Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Проект «Навальный»
Лента новостей 7:10 МСК
В США умер Збигнев Бжезинский Политика, 06:18 Facebook и Google попросили конгресс изменить закон о слежке в интернете Бизнес, 06:14 WP узнала о предложении Кушнера создать секретный канал связи с Москвой Политика, 05:30 WSJ сообщила о планах нанять юристов для корректировки твитов Трампа Политика, 05:16 Заседание суда Лондона по апелляции Украины назначено на январь 2018 года Финансы, 04:32 Порошенко призвал лидеров G7 «инвестировать в безопасность Украины» Политика, 04:18 МВД проверит задержание в Москве читавшего стихи мальчика Общество, 03:53 Ариана Гранде анонсировала благотворительный концерт в Манчестере Общество, 03:27 Хуснуллин назвал районы с готовыми для переселения по реновации домами Общество, 03:02 В посольстве России назвали срок высылки из Эстонии российских дипломатов Политика, 02:45 Пентагон рассказал о перехвате ВВС Китая военного самолета США Политика, 02:09 Лидеры G7 заявили о необходимости удвоить усилия по борьбе с терроризмом Политика, 01:41 Reuters узнал о плане Трампа по отражению обвинений в связях с Россией Политика, 01:31 Родителей задержанного за чтение стихов мальчика отпустили из ОВД Общество, 00:43 В Белоруссии из-за коррупции задержали 10 руководителей крупного холдинга Политика, 00:38 ВВС Египта нанесли удары в Ливии в ответ на нападение на христиан-коптов Политика, 00:11 В Британии арестовали 44-летнего мужчину по делу о теракте в Манчестере Политика, Вчера, 23:52 МВД прокомментировало задержание читавшего стихи в районе Арбата ребенка Общество, Вчера, 23:42 Lockheed Martin опубликовала видео первого полета гражданского Hercules Технологии и медиа, Вчера, 23:09 Алексей Учитель не почувствовал давления на себя со стороны государства Общество, Вчера, 22:30 Правительство вместо запланированной экономии увеличит расходы бюджета Экономика, Вчера, 22:04 Группе «Иванушки International» запретили въезд на Украину Общество, Вчера, 21:57 Компания Абрамовича продаст свою украинскую «дочку» за $110 млн Бизнес, Вчера, 21:38 Полиция завела дело из-за стрельбы по автомобилю на Киевском шоссе Общество, Вчера, 21:35 После футбольного матча в Сочи МВД внесло в черный список 54 болельщика Общество, Вчера, 21:34 Лауреатами Новой Пушкинской премии стали поэт Жданов и художник Мессерер Общество, Вчера, 21:07 Пытавшийся отсудить у Грефа $750 млн бизнесмен обжаловал арест Бизнес, Вчера, 20:58 ВАК сохранил докторскую степень помощника секретаря Совбеза России Общество, Вчера, 20:54
Газета № 207 (1982) (0711) //3164 7 ноя 2014, 00:25
Жанна Ульянова, Светлана Рейтер, Михаил Рубин, Фарида Рустамова
Проект «Навальный»
Московские власти обвинили в финансировании оппозиции
Фото: REUTERS

Информация о том, что московские власти с 2012 года финансируют оппозиционера Алексея Навального через компанию – организатора книжных выставок «Бюро17» Александрины Маркво, в четверг исчезала и появлялась на сайте LifeNews, но так и не была подтверждена. Близкие к Кремлю собеседники и эксперт считают, что миф «Навальный — проект Кремля» наносит урон московским властям и мэру Сергею Собянину.

О финансировании московскими властями протестной деятельности Алексея Навального в четверг сообщил сайт LifeNews. По версии издания, кампания Александрины Маркво, гражданской жены исполнительного директора Фонда борьбы с коррупцией Владимира Ашуркова, получила более 100 млн руб. на государственных тендерах, объявленных мэрией Москвы и Роспечатью, а затем перевела эти деньги через аффилированные счета Навальному.

Как выяснила РБК, сотрудничество компании, которыми в разные годы руководила Маркво, с государством началось не два года назад, а десятилетием раньше: фирмы Маркво были одними из крупнейших организаторов фестивалей русской культуры и книжных выставок. Финансирование аффилированных с Маркво компаний оппозиционной деятельности остается недоказанным. В опубликованных командой Навального отчетах о расходовании средств избирательных фондов и отчетах о деятельности ФБК нет жертвователей «Бюро17» и близких к Маркво компаний.

