Лента новостей
NYT сообщила, что США могли передать не все данные о подготовке теракта 12:57, Статья На подлете к Белгороду сбили два украинских беспилотника 12:54, Новость Кремль ответил на слова Шрёдера о дружбе с Путиным и решении конфликта 12:51, Статья Песков объяснил, почему Путин не приехал в первые дни после теракта 12:50, Статья МИД увидел попытки сделать Армению инструментом «опасных планов Запада» 12:48, Статья Омский колледж извинился за обвинения солиста «Пикника» в «сатанизме» 12:45, Новость В России ввели в строй рекордный с 2000 года объем нежилых зданий 12:39, Статья Шрёдер допустил, что его дружба с Путиным поможет достичь мира на Украине 12:38, Статья В Туве 9-летняя девочка «от скуки» предложила женщине совершить теракт 12:31, Новость Овечкин обратился к 8-летнему хоккеисту, сбитому террористами у «Крокуса» 12:30, Статья Клуб Овечкина останется в Вашингтоне из-за срыва сделки по новой арене 12:27, Статья Видео уничтожения танка Abrams в Донбассе. Видео 12:25, Статья Электрический кроссовер Kia EV9 стал «Всемирным автомобилем года» 12:23, Новость Politico узнала о нехватке мин для строительства укреплений ВСУ 12:22, Статья Как списать компьютеры без претензий со стороны налоговой 12:18, Статья «Мыл полы, вел тренировки»: как россиянин создал успешный бизнес 12:10 Гражданина Таджикистана задержали за оправдание теракта в «Крокусе» 12:01, Новость Названа причина смерти актера из «Молодежки» Юрия Ваксмана 11:58, Новость
Газета
Почему китайские деньги не заменят бизнесу европейские
Газета № 187 (1962) (0810) //2898 Общество,
0

Почему китайские деньги не заменят бизнесу европейские

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

Китаю Россия интересна главным образом как рынок сбыта. Чтобы привлечь сюда и китайские инвестиции, потребуются много лет и огромные усилия

Дело было почти двадцать лет назад, в конце девяностых. Одна компания хотела взять кредит на модернизацию технологического оборудования в европейском банке. Переговоры шли хорошо. Сумма по тем временам была внушительная – несколько миллионов долларов. В качестве залога банку предложили акции завода, причем по очень консервативной оценке – это был чуть ли не контрольный пакет. Но ушлые банкиры отказались от такого щедрого залога и попросили в качестве обеспечения всего один кран системы водоснабжения, объяснив: «Акции, даже контрольный пакет, в России это не более чем билет на войну. А вот кран мы сможем перекрыть – и вам проще будет отдать кредит, чем воевать с нами за контроль над ним». В итоге компания получила деньги, а банкиры поставили у крана пост охраны.

Эта история показывает, насколько большой путь мы проделали за двадцать лет. Бизнес-инфраструктура – это не только банковские услуги, консультанты и адвокаты. В первую очередь это способность говорить на одном языке и понимать друг друга, знание, как устроен бизнес партнеров. Это одинаковые подходы при оценке рисков и доходности и в конечном итоге умение находить решения, выгодные для обеих сторон.

Последние двадцать лет российский бизнес ориентировался на Европу. Европейский банкир мог не разделять политику российского правительства, но до недавнего времени ему были понятны риски и правила игры. Именно поэтому никакое ограничение гражданских свобод не приводило к снижению интереса западных компаний к России. Важнее перспективы экономического роста, а они до недавнего времени выглядели весьма благоприятно.

В результате возникла иллюзия, что Россия при любых раскладах обречена на внимание международного капитала. И хотя всплеск оттока капитала наблюдался и до украинских событий, он был во многом связан с завершением инвестиционного цикла. Иностранные игроки «покупали Россию» в течение последних лет для того, чтобы выйти на пике – как раз в период Олимпиады, так как большинство сходилось на том, что в 2014 году российская экономика вступит в фазу торможения. Кредитные же рынки оставались открытыми. Но санкции все изменили.

Переориентация на восточные деньги – очевидный ответ на уход европейского капитала. Ведь из десятка крупнейших банков мира – три китайских. Каждый второй менеджер крупного девелоперского проекта из тех, с кем приходится общаться, говорит, что рассчитывает на китайские деньги. (Каждый первый рассчитывает на деньги Сбербанка, но это другая история.)

Проблема не только в том, что санкции и угроза штрафов могут коснуться и китайских денег тоже или что ставка рефинансирования в Китае в 12 раз выше, чем в еврозоне. Проблема во многом в том, что в России пока нет развитой инфраструктуры для восточных денег. Нам непонятно, с какими проектами нужно идти к китайским банкам и в каком виде их представлять. Что влияет на принятие решения о финансировании, на какие условия можно рассчитывать? То, что уже очевидно при работе с европейскими партнерами, становится проблемой при работе с китайскими компаниями. Неудивительно, что за последние пять лет иностранные компании инвестировали в российскую недвижимость $9 млрд, но доля китайских компаний составила при этом менее 5% ($350 млн). И даже на уровне высших политических контактов все не так гладко, как могло бы показаться.

Поэтому потребуется как минимум несколько лет, прежде чем сформируются тесные деловые связи между Россией и Китаем на уровне отдельных экономических агентов.

Поэтому если «разворот на Восток» действительно будет происходить, перед нашим бизнес-сообществом встанет огромная задача по налаживанию деловых связей с Китаем. Оказалось, что по мановению волшебной палочки дождь из юаней не прольется, и что для этого недостаточно громогласных заявлений, что Китай теперь наш главный партнер. Нас ждет долгая и кропотливая работа. Придется растить специалистов, налаживать в том числе и культурные связи. Ведь сегодня в ненавистный Лондон каждый день летит 11 рейсов, а из Москвы в Шанхай отправляется лишь два самолета.

Пока эти тесные связи не сформируются, китайские деньги будут доставаться России в основном по межгосударственным соглашениям и крупным нефтегазовым контрактам. Для коммерческого сектора они еще много лет не смогут стать полноценной заменой европейских источников финансирования.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.