Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Олимпиада не помогла
Лента новостей 13:48 МСК
Более 15 тысяч жителей Крыма остались без тепла Общество, 12:51 США решили увеличить военную группировку в Сирии на 200 человек Политика, 11:45 В Болгарии взорвались цистерны сошедшего с рельсов поезда Общество, 11:17 За сутки Алеппо покинули почти 18 тыс. мирных жителей Политика, 10:31 Референдум раздора: зачем Киргизии новая Конституция Политика, 10:08 Яхты, жены и путешествия: на что лауреаты тратили Нобелевскую премию Общество, 10:08 Штаб Трампа раскритиковал доклад ЦРУ о вмешательстве России в выборы Политика, 09:57 Военный вертолет США сел на территории школы в штате Виргиния Общество, 09:20 ЦРУ обнаружило вмешательство России в президентские выборы в США Политика, 08:44 Samsung отключит в США все Galaxy Note 7 Технологии и медиа, 08:40 Родным погибших в Алеппо медработниц вручили ордена Мужества Политика, 07:25 «Коммерсантъ» узнал о смене руководителя «Вертолетов России» Бизнес, 07:17 В Ленинградской области в результате пожара погибли пять человек Общество, 06:43 Экс-мэр Нью-Йорка отказался от должности госсекретаря США Политика, 06:32 Луценко заявил о начале суда над Януковичем в 2017 году Политика, 05:58 СМИ узнали о намерении Японии смягчить санкции против России Политика, 05:39 На Камчатке вулкан Шивелуч выбросил столб пепла высотой 11 км Общество, 04:32 В Пентагоне заявили об уничтожении участника атаки на Charlie Hebdo Политика, 04:26 AP узнало о закрытии Трампом связанных с Саудовской Аравией компаний Политика, 04:01 Проигравший выборы президент Гамбии отказался признать итоги голосования Политика, 03:05 WSJ назвала главу ExxonMobil главным кандидатом на пост госсекретаря США Политика, 03:02 В Тверской области возбудили уголовное дело после взрыва газа на заводе Общество, 02:12 Суд арестовал подозреваемого в получении взятки в 50 млн руб. офицера МВД Общество, 01:46 Суд арестовал руководителя уголовного розыска Калужской области Политика, 01:33 Обама поручил расследовать вмешательство в выборы до инаугурации Трампа Политика, 01:01 Госдеп ответил на опасения Кремля из-за поставок оружия в Сирию Политика, 00:51 В Тульской области начали проверку по факту массового убийства собак Общество, 00:28
Газета № 175 (1950) (2209) //2681 22 сен 2014, 00:25
Сергей Соболев
Олимпиада не помогла
Рекламный рынок по итогам года почти не вырастет
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Компании в России продолжают экономить на рекламе: во втором полугодии доходы увеличатся на символический 1% лишь у радиовещателей и интернет-площадок, следует из обновленного прогноза агентства ZenithOptimedia, остальные сегменты ожидает падение. По итогам года весь рекламный рынок благодаря благополучному первому кварталу вырастет все на тот же скромный 1%.

Интернет и радио устоят

Агентство ZenithOptimedia подготовило очередной прогноз развития рекламного рынка, кардинально пересмотрев свои оценки. Еще в апреле оно полагало, что затраты на рекламу в России увеличатся в 2014 году на 8,6%, до 355,8 млрд руб. без НДС. В июне речь шла уже о 6,6%, до 349,3 млрд руб. Теперь аналитики ZenithOptimedia рассчитывают лишь на 1,2%, до 331,7 млрд руб. По итогам всего года положительную динамику продемонстрируют только два медиа – радио и интернет.

В своих прогнозах Zenith­Optimedia базируется в том числе на ранее озвученных оценках Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). По ее версии, в первом полугодии весь рекламный рынок вырос на 6%, до 164–165 млрд руб. Тогда сокращение доходов было зафиксировано лишь в трех сегментах – прессе, кинотеатрах и indoor (реклама внутри помещений), а наружная реклама показала нулевой прирост.

