Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Кто выстроился за деньгами госзаказа и «Газпрома»
Лента новостей 21:00 МСК
Who is Mr Ross: как новый министр торговли США связан с Россией Экономика, 20:33 Суд арестовал троих фигурантов дела о гибели детей в ДТП в ХМАО Общество, 20:30 Литва объяснила запрет на въезд российских судей в страну Политика, 20:14 Путин заявил о надежде на восстановление товарооборота с Турцией Политика, 20:13 Лучшие предложения рынка наличной валюты  20:00   USD НАЛ. Покупка 64,00 Продажа 64,00 EUR НАЛ. 68,70 68,73 Минобороны сообщило об освобождении еще пяти кварталов Алеппо от боевиков Политика, 19:58 Глава Генштаба Украины назвал возможные потери в случае войны с Россией Политика, 19:40 Сайт Минфина Украины перестал работать из-за хакерской атаки Общество, 19:38 «Единая Россия» отказалась от корпоратива на Новый год Политика, 19:33 Медведев 20 декабря проведет встречу с фракцией «Единой России» Политика, 19:26 Рост числа мигрантов в России вышел на докризисный уровень из-за Украины Политика, 19:21 Трамп призвал Boeing отказаться от строительства президентского самолета Политика, 19:17 Forbes назвал самых высокооплачиваемых спортсменов в истории Общество, 19:15 Сирия поблагодарила Россию и Китай за вето на резолюцию ООН по Алеппо Политика, 19:06 Сбербанк решил обанкротить Останкинский молочный комбинат Бизнес, 19:00 Суд Греции одобрил выдачу трех сбежавших на вертолете турецких военных Политика, 18:57 МЧС начало проверку объектов экономики в Хакасии из-за пролета метеорита Общество, 18:44 ЕС запретил ввоз птицы из Украины из-за птичьего гриппа Бизнес, 18:44 Нефтетрейдера Gunvor оценили в $2,3 млрд Бизнес, 18:38 Правозащитники сообщили о второй осужденной за госизмену по СМС женщине Политика, 18:25 Ангелу Меркель переизбрали главой правящей партии Политика, 18:25 В РАН рассказали о размерах взорвашегося в Хакасии метеорита Общество, 18:22 Балтфлот начал проверку по факту повреждения корабля «Адмирал Эссен» Общество, 18:16 ВЦИОМ назвал МЧС самым открытым российским ведомством Политика, 18:12 «Газпром» уточнил срок начала строительства «Турецкого потока» Экономика, 18:11 Кандидат на повышение: почему премьер-министр Франции ушел в отставку Политика, 18:05 СМИ опубликовали видео полета метеорита в Хакасии Общество, 18:05
Газета № 187 (1962) (0810) //2898 8 окт 2014, 00:25
Эльдар Ахмадиев
Кто выстроился за деньгами госзаказа и «Газпрома»
Алексей Мордашов и его конкуренты рассчитывают заработать на государственных проектах
Фото: EPA

Рост спроса на сталь в России в 2015 году может составить 0,5–1%, прогнозирует владелец «Северстали» Алексей Мордашов. Российские металлурги рассчитывают на увеличение спроса на свою продукцию за счет крупных инфраструктурных проектов, в том числе с финансированием из государственного бюджета

Трубы

«Мы надеемся, что в 2015 году трубный сектор будет продолжать определенный рост. Видим серьезный спрос на трубы и все, что с этим связано. Ожидаем, что будут развиваться определенные государственные инфраструктурные проекты, и они помогут двигать спрос дальше», – сказал Мордашов на конференции World Steel.

В сентябре этого года в России началось строительство крупного трубопровода из Якутии в Китай, который называется «Сила Сибири». Для него потребуется 2,5 млн т труб. В 2014–2018 годах планируется поставить 1,7 млн т. «Газпром» провел первые конкурсы на поставку труб для «Силы Сибири» еще в июне 2013 года, три лота общей стоимостью 7 млрд руб. выиграли ОМК, ЧТПЗ и «Северсталь». Очередные конкурсы на поставку труб «Газпром» собирается провести через две-три недели, сказал в сентябре представитель монополии.

ОМК Анатолия Седых уже поставила более 30 000 т (ТБД) для газопровода «Сила Сибири», выполнив контракт, заключенный в 2013 году, сообщил РБК представитель компании. Производство труб для этого проекта полностью локализовано в России. Также ОМК поставляет трубы для строительства первой и второй веток подводной части газопровода «Южный поток». Компания выиграла тендеры на поставку 35% труб от требуемого для строительства этого газопровода объема. Общая сумма договоров на поставку труб для строительства первой и второй веток составила € 1,8 млрд.

ОМК ведет или планирует поставки труб и соединительных деталей для строительства второй нитки газопровода «Бованенково-Ухта», проекта «Южный коридор», нефтепровода «Куюмба-Тайшет» и строительства нефтепроводной системы «Ямал».

