Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
$10 млрд на призраках
Лента новостей 14:04 МСК
Путин продлил срок полномочий бизнес-омбудсмена Титова Общество, 13:43 «Диссернет» не пустили на заседание президиума ВАК Общество, 13:39 Полиция пришла с обысками к координатору «Открытой России» в Казани Политика, 13:34 HRW узнала о роли главы парламента Чечни в издевательствах над геями Общество, 13:33 Давнее дело: откуда появилось обвинение Усманова в изнасиловании Политика, 13:27 Песков ответил на заявления о дистанцировании Кремля от реновации Политика, 13:25 «Дождь» рассказал о недвижимости родни и окружения Кадырова в Москве Политика, 13:24 Курс евро на завтра  13:16 EUR ЦБ 63.6689 +0.6573 Курс доллара на завтра  13:16 USD ЦБ 56.756 +0.6859 Кремль заявил об отсутствии «четкой позиции» по административной амнистии Политика, 13:15 В Кремле рассказали о позиции Путина по Украине на встрече с Макроном Политика, 13:04 Россиян предупредили о «критическом» уровне угрозы терактов в Британии Политика, 13:02 Профсоюзы попросили проверить положение рабочих из КНДР на «Зенит Арене» Политика, 13:02 Лучшие предложения рынка наличной валюты  13:00   USD НАЛ. Покупка 56,72 Продажа 56,82 EUR НАЛ. 63,68 63,70 Кремль отказался считать проверку компании Учителя «методом давления» Политика, 12:59 Теннисист Марат Сафин станет советником Вячеслава Володина Политика, 12:53 На юге Москвы частично обрушилась крыша административного здания Общество, 12:52 В России появится новый тип визы для иностранцев Политика, 12:51 МИД назвал кризис отношений с НАТО глубочайшим со времен холодной войны Политика, 12:38 Госдума приняла закон Яровой о «группах смерти» Общество, 12:31 В «Единой России» назвали проверки чиновников из-за родных неправомерными Политика, 12:21 Суд отказался признать бездействие Заксобрания Петербурга по Исаакию Политика, 12:20 «Система» отдаст производство вакцины от гепатита структуре «Ростеха» Бизнес, 12:19 Поклониться мощам Николая Чудотворца захотели 72% россиян Общество, 12:08 Поклонская объяснила обращениями граждан проверки фильма и студии Учителя Политика, 12:03 Аваков заявил о «технической ошибке» в деле об убийстве Шеремета Политика, 11:45 МВД назвало причину возгорания 30 машин на автостоянке в Новой Москве Общество, 11:31 Васильева заявила об отсутствии понимания «коррупции» у 70% школьников Политика, 11:27
Газета № 194 (1969) (1710) //3044 17 окт 2014, 00:25
Татьяна Глазкова
$10 млрд на призраках
Как Эван Шпигель разбогател на самоуничтожающихся фотографиях
Фото: AP

Худощавый юноша из состоятельной американской семьи Эван Шпигель создал Snapchat – мобильное приложение для обмена самоуничтожа­ющимися картинками, которое всего за три года стало крайне популярным, особенно среди молодежи. Инвесторы оценивают неприбыльный сервис со скандальной историей в $10 млрд, что делает его одним из самых дорогих в мире стартапов.

24-летнего Шпигеля можно с полным правом назвать «мальчиком-мажором»: он с детства привык отдыхать с отцом, пре­успевающим юристом, то на Багамах, то на канадских горнолыжных курортах, то в Европе. До сих пор он живет с родителями в большом доме стоимостью $2 млн в прибрежном районе Лос-Анджелеса. Другие атрибуты роскоши, к которым юноша привык с детства, – автомобили класса люкс (по данным Business Insider, у Шпигелей их было пять). Как сообщило издание LA Weekly, первым автомобилем, за руль которого сел Эван, только получив водительское удостоверение, был Cadillac Escalade (стоимость новой модели – от $72 тыс.).

Благодаря связям отца Шпигель поступил в престижный Стэнфорд учиться промышленному дизайну. Как пишет Techcrunch, будучи первокурсником, он познакомился с Реджи Брауном, которому и принадлежала идея создания мобильного приложения, позволяющего отправлять самоуничтожающиеся изображения. Родилась она так: весной 2011 года (Шпигель тогда учился на предпоследнем курсе) Браун сказал: «Я хочу, чтобы фотографии, которые я отправил этой девушке, исчезли». Младший товарищ пришел от этой мысли в восторг и назвал ее «идеей на миллион». Как недавно выяснилось, он ее недооценил: идея оказалась на десять миллиардов. Разработать приложение поручили Бобби Мерфи, студенту-программисту, вместе с которым Шпигель впервые попробовал себя в качестве предпринимателя. Они основали компанию Future Freshman, помогавшую абитуриентам и их родителям подготовить документы для университета.