Такие позитивные результаты за шесть месяцев получились прежде всего благодаря благополучному первому кварталу, когда общие затраты на рекламу, по данным АКАР, выросли вообще на 9%, до 76,6–71,1 млрд руб. В феврале в Сочи прошла зимняя Олимпиада, что спровоцировало увеличение рекламной активности прежде всего партнеров Игр.

Если сопоставить оценки ассоциации за первый квартал и первое полугодие, то получится, что уже в апреле–июне отрицательная динамика наблюдалась не только в упомянутых медиа, но и в «наружке» и медийной (баннерной) интернет-рекламе. А на ТВ, ключевом в России рекламоносителе, прирост составил всего 1%, несмотря на проходивший в июне чемпионат мира по футболу.

Отчетность публичных медиакомпаний подтверждает ухудшение ситуации во втором квартале. Рекламная выручка телевизионного холдинга «СТС Медиа» (СТС, «Домашний» и «Перец») в январе–марте выросла на 12%, до 6,5 млрд руб., в апреле–июне – уже только на 1%, до 6,4 млрд руб. У «Яндекса» доход от баннерной рекламы в первом квартале увеличился на 16%, до 723 млн руб., во втором – снизился на 6%, до 775 млн руб. А Mail.Ru Group сообщала, что падение выручки от баннерной рекламы в апреле–июне у нее достигло 10%, до 1,2 млрд руб. У ИД «Пронто-Москва», выпускающего газету «Из рук в руки», в первом квартале выручка упала на 20%, до 467 млн руб., во втором – на 25%, до 546 млн руб.

Ожидаемое падение

Во втором полугодии ситуация усугубится, следует из сопоставления прогноза ZenithOptimedia и данных АКАР за январь–июнь. С июля по декабрь рекламные доходы, по версии аналитиков ZenithOptimedia, вырастут всего на 1% только у радиовещателей и благодаря контекстной рекламе у интернет-компаний. Доходы телеканалов в третьем и четвертом кварталах снизятся в целом на 4%, до 77,3–77,8 млрд руб., что по итогам всего года даст нулевой прирост.

Холдинг «СТС Медиа» в конце июля заявлял об ожидаемом росте всего телерекламного рынка в 2014 году «в пределах 5%». Больше никто таких оптимистичных оценок не озвучивал. Телевизионные сейлз-хаусы еще весной предупредили своих клиентов, что по итогам года расходы на телерекламу не вырастут или даже уменьшатся – возможно сокращение до 5%, ранее рассказывали РБК руководители нескольких телеканалов и рекламных холдингов.

«Удивительно, но пока массовых сокращений заявленных на четвертый квартал телевизионных бюджетов нет, хотя всем очевидно, что макроэкономическая ситуация ухудшается с каждым днем», – признается топ-менеджер сетевого агентства. Традиционно максимальный спрос на телерекламу приходится на октябрь–ноябрь, но в этом году основной упор был сделан на первый квартал, и снижение активности в четвертом квартале по сравнению с 2013 годом было ожидаемым, констатирует гендиректор «Квенди Русмедиааудит» Дмитрий Кураев. По его мнению, это следствие не только Олимпиады: рекламодатели, скорее всего, усилили свою активность в начале года, пока потребительский спрос еще не стал снижаться.

Нынешнюю ситуацию нельзя сравнить с 2008 годом. Тогда мировой финансовый и, как следствие, экономический кризис стал очевиден для всех только осенью, и в 2008 году российский рекламный рынок благодаря трем успешным кварталам вырос, по оценке АКАР, на 18%, до 257,2 млрд руб. Зато в 2009‑м он упал уже на 28%, до 186,4 млрд руб. В 2010-м возобновился рост – на 17%, до 218,6 млрд руб.

Осенью традиционно начинаются переговоры крупных рекламодателей и их агентств с телевизионными сейлз-хаусами по поводу годовых сделок на будущий год. Затем планируется активность уже в других медиа. Телереклама в следующем году, видимо, подорожает, но это будет связано прежде всего с ослаблением рубля, полагает Кураев.

Представители группы «Видео Интернешнл», сейлз-хауса «Газпром-Медиа» и агентства «Алькасар», продающих рекламу на всем эфирном ТВ, не ответили на запрос РБК.