Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Олимпиада не помогла
Лента новостей 15:26 МСК
Обыски в Су-155 объяснили расследованием дела о хищении средств дольщиков Общество, 14:45 Источник рассказал о возвращении Людмилы Нарусовой в Совет Федерации Политика, 14:44 Кадровый переворот: кого и за что сменил Путин Политика, 14:41 По делу о крушении Falcon во Внуково подали иски на 15 млн руб. Общество, 14:39 Продажи автомобилей с «автоматом» впервые обогнали машины с «механикой» Бизнес, 14:30 Объявлена конкурсная программа Венецианского кинофестиваля Общество, 14:14 «Яндекс» нарастил чистую прибыль почти на 400% Технологии и медиа, 14:12 Белых «с пониманием» отнесся к своей отставке с поста губернатора Политика, 14:07 Жену организатора блокады Крыма признали банкротом Политика, 14:05 Чалый назвал «поворотным шагом в плюс» отставку Меняйло Политика, 14:04 Charlie Hebdo опубликовал карикатуру на российских легкоатлетов Политика, 13:55 Путин уволил Никиту Белых в связи с утратой доверия Политика, 13:26 Путин отправил в отставку посла России на Украине Политика, 13:26 Путин объединил Крымский и Южный федеральный округа Политика, 13:24 Сергей Меняйло «не знал» о своем назначении полпредом СФО Политика, 13:20 Сервис «Яндекс.Такси» начал работу в Казахстане Технологии и медиа, 13:17 Две трети россиян не слышали о «пакете Яровой» Политика, 13:12 Цена нефти Brent впервые с апреля упала ниже $43 Экономика, 13:10 ФСБ Крыма рассказала о медленной работе украинских пограничников Политика, 13:09 Путин сменил полпредов в Крыму и на Кавказе Политика, 13:09 Пассажирский Bombardier экстренно сел в Липецке из-за отказа двигателя Общество, 13:08 Минэкономразвития оценило полугодовой спад ВВП Экономика, 13:04 Близкие к Кремлю источники анонсировали отставку Никиты Белых Политика, 12:55 Голикова назвала близким к исчерпанию резерв экономии за счет населения Экономика, 12:54 Путин сменил губернатора Севастополя Политика, 12:50 Путин освободил от должности полпреда в Сибирском федеральном округе Политика, 12:50 Выходец из ФСО возглавил Ярославскую область Политика, 12:50
Газета № 175 (1950) (2209) //2681 22 сен 2014, 00:25
Сергей Соболев
Олимпиада не помогла
Рекламный рынок по итогам года почти не вырастет
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Компании в России продолжают экономить на рекламе: во втором полугодии доходы увеличатся на символический 1% лишь у радиовещателей и интернет-площадок, следует из обновленного прогноза агентства ZenithOptimedia, остальные сегменты ожидает падение. По итогам года весь рекламный рынок благодаря благополучному первому кварталу вырастет все на тот же скромный 1%.

Интернет и радио устоят

Агентство ZenithOptimedia подготовило очередной прогноз развития рекламного рынка, кардинально пересмотрев свои оценки. Еще в апреле оно полагало, что затраты на рекламу в России увеличатся в 2014 году на 8,6%, до 355,8 млрд руб. без НДС. В июне речь шла уже о 6,6%, до 349,3 млрд руб. Теперь аналитики ZenithOptimedia рассчитывают лишь на 1,2%, до 331,7 млрд руб. По итогам всего года положительную динамику продемонстрируют только два медиа – радио и интернет.

В своих прогнозах Zenith­Optimedia базируется в том числе на ранее озвученных оценках Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). По ее версии, в первом полугодии весь рекламный рынок вырос на 6%, до 164–165 млрд руб. Тогда сокращение доходов было зафиксировано лишь в трех сегментах – прессе, кинотеатрах и indoor (реклама внутри помещений), а наружная реклама показала нулевой прирост.