Что такое «Бюро17»

Начиная с 2010 года ЗАО «Бюро17», принадлежащее Маркво, заключило государственных контрактов более чем на 100 млн руб., свидетельствуют данные СПАРК. Заказчиками выступали департамент средств массовой информации и рекламы Москвы и Роспечать. «Бюро17» выигрывало тендеры на «организацию выставок, ярмарок, конгрессов», на проведение всероссийских конкурсов парада-буктрейлеров, на «организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение престижа чтения в городских парках Москвы».

В 2014 году компания выиграла два тендера московского правительства на сумму около 2 млн руб. Как рассказал РБК один из бывших сотрудников «Бюро17», активность компании снизилась после отъезда Маркво в Лондон вслед за Ашурковым, объявленным в розыск по обвинению в финансовых махинациях на выборах мэра Москвы в 2013 году. В департаменте СМИ и рекламы правительства Москвы РБК сказали, что «вся работа ведется в рамках 94-ФЗ о госзакупках». «Законодательство очень жесткое, поэтому эти обвинения высосаны из пальца», – сказал РБК пресс-секретарь руководителя департамента СМИ Владимира Черникова Владимир Яковлев.

Маркетологи в сфере культуры отмечают, что государство является если не основным, то крупнейшим заказчиком. По словам работавшей с «Бюро17» Ирины Саминской, директора дома культуры «Перспектива», самые большие бюджеты может предложить только государственный заказчик.

«Маркво с начала 2000-х годов была одним из крупнейших менеджеров в области культурного маркетинга как на федеральном, так и на городском уровне. Основными заказчиками были Министерство культуры, МИД и различные федеральные агентства. Под руководством Маркво и ее партнеров проводились фестивали русской культуры по всему миру, в 20 странах», – говорит источник РБК, близкий к Министерству культуры.

Маркво начинала работать с государственными контрактами еще в 1990-х, когда она была совладелицей и директором агентства Marka:Face:Fashion (с 1999 года – компания Marka:ff). Это компания реализовала более сотни проектов, в том под патронатом правительств России и Москвы, совместно с ГМИИ им. Пушкина, Музеями Кремля.

Навальный и его связи

«Информация о финансировании Кремлем Навального – это такой бред, который мы даже не можем комментировать», – заявила РБК пресс-секретарь политика Кира Ярмыш. Ашурков назвал публикацию ерундой и отказался ее комментировать. Маркво не ответила на звонки и письма РБК.

«Бредом» назвали информацию о финансировании из Кремля Навального и в администрации президента России, сообщил ТАСС. Примерно в это же время (10 утра 6 ноября) заметка с заголовком «Кремль тайно финансировал Навального» была удалена с сайта, однако сохранилась в кэше поисковиков.

«Лично я считаю, что у нас железные доказательства по Навальному, «Лайф» прав. Мое руководство считает иначе. Поэтому удалили», – объяснил в Twitter главный редактор телеканала Анатолий Сулейманов, отвечая на вопрос о причинах удаления заметки с сайта. Автор статьи Анастасия Кашеварова сказала РБК, что материал был удален, поскольку он «вышел без ведома шефа». По ее словам, Арам Габрелянов болен и не был в редакции на момент выпуска материала.Часом позже Габрелянов все же приехал в редакцию и принял решение вернуть материал на сайт в 13.30. «Мы несколько недель разрабатывали тему. Мой отдел – политики и отдел экономики. У нас сложилась полная картина, что Навальный – проект Кремля. Нашли документы, проверили тендеры, опросили всех, кто их объявлял. Разговаривали с очень высокопоставленными чиновниками», – сказала РБК Кашеварова. По ее словам, она располагает перепиской соратников Навального с людьми из Кремля.

Кремлевский проект

Публикация LifeNews в меньшей степени бьет по Навальному и тем более по Кремлю, отмечает собеседник РБК, близкий к администрации президента. Наиболее очевидный урон опубликованная информация наносит по московским властям, отмечает собеседник. В администрации президента критично относятся к мэрии Москвы и лично Собянину – у того есть реальный рейтинг, и он обладает политической самостоятельностью, говорит другой источник, близкий к Кремлю. Оба собеседника предполагают, что публикация была направлена в том числе против столичных властей. «Что касается Кремля, то он явно упоминается в материале только для отвода глаз», – говорит собеседник.

Выгодополучателями публикации можно считать сторонников ужесточения курса власти в Кремле, которые традиционно работают с этим изданием, говорит политолог Константин Калачев. Это многовекторная интрига, которая одновременно бьет и по Навальному, и по либералам в правительстве, и по московским властям, продолжает он. «Кампания по ослаблению Собянина на самом деле и не останавливалась никогда, а кроме этого нельзя списывать со счетов борьбу за высокие посты, в том числе кресло премьера», – подчеркивает Калачев.