Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Швейцарская полиция отказалась считать нападение с бензопилой терактом 15:11, Общество «Солнечные продукты» и «Юг Руси» приостановили слияние холдингов 15:09, Бизнес СМИ узнали о поддержке Volkswagen военной диктатуры в Бразилии 15:07, Бизнес Теннисист Рублев вошел в топ-50 после первого выигранного турнира 14:52, Спорт Джаред Кушнер опроверг наличие дополнительных контактов с россиянами 14:43, Политика Россия поддержала продление сделки с ОПЕК по ограничению добычи нефти 14:41, Бизнес Клименко заявил о вирусе для майнинга биткоинов на 30% компьютеров 14:37, Технологии и медиа Генпрокуратура Украины начала обыски на 41 спиртзаводе 14:36, Общество Кремль ответил на сообщения об усилении войск на границе с Украиной 14:33, Политика Бывшая глава Xerox возглавила наблюдательный совет VEON 14:26, Бизнес Подрядчик сообщил о готовности арок Керченского моста более чем на 90% 14:16, Технологии и медиа В АЛРОСА подтвердили проведение оперативных мероприятий в офисе компании 14:04, Общество Суд отклонил иск АФК «Система» о переписке менеджмента с «Башнефтью» 14:02, Бизнес Как получить мальтийское гражданство в обмен на инвестиции в экономику 13:59, Партнерский материал Суд отказался принимать иск по референдуму о передаче Исаакия в РПЦ 13:58, Общество Неизвестный с бензопилой напал на прохожих в Швейцарии 13:49, Общество В Госдуму внесли законопроект о нематериальной взятке 13:49, Политика Биржевой курс евро впервые за восемь месяцев достиг 70 руб. 13:48, Финансы Число больничных коек в России в 2016 году уменьшилось на 23 тыс. 13:30, Общество Площадь лесных пожаров на Ямале увеличилась в шесть раз 13:28, Общество Синоптики пообещали жару в Москве до 32 градусов к пятнице 13:18, Общество СМИ сообщили о приходе следователей в офис АК «АЛРОСА» за документами 13:11, Общество Лоукостер Ryanair подал предложение о покупке Alitalia 13:08, Бизнес Россия стала основным нефтяным поставщиком Китая за июнь 2017 года 13:08, Бизнес Матвиенко поддержала действия ЦБ по «зачистке» банковского рынка 13:04, Финансы PepsiCo назначит нового президента в России 13:04, Бизнес Reuters узнал о плане ЕС расширить санкции из-за турбин Siemens в Крыму 13:00, Политика Обвиняемого в экстремистских постах математика Богатова отпустили из СИЗО 12:56, Общество
Олимпиада не помогла
Газета № 175 (1950) (2209) //2681 Общество, 22 сен, 2014 01:25
0
Олимпиада не помогла
Рекламный рынок по итогам года почти не вырастет
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Компании в России продолжают экономить на рекламе: во втором полугодии доходы увеличатся на символический 1% лишь у радиовещателей и интернет-площадок, следует из обновленного прогноза агентства ZenithOptimedia, остальные сегменты ожидает падение. По итогам года весь рекламный рынок благодаря благополучному первому кварталу вырастет все на тот же скромный 1%.

Интернет и радио устоят

Агентство ZenithOptimedia подготовило очередной прогноз развития рекламного рынка, кардинально пересмотрев свои оценки. Еще в апреле оно полагало, что затраты на рекламу в России увеличатся в 2014 году на 8,6%, до 355,8 млрд руб. без НДС. В июне речь шла уже о 6,6%, до 349,3 млрд руб. Теперь аналитики ZenithOptimedia рассчитывают лишь на 1,2%, до 331,7 млрд руб. По итогам всего года положительную динамику продемонстрируют только два медиа – радио и интернет.

В своих прогнозах Zenith­Optimedia базируется в том числе на ранее озвученных оценках Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). По ее версии, в первом полугодии весь рекламный рынок вырос на 6%, до 164–165 млрд руб. Тогда сокращение доходов было зафиксировано лишь в трех сегментах – прессе, кинотеатрах и indoor (реклама внутри помещений), а наружная реклама показала нулевой прирост.