Внутреннее потребление на рынке России труб большого диаметра (ТБД) для трубопроводных проектов, строительства в 2014 году составило около 2,5 млн т труб, в 2015 году ожидается рост до 3 млн т, сказал РБК представитель ЧТПЗ. По данным некоммерческого партнерства «Русская сталь», в первом полугодии 2014 года российские металлурги поставили на внутренний рынок 2,322 тыс. т труб (в том числе ТБД), увеличив поставки по сравнению с первым полугодием 2013 года на 18%.

Исходя из данных «Северстали», единственной компании, которая раскрывает цену продаж на трубы большого диаметра, можно приблизительно рассчитать, какую сумму могли заработать металлурги на поставках труб на внутренний рынок. Средняя цена продаж ТБД составила в первом полугодии 2014 года $ 1546 за тонну. Умножаем эту цифру на половину годового потребления в 2014 году (1,25 млн т), получаем $ 1,932 млрд.

НЛМК поставляет для ОМК слябы (стальную заготовку), из которых трубники выпускают трубы для строительства газопроводов. Еще в ноябре 2013 года компании подписали соглашение о поставках в 2014–2016 годах более 2 млн тонн слябов (с повышенными требованиями к химическому составу и структуре металла и с уникальными для российского рынка типоразмерами). В рамках соглашения ОМК уже приобрела более 1 млн тонн стальных слябов для производства труб большого диаметра. НЛМК произвел в первом полугодии 2,288 млн т товарных слябов (это на 10,7% больше, чем в первом полугодии 2013 года). Из этой продукции выпускается штрипс, из которого делают трубы большого диаметра. Примерная рыночная стоимость этого объема слябов составляет около $ 1 млрд, оценивает аналитик Газпромбанка Наталия Шевелева. Это примерно 20% выручки НЛМК за первое полугодие 2014 года.

Аналитик «ВТБ Капитала» Вадим Астапович прогнозирует, что в 2015 году спрос на стальную продукцию в России ожидает снижение. 1% роста для развивающейся экономики – такой, как российская – по его мнению, это очень осторожная цифра, скорее свидетельствующая о стагнации внутреннего спроса на сталь. «Чтобы инфраструктурные проекты серьезно повлияли на рост спроса в стране, их должно быть значительно больше, чем один-два, пусть даже и больших с точки зрения тоннажа газопроводов и десятка стадионов к чемпионату мира в среднесрочной перспективе. Необходима программа вроде «Нового Курса» Рузвельта в ее инфраструктурной части, учитывая при этом структурные ограничения российской экономики», – говорит аналитик.

Стройка

Мордашов выразил надежду, что и «стройка не будет замедляться, а останется на заметном уровне». В этом сегменте будет увеличиваться спрос на продукцию сталелитейных компаний, предназначенную для строительства. «Потому что в России есть фундаментальные потребности и в развитии инфраструктуры, и в развитии гражданского строительства, в частности, строительства жилья», – пояснил владелец «Северстали».

В 2013 году ОМК поставила более 1700 тонн прямошовных труб для строительства стадиона «Спартак» в Москве. Evraz направил 1200 т балки на строительство многофункционального ледового дворца «Арена легенд» в Москве. Планируется, что в 2016 году здесь пройдут матчи чемпионата мира по хоккею с шайбой, сказал РБК представитель компании. Кроме того, летом более 4300 т строительной балки Evraz отгрузил на сооружение аэропорта международного класса на полуострове Ямал. Аэропорт строится в рамках проекта «Ямал СПГ» по освоению Южно-Тамбейского месторождения природного газа. Он будет принимать самолеты практически всех типов и станет одним из крупнейших в мире арктических аэропортов.

«Стройка не будет драйвером роста спроса на продукцию металлургов в 2015 году. Из-за слабости российской экономики причин для роста объемов строительства в России нет», – считает аналитик ВТБ Вадим Астапович. Выделить, что продано для инфраструктурного проекта, и при этом нужно уточнять, что именно считать затратами на инфраструктуру, а что – нет, очень сложно. «Если использовать очень грубую оценку, когда 10% от стоимости инвестиционного проекта относится непосредственно на сталь – влияние на рынок оказывается весьма размытым», – считает он.

Тем не менее, инфраструктурное строительство пока исправно финансируется. В 2015 году начнется сооружение Керченского моста в районе порта Тамань. Стоимость проекта, в том числе проектно-изыскательских работ, составляет 228,3 млрд руб. Кроме того, войдут в активную фазу стройки Центральной кольцевой автодороги в Москве и участков трассы Москва – Петербург. Аналитик «Метрополя» Андрей Рожков отмечает, что это основной проект, куда могут потребоваться большие объемы металла. В частности, на предварительной стадии строительства моста в Крым.

А вот отечественные автозаводы, скорее всего, в следующем году не обеспечат рост спроса на продукцию металлургических компаний. Он будет зависеть от объемов государственной поддержки автомобилестроительной отрасли, полагает Мордашов. Снижение объемов производства машин в стране, которое наблюдается с прошлого года, в 2015 году затормозится, полагает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Выпуск автомобилей может даже немного расти из‑за необходимости импортозамещения, предположил аналитик.