло сами?» – говорил он. Девжи решил заняться производством товаров, а не только торговлей, несмотря на возражения отца, считавшего, что не стоит рисковать.

Мыльный бизнес

В 2003 году государство начало продавать за бесценок убыточные предприятия, и 28-летний Девжи воспользовался этим. Он занял у отца $1 млн и приобрел мыловаренный завод, а также завод по производству пищевых жиров и мыла и несколько дышащих на ладан текстильных фабрик. Он по максимуму урезал расходы, вложил средства в технологии и квалифицированный персонал и менее чем через два года сделал предприятия прибыльными. Теперь эти производства входят в группу METL.

Одно из них – 21st Century Textiles Limited – является крупнейшим текстильным предприятием Восточной и Центральной Африки. Его мощности позволяют производить около 8,6 тыс. т хлопчатобумажной пряжи в год (для сравнения, по данным Росстата, в 2012 году всеми предприятиями России было произведено за год около 85 тыс. т пряжи). Помимо этого компания производит искусственное волокно, традиционную африканскую мужскую и женскую одежду, ткани для различных видов одежды, домашний текстиль. Все текстильные производства METL, по данным издания Ventures Africa, приносят годовую выручку в $100 млн.

Приобретенное в 2005 году предприятие по производству масла и мыла, East Coast Oils and Fats, было запущено год спустя, оно производит хозяйственное и туалетное мыло, а также пальмовое масло. Доля предприятия на местном отраслевом рынке – около 70%.

Конкурент Coca-Cola

Помимо мыла и тканей METL Group производит волокно агавы, чай, газированные напитки, успешно конкурирующие на местном рынке с Coca-Cola и Pepsi, оказывает услуги в области страхования, логистики, мобильной связи. По данным самой группы, в ней занято 24 тыс. человек, ее выручка за прошлый год составила около 3,5% от ВВП страны (то есть примерно $1,2 млрд).

В середине 2013 года в интервью Forbes Мохамед Девжи заявил, что выручка METL Group вырастет до $5 млрд к 2018 году, а к 2023 году он займет первое место в рейтинге африканских миллиардеров. Но, судя по всему, бизнес растет стремительнее его прогнозов: сайт группы обещает $5 млрд выручки уже в 2015 году.

100 пар очков

То, что METL преуспевает, демонстрирует и облик самого главы, помимо бизнеса занимающегося еще и политикой (он – член парламента Сингиды). Костюмы индивидуального пошива от Armani, Gucci и Zegna, обувь от Ferragamo, целая коллекция часов и очков (у него около 100 пар очков, которые, по его признанию, для него фетиш)... При этом, как отмечает Ventures Africa, при общении с журналистами Девжи держит себя весьма просто, даже по-приятельски грубовато.

Бизнесмен любит рассказывать о том, как отец привил ему интерес к бизнесу. «Мой отец тренировал меня с 11 лет. Он всегда учил меня делать бизнес. Каждое Рождество, каждое лето он давал мне пинка, чтобы я работал на него, – рассказал Мохамед Девжи Forbes Africa. – Если кто-нибудь спросит меня, кто умнее, я или мой отец, мой ответ – отец! Почему? Потому что делать деньги из денег проще, чем сделать деньги из ничего».