Такие позитивные результаты за шесть месяцев получились прежде всего благодаря благополучному первому кварталу, когда общие затраты на рекламу, по данным АКАР, выросли вообще на 9%, до 76,6–71,1 млрд руб. В феврале в Сочи прошла зимняя Олимпиада, что спровоцировало увеличение рекламной активности прежде всего партнеров Игр.

Если сопоставить оценки ассоциации за первый квартал и первое полугодие, то получится, что уже в апреле–июне отрицательная динамика наблюдалась не только в упомянутых медиа, но и в «наружке» и медийной (баннерной) интернет-рекламе. А на ТВ, ключевом в России рекламоносителе, прирост составил всего 1%, несмотря на проходивший в июне чемпионат мира по футболу.

Отчетность публичных медиакомпаний подтверждает ухудшение ситуации во втором квартале. Рекламная выручка телевизионного холдинга «СТС Медиа» (СТС, «Домашний» и «Перец») в январе–марте выросла на 12%, до 6,5 млрд руб., в апреле–июне – уже только на 1%, до 6,4 млрд руб. У «Яндекса» доход от баннерной рекламы в первом квартале увеличился на 16%, до 723 млн руб., во втором – снизился на 6%, до 775 млн руб. А Mail.Ru Group сообщала, что падение выручки от баннерной рекламы в апреле–июне у нее достигло 10%, до 1,2 млрд руб. У ИД «Пронто-Москва», выпускающего газету «Из рук в руки», в первом квартале выручка упала на 20%, до 467 млн руб., во втором – на 25%, до 546 млн руб.

Ожидаемое падение

Во втором полугодии ситуация усугубится, следует из сопоставления прогноза ZenithOptimedia и данных АКАР за январь–июнь. С июля по декабрь рекламные доходы, по версии аналитиков ZenithOptimedia, вырастут всего на 1% только у радиовещателей и благодаря контекстной рекламе у интернет-компаний. Доходы телеканалов в третьем и четвертом кварталах снизятся в целом на 4%, до 77,3–77,8 млрд руб., что по итогам всего года даст нулевой прирост.

Холдинг «СТС Медиа» в конце июля заявлял об ожидаемом росте всего телерекламного рынка в 2014 году «в пределах 5%». Больше никто таких оптимистичных оценок не озвучивал. Телевизионные сейлз-хаусы еще весной предупредили своих клиентов, что по итогам года расходы на телерекламу не вырастут или даже уменьшатся – возможно сокращение до 5%, ранее рассказывали РБК руководители нескольких телеканалов и рекламных холдингов.

«Удивительно, но пока массовых сокращений заявленных на четвертый квартал телевизионных бюджетов нет, хотя всем очевидно, что макроэкономическая ситуация ухудшается с каждым днем», – признается топ-менеджер сетевого агентства. Традиционно максимальный спрос на телерекламу приходится на октябрь–ноябрь, но в этом году основной упор был сделан на первый квартал, и снижение активности в четвертом квартале по сравнению с 2013 годом было ожидаемым, констатирует гендиректор «Квенди Русмедиааудит» Дмитрий Кураев. По его мнению, это следствие не только Олимпиады: рекламодатели, скорее всего, усилили свою активность в начале года, пока потребительский спрос еще не стал снижаться.

Нынешнюю ситуацию нельзя сравнить с 2008 годом. Тогда мировой финансовый и, как следствие, экономический кризис стал очевиден для всех только осенью, и в 2008 году российский рекламный рынок благодаря трем успешным кварталам вырос, по оценке АКАР, на 18%, до 257,2 млрд руб. Зато в 2009‑м он упал уже на 28%, до 186,4 млрд руб. В 2010-м возобновился рост – на 17%, до 218,6 млрд руб.

Осенью традиционно начинаются переговоры крупных рекламодателей и их агентств с телевизионными сейлз-хаусами по поводу годовых сделок на будущий год. Затем планируется активность уже в других медиа. Телереклама в следующем году, видимо, подорожает, но это будет связано прежде всего с ослаблением рубля, полагает Кураев.

Представители группы «Видео Интернешнл», сейлз-хауса «Газпром-Медиа» и агентства «Алькасар», продающих рекламу на всем эфирном ТВ, не ответили на запрос РБК.