Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Бизнес во Внуково
Лента новостей 16:23 МСК
Власти Канн запретили горожанам проносить на пляжи большие сумки Общество, 15:44 Арестованный генерал СКР подал в суд за статью о найденной у него валюте Политика, 15:26 Рыболовлев потратит $234 тыс. на снос купленного у Трампа особняка Общество, 15:22 Путин рассказал о «другом вкусе» побед на Олимпиаде в Рио Политика, 15:16 В Госдуму внесли законопроект о декриминализации семейных побоев Политика, 15:14 В Москве обокрали банкомат с помощью билетов «банка приколов» Общество, 15:06 Два одиночества: найдет ли Путин общий язык с Эрдоганом? Владислав Иноземцев директор Центра исследований постиндустриального общества Мнение, 14:56 Исинбаева прекратила тренировки из-за судебных разбирательств Общество, 14:55 Мэр Коктебеля подал в отставку Политика, 14:45 В Москве сошел с рельсов трамвай Общество, 14:41 «Роснефть» погасила еврооблигации на $1 млрд Бизнес, 14:37 Работу Путина на посту президента одобрили 82% россиян Общество, 14:34 Вооруженная группа в отделении полиции в Ереване опровергла захват врачей Политика, 14:24 Кремль сравнил с «ужастиками» заявления о влиянии России на выборы в США Политика, 14:22 Никита Белых не просил о свадьбе в СИЗО Общество, 14:19 Кремль перестанет рассылать журналистам предварительный график Путина Политика, 14:18 Превышающих скорость в Москве будут ловить с помощью системы «Пит-стоп» Общество, 14:00 НОВАТЭК во втором квартале снизил капитальные затраты вдвое Бизнес, 13:55 Австралия попросила Россию помочь с делом против российских бизнесменов Бизнес, 13:53 Кремль ответил на заявление Киева об отказе возвращать России $3 млрд Политика, 13:46 В Турции подсчитали количество использованной путчистами военной техники Политика, 13:46 Мутко «не определился» с поездкой на Олимпиаду Общество, 13:25 Кремль прокомментировал возможную отставку главы ФТС Политика, 13:03 При теракте в сирийском городе на границе с Турцией погибли 44 человека Политика, 13:03 В Тюменской области чиновник сжег в бане 900 открепительных удостоверений Общество, 12:54 Курс евро на завтра  12:51 EUR ЦБ 72.515 +0.1672 Курс доллара на завтра  12:51 USD ЦБ 65.9467 +0.2059
Газета № 198 (1973) (2310) //3048 23 окт 2014, 00:25
Иван Голунов, Мария Гордеева, Сергей Стариков
Бизнес во Внуково
Почему крупные предприниматели полюбили частный терминал Внуково-3
Фото: Transport Photo Images

Большинство россиян считают главными воздушными воротами страны Шереметьево и Домодедово, но только не крупные компании и успешные бизнесмены. Бизнес-джеты перевозят тех, кто готов платить много. И самый популярный аэропорт у этих клиентов – Внуково-3, где на этой неделе разбился самолет главы Total Кристофа де Маржери. РБК разбирался, кто зарабатывает на бизнес-авиации во Внуково.

Кто занимается бизнес-авиацией во Внуково

Аэропортовый комплекс Внуково-3, который занимается обслуживанием деловой авиации и VIP-чартеров, был открыт в 2004 году на месте бывшего ведомственного аэровокзала Роскосмоса. С 1963 года здесь располагался аэровокзал ракетно-космической корпорации «Энергия». В 2004 году по просьбе мэра Москвы Юрия Лужкова РКК «Энергия» передала аэропорту Внуково 4,6 га под строительство зоны деловой авиации Внуково-3.

Сейчас Внуково-3 включает три бизнес-терминала: «Космос» и «Виппорт», которые позволяют обслужить около 40 человек в час, и «АБТ Внуково-3», обслуживающий около 15 человек в час.

Falcon, которым летел глава Total Кристоф де Маржери, вылетал через самый востребованный во Внуково-3 терминал «Виппорт». Владелец этого терминала – одноименное ЗАО с запутанной структурой собственности: на 50% компания принадлежит кипрским Cythercorp и Morimoto, чей бенефициар, в свою очередь, – зарегистрированная на BVI Corwell Finance Limited; еще 50% – у компании «Центр обеспечения полетов «Русаэро», которую контролирует бизнесмен Дмитрий Купцов (данные СПАРК).

Эти же кипрские офшоры на 75% контролируют терминал «АБТ Внуково-3». Им же, если верить СПАРК, принадлежат доли еще в трех десятках компаний, которые оказывают различные услуги в аэропорту Внуково, среди них – «Трансагентство Внуково» (авиакассы в здании аэропорта),«Авиатехинвест» (владеет техническими сооружениями аэродрома) и другие. Наконец, этим же двум офшорам принадлежит 75,5% управляющей компании аэропорта «Внуково-инвест».

Совладельцами «Внуково-инвеста» считаются председатель совета директоров и совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев и миллиардер Андрей Скоч. В июне 2014 года «Внуково-инвест» переизбрало совет директоров – в него помимо Виталия Ванцева и представителя Скоча, гендиректора его благотворительного фонда «Поколение» Дениса Марусенко, вошла Лариса Гитарская, директор по развитию проектов ООО USM Advisors, которая управляет активами Алишера Усманова, Андрея Скоча и других их партнеров. Представитель USM от комментариев отказался. Источник, близкий к компании, подтвердил, что Скоч через своего отца действительно является совладельцем бизнес-терминалов во Внуково. Ванцев разговаривать с РБК вчера отказался.

