Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Топливо подорожает сверх плана
Лента новостей 14:58 МСК
Следcтвие по MH-17 заявило о российском происхождении ЗРК «Бук» Политика, 14:40 Кремль прокомментировал сообщения о просьбе Ливии о поставках оружия Политика, 14:10 Гаагский арбитраж закрыл одно из многомиллиардных дел ЮКОСа против России Экономика, 14:09 Каменщик отказался назвать сумму выплат жертвам теракта в Домодедово Общество, 14:06 Жириновский высказался против запрета абортов Политика, 14:02 Глава Минздрава увидела в ограничении абортов угрозу для здоровья женщин Политика, 14:00 Лучшие предложения рынка наличной валюты  14:00   USD НАЛ. Покупка 64,10 Продажа 64,17 EUR НАЛ. 71,88 71,90 Итоги расследования катастрофы MH17 в Донбассе. Онлайн-трансляция Онлайн, 13:57 Минэкономразвития предложило увольнять глав убыточных госкомпаний Бизнес, 13:56 В Москве на офис Сбербанка совершено вооруженное нападение Общество, 13:50 СМИ узнали вывод следствия по «делу MH17» о привезенном из России «Буке» Политика, 13:49 Курс евро на завтра  13:41 EUR ЦБ 71.5738 -0.0671 Курс доллара на завтра  13:41 USD ЦБ 63.9509 +0.2588 Кремль призвал «не гадать на кофейной гуще» об отставке глав МВД и СКР Политика, 13:35 Aston Martin показал скоростной катер за £1,3 млн Бизнес, 13:34 Кремль ответил на сообщения о решении назначить Кириенко замглавы АП Политика, 13:30 Каменщик заявил об отсутствии предложений о продаже Домодедово Бизнес, 13:22 Голодец прокомментировала предложение об ограничении абортов Политика, 13:19 Кремль отказался участвовать в дискуссии о запрете абортов Общество, 13:17 Минтруд предложил обязать неработающих россиян платить за лечение Общество, 13:10 Кремль назвал неопровержимым фактом непричастность ДНР к гибели MН-17 Политика, 13:08 Норвежский суд отказался гарантировать Эдварду Сноудену его невыдачу США Политика, 13:00 Загоревшийся планшет Samsung привел к экстренной посадке самолета Технологии и медиа, 12:38 «Вечно молодым»: исчез ли комсомол четверть века назад Андрей Колесников руководитель программы Московского центра Карнеги Мнение, 12:37 Название SABMiller исчезнет после слияния с InBev Бизнес, 12:33 В подмосковной больнице нашли похожий на боеприпас предмет Общество, 12:32 Сын Сергея Кириенко займется развитием «Ростелекома» Бизнес, 12:13
Газета № 206 (1981) (0611) //3163 6 ноя 2014, 00:25
Людмила Подобедова
Топливо подорожает сверх плана
Бензин Из-за роста цен автолюбители могут пересесть на общественный транспорт
Фото: Андрей Кульгун/РБК

Минфин не исключает, что горожане начнут экономить на бензине и пересаживаться на общественный транспорт из-за резкого подорожания топлива с 2015 года. Бензин и дизельное топливо могут подорожать примерно на 3 руб. за литр, что позволит государству добрать в будущем году в бюджет еще 60 млрд руб.

В среду комитет по бюджету Госдумы РФ рассмотрел предложенные тремя депутатами-единороссами – Евгением Москвичевым, Виталием Ефимовым и Николаем Панковым – поправки в Налоговый кодекс, согласно которым акцизы на автобензин Евро-5 могут оказаться на более высоком уровне, нежели ранее предполагалось. В частности, в 2015 году они должны составить 5530 руб. за тонну (вместо ранее ожидавшихся 4200 руб.), в 2016 году – 7530 руб. и 5830 руб. – в 2017 году. На дизельное топливо 5-го класса акцизы предлагается увеличить в 2015 году с 2300 до 3450 руб. В 2016 году они должны вырасти до 4150 руб., а затем снизиться до 3950 руб. в том же периоде. То есть в среднем из-за этого цены на топливо могут вырасти на 1 руб. за литр, а вместе с ранее объявленными инициативами в рамках налогового маневра рост может составить примерно 3 руб. за литр топлива.

