Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Олимпиада не помогла
Лента новостей 22:47 МСК
Главком НАТО в Европе призвал к поставкам летальных вооружений на Украину Политика, 22:09 Трамп отменил план Обамы по борьбе с глобальным потеплением Политика, 22:09 Лучшие предложения рынка наличной валюты  22:00   USD НАЛ. Покупка 57,10 Продажа 57,15 EUR НАЛ. 61,90 61,90 ЕСПЧ рассмотрит жалобы российских НКО на закон об иностранных агентах Политика, 21:53 ЕАБР в 2017 году выделит на строительство в Петербурге более 20 млрд руб. Бизнес, 21:33 Россия направит на учения в Таджикистан стратегические бомбардировщики Политика, 21:02 Владельцам нарезного оружия предложили разрешить самим снаряжать патроны Политика, 21:00 Зампред партии Меркель допустил отказ болельщиков от приезда на ЧМ-2018 Политика, 20:48 Президент Молдавии решил провести референдум о расширении своих прав Политика, 20:44 Суд отменил запрет на ношение мусульманских платков в школе в Мордовии Общество, 20:25 Покупатель украинской «дочки» Сбербанка раскрыл ее новый бренд Бизнес, 20:05 Суд выселил центр Рерихов из еще одного здания в Москве Общество, 20:04 Миронов назвал имена единых кандидатов оппозиции на выборах в регионах Политика, 20:02 СМИ сообщили об увольнении из консерватории автора списка «врагов народа» Общество, 19:56 Шотландия на выход: как страна пришла к вопросу о независимости Фотогалерея, 19:47 В Германии начали расследование шпионажа Турции за сторонниками Гюлена Политика, 19:47 В колонии в Мурманске заключенный совершил самоубийство Общество, 19:45 Шотландский парламент проголосовал за новый референдум о независимости Политика, 19:44 В Москве экипаж ДПС сбил девушку на пешеходном переходе Общество, 19:37 Члены СПЧ и глава совета разошлись во мнениях о митингах против коррупции Политика, 19:35 Полиция в Италии предотвратила похищение тела основателя Ferrari Общество, 19:29 «Роснефть» выиграла аукцион на нефтяные месторождения в Чечне Бизнес, 19:24 ФАС нашла нарушение закона в тарифах операторов на СМС-рассылки Технологии и медиа, 19:22 Nike потребовала от Навального удалить пост со слоганом Just do it Политика, 19:04 На Украине на аукционе продали памятник Ленину с центральной площади Чопа Политика, 19:04 В Госдуме предложили изымать машины у злостных нарушителей ПДД Общество, 18:55 Росгвардия предложила порядок возмещения ущерба от действий своих бойцов Общество, 18:40 Генпрокуратура сочла законным дело о премиях главе «Почты России» Общество, 18:19
Газета № 175 (1950) (2209) //2681 22 сен 2014, 00:25
Сергей Соболев
Олимпиада не помогла
Рекламный рынок по итогам года почти не вырастет
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Компании в России продолжают экономить на рекламе: во втором полугодии доходы увеличатся на символический 1% лишь у радиовещателей и интернет-площадок, следует из обновленного прогноза агентства ZenithOptimedia, остальные сегменты ожидает падение. По итогам года весь рекламный рынок благодаря благополучному первому кварталу вырастет все на тот же скромный 1%.

Интернет и радио устоят

Агентство ZenithOptimedia подготовило очередной прогноз развития рекламного рынка, кардинально пересмотрев свои оценки. Еще в апреле оно полагало, что затраты на рекламу в России увеличатся в 2014 году на 8,6%, до 355,8 млрд руб. без НДС. В июне речь шла уже о 6,6%, до 349,3 млрд руб. Теперь аналитики ZenithOptimedia рассчитывают лишь на 1,2%, до 331,7 млрд руб. По итогам всего года положительную динамику продемонстрируют только два медиа – радио и интернет.

В своих прогнозах Zenith­Optimedia базируется в том числе на ранее озвученных оценках Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). По ее версии, в первом полугодии весь рекламный рынок вырос на 6%, до 164–165 млрд руб. Тогда сокращение доходов было зафиксировано лишь в трех сегментах – прессе, кинотеатрах и indoor (реклама внутри помещений), а наружная реклама показала нулевой прирост.

