Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Lada идет в обмен на хлам
Лента новостей 1:30 МСК
Медведев впервые с 2014 года соберет почти всех иностранных инвесторов Бизнес, 00:01 Наталья Поклонская займется в Госдуме проверкой доходов депутатов Политика, 00:01 Структуры сенатора Канокова заинтересовались покупкой Кунцевского рынка Бизнес, 00:01 За базар в ответе: кому принадлежат известные столичные рынки Фотогалерея, 00:00 Сингапурский стартап купил 49% журнала Rolling Stone Технологии и медиа, Вчера, 23:51 Мужчина открыл огонь по прохожим в шведском Мальмё Общество, Вчера, 23:35 Полиция Венгрии назвала цель взрыва в Будапеште Общество, Вчера, 23:11 Сотрудников «Атомэнергомаша» госпитализировали с подозрением на облучение Общество, Вчера, 22:19 Чуркин допустил продолжение мирного процесса в Сирии Политика, Вчера, 21:50 При столкновении двух самолетов в США погибли три человека Общество, Вчера, 20:49 Больше займов, меньше резервов: что рассказал Минфин на финансовом форуме Экономика, Вчера, 20:29 Из-за пожара в подвале на северо-западе Москвы эвакуировали 175 человек Общество, Вчера, 20:29 Колеблющиеся Штаты: чего ожидать от дебатов Клинтон и Трампа Политика, Вчера, 20:13 На облившего фотографии в центре братьев Люмьер составили протокол Общество, Вчера, 20:07 Золотой скраб: как студентка заработала 118 млн руб. на продаже косметики Свое дело, Вчера, 20:06 Сирийская оппозиция заявила о выходе из переговоров о мире Политика, Вчера, 20:06 Полиция Финляндии начала проверку после вывоза детей россиянки из приюта Общество, Вчера, 19:41 Чуркин признал «почти невозможной» задачей установление мира в Сирии Политика, Вчера, 19:29 США назвали «варварством» действия России в Сирии Политика, Вчера, 19:16 На железнодорожных путях на юго-востоке Турции прогремел взрыв Политика, Вчера, 19:01 Япония подняла истребители из-за приближения к границе самолетов Китая Политика, Вчера, 18:25 Париж призвал Россию и Иран не быть «соучастниками военных преступлений» Политика, Вчера, 18:03 Дворкович рассказал о повышении НДПИ и акцизов в 2017 году Бизнес, Вчера, 17:29 Удмуртская ПАРНАС предложила исключить Яшина из партии Политика, Вчера, 16:52 Швейцарцы на референдуме проголосовали против повышения пенсий Политика, Вчера, 16:30 Неизвестный облил фотографии в Центре братьев Люмьер Общество, Вчера, 16:13 Обвиняемого в беспорядках в цыганском поселке в Екатеринбурге арестовали Общество, Вчера, 15:59
Газета № 184 (1959) (0310) //2895 3 окт 2014, 00:24
Роман Асанкин
Lada идет в обмен на хлам
Авторынок АвтоВАЗ стал лидером программы утилизации
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

За первый месяц работы программы автоутилизации было реализовано более 23 тыс. машин из 170 тыс. запланированных. Лидером стал АвтоВАЗ, на автомобили Lada было выдано 65% от всех сертификатов. Но меры господдержки не оживят рынок, уверены участники рынка, в лучшем случае программа позволит зафиксировать падение продаж на текущем уровне.

Основные продажи пришлись на четвертую неделю сентября – больше половины от общих за месяц. По данным крупнейшего по продажам российского дилера ГК «Автомир», в первый месяц действия предыдущей программы в марте 2010 года компания 243 автомобиля, или 6,3% от всех продаж новых автомобилей компании в России, а уже в апреле – 789 машин (15%).

Для АвтоВАЗа эта программа стала очень существенной поддержкой. За прошлый месяц крупнейший российский производитель продал примерно 36 500 машин. То есть около 40% (15 168) общих продаж пришлось на сделки с утилизацией. Дела у АвтоВАЗа идут неважно: по итогам восьми месяцев его продажи падали быстрее рынка. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за этот период было продано на 18% меньше Lada, чем за январь–август 2013 года. Рынок за этот же период потерял 12%.

