Лента новостей
У FTX остались токены Solana на $7,5 млрд. Кто на них претендует 20:21, Статья Telecinco узнал о «вечеринке до утра» после выхода Дани Алвеса под залог 20:20, Статья В Днепропетровской области сообщили о повреждении объекта инфраструктуры 20:20, Новость «Яндекс» до 30 апреля закроет первый этап сделки по продаже активов 20:16, Статья Минфин возобновил закупки алмазов у АЛРОСА 20:10, Статья «Ваньки», «голубчики» и «лихачи»: история такси и извоза 20:04 ФАС допустила повышение норматива продаж топлива на срочном рынке 19:59, Статья Совет НАТО — Украина провел внеочередную встречу 19:52, Новость Директора по капитальным вложениям «Росатома» арестовали по делу о взятке 19:46, Статья На школьницу завели дело из-за шуточного предложения о теракте 19:44, Статья Въехать в этом году: интересные проекты на финальной стадии возведения 19:37 Летевший из Уфы в Ярославль самолет сел в Казани из-за трещины в стекле 19:34, Новость «Спартак» оказался в шаге от вылета из Кубка Гагарина 19:30, Статья Суд приговорил Мифтахова к четырем годам по делу об оправдании терроризма 19:29, Статья OKX резко ужесточила комплаенс. Это произошло после иска против KuCoin 19:09, Статья Экс-глава криптобиржи FTX Сэм Бэнкман-Фрид приговорен к 25 годам тюрьмы 19:07, Статья В Думе заявили о договоренности с Белоруссией о росте поставок топлива 19:04, Статья Студента из Таджикистана арестовали в Брянске за оправдание терроризма 19:01, Новость
Газета
Надо ли вводить санкции против Хемингуэя и Толстого?
Газета № 187 (1962) (0810) //2898 Общество,
0

Надо ли вводить санкции против Хемингуэя и Толстого?

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

Россия и США резко сворачивают программы образовательного и культурного сотрудничества. Почему именно сейчас этого делать не стоит?

Один из острых периодов холодной войны закончился подписанием в январе 1958 года советско-американского соглашения Лэйси – Зарубина («Соглашение между СССР и Соединенными Штатами Америки об обменах в области науки, техники, образования, культуры и других областях»). Вскоре после этого молодой пианист Ван Клиберн победил в Московском международном конкурсе им. Чайковского, а ансамбль Игоря Моисеева и балет Большого театра произвели впечатление на американских зрителей. В 1973 году, в период разрядки, первые американские и советские ученые смогли вести исследовательские проекты в другой стране при поддержке программы Фулбрайта. С начала перестройки и в годы реформ начались активные визиты граждан, студенческие и школьные обмены: жители обоих государств приобретали опыт общения друг с другом.

Сложившаяся с тех пор инфраструктура научного, культурного и образовательного сотрудничества разрушается на наших глазах, причем демонтаж институтов идет с обеих сторон. Зимой 2014 года – еще до обострения двусторонних отношений в связи с украинским кризисом – в США сократилось бюджетное и частное финансирование программ исследования и сотрудничества с Россией. В результате весной в Москве был закрыт офис Института Кеннана, летом прекратилась публикация журнала Pro et Contra, издававшегося Московским центром Карнеги. Российское же руководство с 1 октября прекратило деятельность программы FLEX («Будущие лидеры»), позволявшей школьникам в течение года жить в американской семье и учиться в американской школе.

Почему все происходит таким резким образом? Некоторые специалисты говорят о «возвращении государства» как основного, если не единственного действующего лица в международной политике. Государства показывают, «кто здесь главный», и сознательно рвут трансграничные связи; космополитичный характер современной науки и культуры противоречит задачам мобилизации. Состояние, приближающееся к холодной войне в отношениях между государствами, кажется, видимо, несовместимым с продолжением культурного и гражданского сотрудничества.

Вместо расширения связей Россия и США встали на дорогу их свертывания. Не хочу подсказывать, но за закрытием всех программ российско-американского сотрудничества, созданных в 1990-е годы, вероятно, должны последовать программы времен разрядки, разрыв соглашения 1958 года. А там уже недалеко и до символического демонтажа горячей линии между Белым домом и Кремлем.

Если же, однако, исходить из того, что никто – ни в Москве, ни в Вашингтоне – не планирует и не хочет начала войны между Россией и Соединенными Штатами, то в условиях ужесточения риторики, разворачивания экономических санкций и дипломатических боев на трибунах международных организаций задачей двух обществ должно стать именно укрепление, а не разрушение контактов на неполитическом уровне. «Санкции» в этой области неуместны, поскольку в сфере гражданского, культурного и научно-образовательного взаимодействия учет «выгод» и «потерь» устроен совсем по-другому: вы можете себе представить запрет чтения в России Эрнеста Хемингуэя и Марка Твена (или, в ответ, запрет на Толстого и Чехова в США)? А ведь закрытие программ обмена ближе именно к этому абсурдному запрету, а не к прекращению импорта окорочков или поставок микрочипов.

Именно эти образовательные и культурные контакты привязывают нас друг к другу и создают задел для будущего восстановления отношений. Это хорошо понимали политики времен холодной войны. Стоит задуматься и нашему поколению.