Выступавший от имени правительства РФ заместитель министра финансов Сергей Шаталов озвучил, что правительство поддерживает такой уровень акцизов на бензин класса 5 и дизельное топливо. По словам Сергея Шаталова, решение по повышению акцизов мотивировано октябрьским заседанием Госсовета РФ и необходимостью наполнения региональных дорожных фондов. По озвученным им расчетам, от такой реформы в 2015 году бюджет получит дополнительно 60 млрд руб. дохода, в 2016–2017 годах – более 90 млрд руб. Чиновник подчеркнул, что поправку по росту акцизов на дизельное топливо следует доработать исходя из параметров унификации акцизов на топливо 4-го и 5-го классов. «В текущей редакции акциз на дизельное топливо 4-го класса ниже, чем на более качественное топливо 5-го класса, стоит их выровнять по уровню пятого класса», – рекомендовал он. Сергей Шаталов прогнозирует, что из-за роста акцизов цена бензина в 2015 году повысится на 3–3,1 руб., но в 2016–2017 годах такого же уровня подорожания он не ждет.

В Минфине не исключают, что такой существенный рост цен вынудит потребителей экономить. Как сообщила РБК заместитель главы отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Нина Нечипорчук, люди начнут предпочитать общественный транспорт вместо автомобильного при условии, что расходы на оплату бензина будут расти быстрее, чем доходы граждан. «Особенно это может коснуться больших городов, где есть широкая сеть общественного транспорта, а вот в глубинке, увы, добраться куда-то можно в основном на машине, и тут спрос не изменится. При необходимости экономии люди все же предпочтут сначала сократить расходы на алкоголь и сигареты, а не на бензин», – полагает она.

В свою очередь, чиновник уверена, что производство бензина в стране не должно упасть, так как спрос будет стимулировать промышленность, которая не сократит свои нужды и рост цен для которой будет компенсирован адресными налоговыми вычетами.

По данным аналитиков EY, за последние 10 лет (с 2003 по 2013 год) средние темпы роста потребления бензина в России в размере 3,5% превышали рост спроса на дизельное топливо, который составлял 2,8%. Только в кризисном 2009 году отгрузка на внутренний рынок автомобильного топлива в РФ осталась на уровне 2008 года – 31 млн т.

В 2013 году в стране было продано 35,3 млн т дизеля (на 1,1% выше, чем в 2012 году), а потребление бензина выросло на 3,1%, до 34,4 млн т. Если потребление бензина упадет, эффект от повышения акцизов для наполнения дорожных фондов может быть уменьшен.

Выступавший на заседании комитета Госдумы начальник департамента общественных связей ЛУКОЙЛа Глеб Овсянников сообщил, что компания уже год как выпускает только топливо 5-го класса, и задался вопросом, возможно ли перераспределить налоговую нагрузку между производителями бензина, чтобы увеличение налогов почувствовали и производители бензина 4-го класса. Однако Сергей Шаталов подчеркнул, что решение о повышении акцизов именно на Евро-5 вызвано тем, что это «наименьшим образом скажется на ценах на заправках».

«Если дифференциация акцизов на бензин 4-го и 5-го классов будет нарушена, высока вероятность, что мы не будем выпускать бензин 5-го класса. Ведь по техрегламенту можно производить и Евро-4», – ответила на реплику Сергея Шаталова начальник управления по оценке регуляторных рисков департамента по работе с органами государственной власти «Газпром нефти» Елена Фомичева. Представители «Роснефти» позицию не выразили. Источник в ЛУКОЙЛе сообщил РБК, что акцизный рост в рамках налогового маневра «больно ударит по компании, которая вложила в модернизацию НПЗ сотни миллиардов рублей с 2011 года». Глава комитета по бюджету Андрей Макаров отложил принятие поправок по акцизам до 7 ноября не из-за позиции нефтяников, а из-за того, что авторы поправок не явились на заседание комитета и из-за реплики Минфина о необходимости доработки одной из поправок.

Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России, считает, что повышение цен на бензин ударит прежде всего по малоимущим слоям населения и среднему классу и из-за сокращения ими потребления бензина спрос на него может не вырасти в 2015 году, но вряд ли упадет. «Для балансировки последствий роста цен на бензин следует ввести талоны на бензин для малоимущих и сеть социальных заправок», – считает эксперт.