Представитель АвтоВАЗа на запрос РБК вчера не ответил. Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева говорит, что после старта программы компания получила несколько тысяч заявок потребителей, количество звонков в дилерские центры выросло в четыре раза. В Nissan также отмечают увеличение трафика клиентов. Довольны предварительными итогами и в Volkswagen.

По данным «Автомира», наиболее продаваемой моделью по программе среди иномарок является Skoda Rapid, далее идут Nissan Almera, Skoda Octavia, Renault Duster и SsangYong Actyon.

 

600 тысяч сертификатов

 

Предыдущая программа утилизации автомобилей проводилась в 2010–2011 годах в несколько этапов для поддержки рынка, который в 2009 году, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), обвалился на 49%, до 1,5 млн машин. В целом на программу было выделено 30 млрд руб., число выданных сертификатов составило 600 тыс. штук. В результате в 2010 году продажи автомобилей выросли на 30%, до 1,9 млн штук, в 2011 году – на 39%, до 2,9 млн штук.

Решение возобновить программу утилизации было принято в августе, рынку снова потребовалась поддержка государства. По данным АЕБ, в январе–августе 2014 года продажи автомобилей в России снизились на 12,1%, до 1,6 млн штук, по сравнению с тем же периодом 2012 года. Новая программа рассчитана на 170 тыс. автомобилей, продлится она до конца года. Предполагается, что из бюджета на нее будет выделено 10 млрд руб. В программе пока участвуют 15 автопроизводителей.

Глава Минпромторга Денис Мантуров не сомневается в эффективности реализации программы и не исключает, что количество проданных автомобилей может превысить запланированные 170 тыс. штук, заявил он вчера журналистам (цитата по Интерфаксу). В Минпромторге не исключают, что целевые показатели могут быть достигнуты к концу ноября. Пока реализовано 13,5% от этого объема.

В отличие от предыдущих программ, когда на утилизацию принимались только легковые автомобили и LCV, в нынешней участвуют все категории машин, в том числе внедорожники, автобусы и грузовики. На них же распространяются и скидки. При сдаче старого легкового автомобиля в утиль скидка на новый составляет 50 тыс. руб., грузовиков и автобусов – до 350 тыс. руб. По trade-in – 40 тыс. и 300 тыс. руб. соответственно. Минимальный возраст «автохлама» теперь составляет не десять лет, как раньше, а шесть. Кроме того, в новой программе предусмотрена услуга trade-in.

За счет заводов

Но главное отличие нынешней программы от предыдущей в том, что сейчас она реализуется на деньги самих автопроизводителей. Когда принималось решение о мерах господдержки, денег в бюджете под эти цели предусмотрено не было. Их нет там до сих пор. Соответствующие поправки в бюджет будут внесены только в конце года. Предполагается, что автопроизводителям потом компенсируют затраты на утилизацию старых автомобилей.

Первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Тузов подтверждает, что автомобильный рынок России сейчас находится в стагнации и сегодняшняя ситуация требует государственной поддержки. Он не сомневается в спросе на утилизацию: сейчас в России эксплуатируется более 15 млн автомобилей старше десяти лет, а программа распространяется на машины в возрасте от шести лет. Но при этом Тузов отмечает, что запуск программы был фактически молниеносным и дилеры оказались просто не готовы к этому.

Действующая программа стимулирует активность покупателей по новым автомобилям, но в меньших масштабах, чем в 2010 году, так как собственные программы скидок многих производителей уже имели весомые значения, говорит руководитель управления бизнеса ГК «Автомир» Алексей Пономарев.

Алексей Тузов полагает, что реализация программы позволит удержать падение рынка до конца года на текущих уровнях – 10–12%, а не 15–20%, как могло бы быть без господдержки. По мнению Пономарева, программа также позволит дилерам развить технологии trade-in и получить дополнительный доход от продаж подержанных машин. Поэтому есть все основания для того, чтобы программа продолжила работу и в следующем году, добавляет Елена Матвеева.

Впрочем, одной поддержкой автопрома полностью проблемы отрасли не решить, говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов: рынок спасет только нормальный коммерческий спрос, когда у потребителей начнут расти доходы и будет больше покупательской уверенности. Основной драйвер роста авторынков во всех странах – это рост доли платежеспособного населения, соглашается с ним Алексей Тузов. По его данным, сейчас в России купить новый автомобиль могут только 20–30% граждан.