Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Карты бьют кредиты
Лента новостей 13:19 МСК
ИГ опубликовало видео взорвавшего себя в Германии беженца из Сирии Общество, 12:57 Суд отказался разрешить митинг против «закона Яровой» Политика, 12:49 Песков назвал «Роснефть» «с формальной точки зрения» не госкомпанией Экономика, 12:45 Кремль увидел «маниакальные попытки» использовать Россию на выборах в США Политика, 12:37 Дворкович заявил о готовности Турции возобновить проект «Турецкий поток» Бизнес, 12:33 Ставки по вкладам упали до минимума с середины июня 2014 года Финансы, 12:29 Полицейские застрелили захвативших заложников в церкви во Франции Общество, 12:14 Кремль подтвердил встречу Путина и Эрдогана 9 августа Политика, 12:13 Власти США одобрили освобождение последнего россиянина из Гуантанамо Политика, 12:06 Как это сделать: выявить фирму-однодневку среди контрагентов Игорь Носков управляющий партнер юридической корпорации АМТ Мнение, 12:05 Во Франции вооруженные ножами мужчины захватили заложников в церкви Общество, 12:00 Sberbank CIB назвал выход Tele2 в Москву ошибкой Технологии и медиа, 12:00 Гидрометцентр связал появление дымки над Москвой с сибирскими пожарами Общество, 11:54 СМИ сообщили об обысках в кабинете главы Федеральной таможенной службы Политика, 11:49 В Белоруссии вступила в силу новая военная доктрина Политика, 11:44 Выручка группы «Детский мир» выросла на треть Бизнес, 11:40 Путин выразил соболезнования после убийства в доме инвалидов в Японии Политика, 11:27 Киев рассказал о встрече Шеремета с министром времен Януковича в Москве Политика, 11:04 Стоимость сделки по слиянию InBev и SABMiller выросла после Brexit Бизнес, 11:03 Страх и ненависть в Германии: как террор повлияет на политику страны Ольга Гулина эксперт Института миграционной политики (Берлин) Мнение, 11:00 Биржевой курс евро впервые за месяц поднялся выше 72 руб. Финансы, 10:39 Правительство решило смягчить миграционное законодательство Политика, 10:24 Саакашвили рассказал о планах построить в Одессе круглосуточный ЗАГС Политика, 10:10 Турция объявила о визите Эрдогана в Петербург 9 августа Политика, 10:01 США отложили ввод в эксплуатацию самого дорогого авианосца в мире Политика, 09:52 Лавров назвал главную тему переговоров с Керри Политика, 09:43 Минтранс направил Турции дополнительные задачи по авиабезопасности Политика, 09:39
Газета № 188 (1963) (0910) //2899 9 окт 2014, 00:25
Юлия Полякова
Карты бьют кредиты
Объем выдаваемых в магазине кредитов сократился впервые с кризиса
Фото: РИА Новости

Задолженность по кредитам, выдаваемым в торговых точках, сократилась впервые за пять лет – с кризиса 2009 года. Эксперты считают, что POS-кредиты уходят в прошлое, проигрывая в эффективности кредитным картам и кредитам наличными. Однако банки с такими выводами не согласны.

Задолженность по POS-кредитам – кредитам, выданным в торговых точках, – за 12 месяцев, с 1 октября 2013 по 1 октября 2014 года, снизилась на 2,5%, подсчитали аналитики коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн» на основе данных ЦБ и отчетности банков. По словам представителя «Секвойи», падение рынка в этом сегменте отмечается впервые. Сокращение POS-кредитования происходит на фоне роста других сегментов необеспеченного розничного кредитования, пусть и не такого бурного, как в предыдущие два года. За тот же период времени объем задолженности по кредитным картам, по данным «Секвойи», вырос на 21%, по кредитам наличными – на 19%.