Такие позитивные результаты за шесть месяцев получились прежде всего благодаря благополучному первому кварталу, когда общие затраты на рекламу, по данным АКАР, выросли вообще на 9%, до 76,6–71,1 млрд руб. В феврале в Сочи прошла зимняя Олимпиада, что спровоцировало увеличение рекламной активности прежде всего партнеров Игр.

Если сопоставить оценки ассоциации за первый квартал и первое полугодие, то получится, что уже в апреле–июне отрицательная динамика наблюдалась не только в упомянутых медиа, но и в «наружке» и медийной (баннерной) интернет-рекламе. А на ТВ, ключевом в России рекламоносителе, прирост составил всего 1%, несмотря на проходивший в июне чемпионат мира по футболу.

Отчетность публичных медиакомпаний подтверждает ухудшение ситуации во втором квартале. Рекламная выручка телевизионного холдинга «СТС Медиа» (СТС, «Домашний» и «Перец») в январе–марте выросла на 12%, до 6,5 млрд руб., в апреле–июне – уже только на 1%, до 6,4 млрд руб. У «Яндекса» доход от баннерной рекламы в первом квартале увеличился на 16%, до 723 млн руб., во втором – снизился на 6%, до 775 млн руб. А Mail.Ru Group сообщала, что падение выручки от баннерной рекламы в апреле–июне у нее достигло 10%, до 1,2 млрд руб. У ИД «Пронто-Москва», выпускающего газету «Из рук в руки», в первом квартале выручка упала на 20%, до 467 млн руб., во втором – на 25%, до 546 млн руб.

Ожидаемое падение

Во втором полугодии ситуация усугубится, следует из сопоставления прогноза ZenithOptimedia и данных АКАР за январь–июнь. С июля по декабрь рекламные доходы, по версии аналитиков ZenithOptimedia, вырастут всего на 1% только у радиовещателей и благодаря контекстной рекламе у интернет-компаний. Доходы телеканалов в третьем и четвертом кварталах снизятся в целом на 4%, до 77,3–77,8 млрд руб., что по итогам всего года даст нулевой прирост.

Холдинг «СТС Медиа» в конце июля заявлял об ожидаемом росте всего телерекламного рынка в 2014 году «в пределах 5%». Больше никто таких оптимистичных оценок не озвучивал. Телевизионные сейлз-хаусы еще весной предупредили своих клиентов, что по итогам года расходы на телерекламу не вырастут или даже уменьшатся – возможно сокращение до 5%, ранее рассказывали РБК руководители нескольких телеканалов и рекламных холдингов.

«Удивительно, но пока массовых сокращений заявленных на четвертый квартал телевизионных бюджетов нет, хотя всем очевидно, что макроэкономическая ситуация ухудшается с каждым днем», – признается топ-менеджер сетевого агентства. Традиционно максимальный спрос на телерекламу приходится на октябрь–ноябрь, но в этом году основной упор был сделан на первый квартал, и снижение активности в четвертом квартале по сравнению с 2013 годом было ожидаемым, констатирует гендиректор «Квенди Русмедиааудит» Дмитрий Кураев. По его мнению, это следствие не только Олимпиады: рекламодатели, скорее всего, усилили свою активность в начале года, пока потребительский спрос еще не стал снижаться.

Нынешнюю ситуацию нельзя сравнить с 2008 годом. Тогда мировой финансовый и, как следствие, экономический кризис стал очевиден для всех только осенью, и в 2008 году российский рекламный рынок благодаря трем успешным кварталам вырос, по оценке АКАР, на 18%, до 257,2 млрд руб. Зато в 2009‑м он упал уже на 28%, до 186,4 млрд руб. В 2010-м возобновился рост – на 17%, до 218,6 млрд руб.

Осенью традиционно начинаются переговоры крупных рекламодателей и их агентств с телевизионными сейлз-хаусами по поводу годовых сделок на будущий год. Затем планируется активность уже в других медиа. Телереклама в следующем году, видимо, подорожает, но это будет связано прежде всего с ослаблением рубля, полагает Кураев.

Представители группы «Видео Интернешнл», сейлз-хауса «Газпром-Медиа» и агентства «Алькасар», продающих рекламу на всем эфирном ТВ, не ответили на запрос РБК.