Все лето трое юношей работали над проектом, сперва получившим название Pictaboo. Эван нарисовал логотип, который и сейчас остается визитной карточкой Snapchat, – веселого призрака. Он стал гендиректором компании, Браун – директором по маркетингу, а Мерфи – техническим директором.

Pictaboo вышло в июле, спустя месяц у него было всего лишь 127 пользователей. В августе троица создателей проекта вдруг неожиданно рассорилась: как пишет Techcrunch, из-за того, в каком порядке их имена будут указаны в патенте. Кроме того, они не смогли поделить акции: Браун хотел получить 30%, остальных это не устроило. В итоге Шпигель и Мерфи фактически выгнали Брауна из компании, отключив все электронные адреса и пароли.

Осенью 2011 года два оставшихся основателя компании сменили название на Snapchat. Количество пользователей выросло до тысячи человек, и Шпигель с Мерфи обнаружили интересную закономерность: сервис пользовался наибольшей популярностью с 9 до 15 часов, то есть в то время, когда школьники находятся на уроках. Для подростков приложение стало настоящей находкой: можно обмениваться картинками, не боясь, что учитель их увидит.

В апреле 2012 года количество поклонников Snapchat выросло уже до 10 тыс. человек. Тут, однако, молодые предприниматели столкнулись с финансовыми трудностями: плата за серверные мощности росла, и им пришлось искать инвесторов. На помощь пришел Джереми Лью из Lightspeed Venture Partners: дочь его партнера рассказала ему о популярности приложения среди подростков. Он инвестировал в Snapchat $485 тыс. и оценил компанию в $4,25 млн. Получив деньги, Шпигель сразу же отчислился из Стэнфорда, несмотря на то что ему оставалось доучиться до окончания всего несколько недель.

В феврале 2013 года фанаты Snapchat пересылали уже по 60 млн снимков в день, в мае – 150 млн (сейчас эта цифра составляет более 700 млн). Популярность сервиса привлекала и инвесторов: весной 2013 года компания получила $13,5 млн от Benchmark, летом того же года – $80 млн от IPV и нескольких других инвесторов (SV Angel, General Catalyst Partners); при этом Snapchat была оценена в $800 млн. В декабре в Snapchat вложился хедж-фонд Coatue Management ($50 млн). В общей сложности полученные приложением инвестиции на конец года превышали $120 млн. По информацииThe Wall Street Journal, одним из инвесторов стал также китайский интернет-гигант Tencent, оценивший проект в $3–4 млрд.

В конце 2013 года стартапом заинтересовался Марк Цукерберг. Не сумев создать успешные клоны сервиса с призраком, он предложил основателям $3 млрд за компанию. Шпигель отказался, заявив, что в ближайшее время не намерен рассматривать предложения ни о покупке, ни о вложениях (интерес со стороны других инвесторов на тот момент был весьма высоким).

В 2014 году в «веселого призрака» вложился фонд DST Global Юрия Мильнера (сумма финансирования не раскрывается), оценка компании при этом достигла $7 млрд. В начале октября стало известно, что Snapchat ожидает новый приток инвестиций, в том числе от Yahoo! и Kleiner Perkins Caufield & Byers. По сообщению The Wall Street Journal, Yahoo! может вложить в приложение $20 млн. Стоимость Snapchat при этом оценивается уже в $10 млрд, что делает ее наряду с сервисом по аренде жилья Airbnb и облачным хранилищем Dropbox одним из самых дорогих стартапов в мире. По мнению аналитиков, опрошенных Bloomberg, интерес к детищу Шпигеля среди инвесторов сейчас очень высок.

Постепенно бизнес, еще не приносящий прибыли, обращается к главному источнику финансовых вливаний для подобных проектов – рекламе. Как заявил недавно Шпигель, в мессенджере Snapchat скоро появятся рекламные объявления. По сообщению The Verge, объявления не будут показываться в переписке двух пользователей, они появятся только в тех сообщениях, которые отправляются на страницу различных мероприятий, при этом пользователь сможет отказаться от их просмотра. Шпигель отметил также, что Snapchat пока не планирует вводить таргетированную рекламу.