Такие позитивные результаты за шесть месяцев получились прежде всего благодаря благополучному первому кварталу, когда общие затраты на рекламу, по данным АКАР, выросли вообще на 9%, до 76,6–71,1 млрд руб. В феврале в Сочи прошла зимняя Олимпиада, что спровоцировало увеличение рекламной активности прежде всего партнеров Игр.

Если сопоставить оценки ассоциации за первый квартал и первое полугодие, то получится, что уже в апреле–июне отрицательная динамика наблюдалась не только в упомянутых медиа, но и в «наружке» и медийной (баннерной) интернет-рекламе. А на ТВ, ключевом в России рекламоносителе, прирост составил всего 1%, несмотря на проходивший в июне чемпионат мира по футболу.

Отчетность публичных медиакомпаний подтверждает ухудшение ситуации во втором квартале. Рекламная выручка телевизионного холдинга «СТС Медиа» (СТС, «Домашний» и «Перец») в январе–марте выросла на 12%, до 6,5 млрд руб., в апреле–июне – уже только на 1%, до 6,4 млрд руб. У «Яндекса» доход от баннерной рекламы в первом квартале увеличился на 16%, до 723 млн руб., во втором – снизился на 6%, до 775 млн руб. А Mail.Ru Group сообщала, что падение выручки от баннерной рекламы в апреле–июне у нее достигло 10%, до 1,2 млрд руб. У ИД «Пронто-Москва», выпускающего газету «Из рук в руки», в первом квартале выручка упала на 20%, до 467 млн руб., во втором – на 25%, до 546 млн руб.

Ожидаемое падение

Во втором полугодии ситуация усугубится, следует из сопоставления прогноза ZenithOptimedia и данных АКАР за январь–июнь. С июля по декабрь рекламные доходы, по версии аналитиков ZenithOptimedia, вырастут всего на 1% только у радиовещателей и благодаря контекстной рекламе у интернет-компаний. Доходы телеканалов в третьем и четвертом кварталах снизятся в целом на 4%, до 77,3–77,8 млрд руб., что по итогам всего года даст нулевой прирост.

Холдинг «СТС Медиа» в конце июля заявлял об ожидаемом росте всего телерекламного рынка в 2014 году «в пределах 5%». Больше никто таких оптимистичных оценок не озвучивал. Телевизионные сейлз-хаусы еще весной предупредили своих клиентов, что по итогам года расходы на телерекламу не вырастут или даже уменьшатся – возможно сокращение до 5%, ранее рассказывали РБК руководители нескольких телеканалов и рекламных холдингов.

«Удивительно, но пока массовых сокращений заявленных на четвертый квартал телевизионных бюджетов нет, хотя всем очевидно, что макроэкономическая ситуация ухудшается с каждым днем», – признается топ-менеджер сетевого агентства. Традиционно максимальный спрос на телерекламу приходится на октябрь–ноябрь, но в этом году основной упор был сделан на первый квартал, и снижение активности в четвертом квартале по сравнению с 2013 годом было ожидаемым, констатирует гендиректор «Квенди Русмедиааудит» Дмитрий Кураев. По его мнению, это следствие не только Олимпиады: рекламодатели, скорее всего, усилили свою активность в начале года, пока потребительский спрос еще не стал снижаться.

Нынешнюю ситуацию нельзя сравнить с 2008 годом. Тогда мировой финансовый и, как следствие, экономический кризис стал очевиден для всех только осенью, и в 2008 году российский рекламный рынок благодаря трем успешным кварталам вырос, по оценке АКАР, на 18%, до 257,2 млрд руб. Зато в 2009‑м он упал уже на 28%, до 186,4 млрд руб. В 2010-м возобновился рост – на 17%, до 218,6 млрд руб.

Осенью традиционно начинаются переговоры крупных рекламодателей и их агентств с телевизионными сейлз-хаусами по поводу годовых сделок на будущий год. Затем планируется активность уже в других медиа. Телереклама в следующем году, видимо, подорожает, но это будет связано прежде всего с ослаблением рубля, полагает Кураев.

Представители группы «Видео Интернешнл», сейлз-хауса «Газпром-Медиа» и агентства «Алькасар», продающих рекламу на всем эфирном ТВ, не ответили на запрос РБК.