Объем рынка POS-кредитования составляет 18,5 млрд руб. (для сравнения, рынок кредитных карт оценивается в 1,13 трлн руб.) – это 2,5% общего объема рынка необеспеченного кредитования. В 2010 году этот показатель составлял 4% и в последующие годы постепенно снижался: в 2011 году составлял 3,5%, в 2012 и 2013-м – 3%. В 2013 году рынок POS-кредитов увеличился на 14%, в 2012 году – на 18%, в 2011 году прирост составлял 24%, а в 2010-м – 43%.

С середины 2013 года розничные банки заметно снизили свои риск-аппетиты и сделали ставку на менее рискованные кредитные продукты. «Большинство лидеров розничного рынка существенно сократили портфель POS-кредитов. Неудивительно, что именно сегмент кредитов в торговых точках показал наибольшее замедление», – уточняют эксперты «Секвойи». По их мнению, кредиты на покупку товаров были продуктами переходного периода. «Такой продукт, как POS-кредит, появился в период низкого охвата населения банковскими услугами и, по сути, стал первым опытом общения заемщика и банка, – объяснили эксперты. – Очевидно, что POS-кредиты постепенно уйдут в прошлое. Из-за высоких рисков мошенничества и ограниченного времени для проверки потенциального заемщика ставки по ним выше и всегда будут выше, чем, например, по кредитам наличными».

Начальник департамента развития потребительского кредитования банка «Открытие» Артем Андреев с этим выводом согласен. «Я назвал бы два основных фактора, которые привели к такой ситуации. Первый – когда рынок POS-кредитования зарождался, комиссию платили розничные продавцы банкам. С течением времени ситуация перевернулась – комиссию платит банк ретейлеру.

Естественно, в такой ситуации снижается доходность кредитной организации», – рассказал Андреев. Второй фактор, по его словам, это ограничение предельного размера ставок по кредитам, что также давит на маржинальность POS-кредитования.

В банках, развивающих POS-кредитование, говорят, что этот вид бизнеса действительно переживает не лучшие времена, но так же, как и другие виды необеспеченного розничного кредитования. Как отметил заместитель председателя правления банка «Хоум Кредит» Юрий Андресов, закредитованность населения и замедление экономики оказывают отрицательное влияние и на POS-рынок. «В первом полугодии текущего года его объем снизился на 13%. Во втором полугодии мы ждем увеличения продаж, но сезон будет хуже, чем в прошлом году. По итогам года мы не ожидаем роста POS-рынка. Спрос есть, но банки вынуждены очень тщательно подходить к отбору заемщиков», – сказал Андресов.

Однако о «смерти» кредитов на покупку товаров говорить еще очень рано. «Мы были бы даже рады, если бы наши конкуренты сочли, что POS-кредитованию осталось недолго жить, поскольку мы работу на этом рынке считаем для себя привлекательной и видим здесь хорошие перспективы», – сказал предправления ОТП Банка Георгий Чесаков.

«Я работаю в банке с 2003 года. И все время меня спрашивают, когда умрет рынок POS. Отвечаю – никогда! – комментирует Андресов из «Хоум Кредит». – POS-кредитование выгодно всем: банкам, ретейлерам, заемщикам. Только наш банк ежегодно через POS-канал привлекает 3 млн новых клиентов». По данным Андресова, торговые сети около 20% товаров продают в кредит, и спрос на POS-кредиты со стороны клиентов стабильно высокий. «Структура спроса меняется: заемщики берут кредиты на более существенные и долгосрочные цели – ремонт, мебель, медицина. Средняя сумма кредита в POS-кредитовании за 12 лет увеличилась в два раза. Несмотря на то что у нас уже около 90 000 POS-точек, есть еще возможности расширять партнерские базы, – продолжает Андресов. – Кроме того, просрочка по POS-кредитам значительно ниже, чем по другим видам необеспеченного кредитования».

По данным «Секвойи», россияне по‑прежнему используют POS-кредиты преимущественно для покупки бытовой техники, на этот вид товаров приходится 45% всех выданных кредитов в торговых сетях. Далее следуют товары категории «связь» и «мебель» – 16 и 10% соответственно.