О председателе совета директоров группы компаний «РусАэро» (в нее входит одноименная авиакомпания) Дмитрие Купцове, которому принадлежит вторая половина «Виппорта», известно немного. Раньше Купцов занимался обеспечением рейсов деловой авиации в Шереметьево, рассказал РБК один из бывших сотрудников аэропорта, потом перевел свой бизнес во Внуково. Сейчас он считается крупнейшим игроком на рынке деловой авиации, говорит гендиректор одного из операторов бизнес-джетов. По его данным, структуры Купцова оказывают те же услуги в питерском Пулково, а также в аэропортах Сочи, Краснодара, Анапы и Геленджика. Связаться с ним РБК не удалось.

«Дорогие» гости

Внуково – самый популярный аэропорт у российского бизнеса. По статистике Европейской организации по безопасности полетов (Eurocontrol, агрегирует данные по международным рейсам), за 2013 год в среднем в день из Внуково-3 вылетали 30 рейсов. Для сравнения: из терминала А в Шереметьево – семь, из Пулково – пять, из Домодедово (Domodedovo Business Aviation Center) – около четырех.

В день из четырех московских аэропортов вылетает 90–110 бизнес-джетов, говорит гендиректор одной из компаний-операторов, специализирующихся на частных перелетах. На Внуково приходится около 75%, утверждает его коллега из конкурирующей фирмы. «Девять из десяти наших рейсов вылетает из Внуково», – говорит представитель компании «Бизнес авиация».

Услугами Внуково-3 пользуются и богатейшие россияне, и корпорации: здесь, к примеру, базируются самолеты Алишера Усманова и Рустама Тарико, а также бизнес-джеты «Роснефти», «Газпрома», НОВАТЭКа и РЖД. Группа «Абрау-Дюрсо» регулярно арендует самолеты бизнес-авиации, базирующиеся во Внуково-3, – говорит представитель компании Дарья Домостроева. – Мы арендуем чартеры, когда у нас в Абрау проходят крупные мероприятия, на которые надо привезти большое число гостей». По ее словам, в этом году компания дважды арендовала самолет Bombardier авиакомпании «Северсталь».

Популярность аэропорта объясняется его близостью к Москве и Рублево-Успенскому шоссе, откуда часто приезжают высокопоставленные пассажиры. Внуково находится в 8 км от Москвы, Шереметьево – в 10 км, Домодедово – в 22 км. Только последний обеспечивает вылет-прилет бизнес-джета без привязки ко времени, уточняет представитель этого аэропорта. Впрочем, гендиректор одной из компаний бизнес-авиации отмечает, что Домодедово так и не нашел своего постоянного клиента из-за своей удаленности от центра города. Шереметьево среди деловой элиты пока не очень популярен, сказывается дефицит площадей: один из самолетов Алишера Усманова был перебазирован во Внуково, так как мешал работе грузового терминала Шереметьево. Но самая большая проблема – пробки (до аэропорта трудно добраться из-за того, что Ленинградское шоссе слишком загружено). Представители Шереметьево ранее говорили, что аэропорт сможет вернуть позиции после того, как будет построен первый участок платного шоссе Москва – Санкт-Петербург.

Внуково не только самый удобный, но и самый дорогой столичный аэропорт для бизнес-авиации, рассказывают сотрудники компаний-операторов и сами клиенты. Обслуживание во Внуково стоит на 20% дороже, чем в других европейских аэропортах и в Шереметьево, и на 30% по сравнению с Домодедово, говорит гендиректор одной из авиакомпаний. Стоимость внутреннего перелета из Москвы, к примеру, на юг России для пассажиров одного бизнес-джета вместимостью до 50 человек составляет порядка 1 млн руб., говорит сотрудник одной из компаний, часто летающих из Внуково.

Кто в доле?

Как делится эта выручка – разобраться трудно. Стоимость облуживания бизнес-джета состоит из нескольких частей. Аэропортового сбора, который вычисляется с максимальной взлетной массы самолета. Сбора за навигацию (около €100), за предоставление метеосправки (около €50). Хендлинговый пакет для лайнера Legasy 600 состоит из €2800. В него входит предоставление тягача, машины сопровождения, техконтроль по прилету и вылету, предоставление комнаты для брифинга экипажа. Отдельно оплачиваются услуги клининга, предоставление наземных источников питания, обработка антиобледенительной жидкостью (для того же Legasy 600 стоит €2800), предоставление гостиницы для персонала и его трансфер. Пользование самим терминалом Внуково-3 пассажиру такого рейса обойдется в €200.

Еще одно важной частью затрат пассажира деловой авиации является заправка самолета (в основном топливо поставляет компания «ТЗК «Внуково», саму услугу по заправке предоставляют компании «Виппорт» или Swissport Russia). Также в названную стоимость не входит кейтеринг. Его пассажиры могут заказать как в аэропорту, так и в ресторане. Особой популярностью, по словам одного из операторов, пользуется кейтеринг из ресторана «Пушкин». Стоимость услуг парковки в месяц в аэропорту Внуково составляет €5–6 тыс., но стоимость в день может вылиться в €1200.

Об отказах от услуг Внуково-3 из-за трагедии с рейсом главы Total пока никто из клиентов публично не заявлял. Домостроева из «Абрау-Дюрсо» говорит, что компания планирует пользоваться терминалами аэропорта и дальше: «Нам предстоит празднование 150-летия компании в 2015 году, будет много гостей, и мы опять воспользуемся их услугами».