Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Поставят на счетчик
Лента новостей 3:30 МСК
Кадыров учредил штаб по ликвидации последствий урагана в Чечне Политика, 01:43 СМИ узнали о сокрытии дирекцией сгоревшего склада числа рабочих в нем Общество, 01:15 Аэропорт на юго-востоке Турции попал под ракетный обстрел Политика, 01:09 Пассажирский самолет с отказавшим двигателем экстренно сел в США Общество, 00:05 Посольство Украины в Москве забросали яйцами Политика, Вчера, 23:31 США переадресовали вопросы по задержанию россиянина к властям Армении Политика, Вчера, 23:18 Бывшего гендиректора автосалона в Москве заподозрили в хищении 6 млн руб. Общество, Вчера, 22:58 В Санкт-Петербурге упала строительная люлька с рабочими Общество, Вчера, 22:28 Турция сообщила о первых потерях в сирийской операции Политика, Вчера, 22:22 Режим КТО ввели в одном из районов Дагестана Политика, Вчера, 21:59 СМИ узнали о россиянах среди погибших и пострадавших при пожаре в Москве Общество, Вчера, 21:21 МЧС предупредило москвичей об усилении ветра Общество, Вчера, 20:46 В Великобритании пешеходный мост упал на автостраду Общество, Вчера, 20:13 В Армении по запросу США задержали россиянина Общество, Вчера, 19:45 Главу отдела собственной безопасности УВД по ЦАО арестовали Общество, Вчера, 18:58 На станции «Бауманская» московского метро пассажирка бросилась под поезд Общество, Вчера, 18:56 СМИ узнали кандидата на пост главы администрации Порошенко Политика, Вчера, 18:35 В Омске в офисном здании упал лифт с пассажирами Общество, Вчера, 17:56 Турецкие ВВС нанесли удары по шести позициям ИГИЛ в Сирии Политика, Вчера, 17:24 В кабмин внесли проект постановления о возобновлении чартеров в Турцию Политика, Вчера, 16:13 СК возбудил дело после нападения на силовиков во время операции в КБР Общество, Вчера, 16:09 СМИ узнали о возобновлении полетов российских чартеров в Турцию Политика, Вчера, 15:40 Путин предложил кандидатов на должность глав КЧР и Северной Осетии Политика, Вчера, 15:32 В Киеве радикалы забросали дымовыми шашками здание Россотрудничества Политика, Вчера, 15:06 СМИ узнали о задержании менеджера построившей энергомост в Крым компании Общество, Вчера, 14:51 МИД Киргизии подтвердил гражданство 14 погибших при пожаре в Москве Общество, Вчера, 14:41 Газовый баллон взорвался в квартире на юго-востоке Москвы Общество, Вчера, 14:02
Газета № 174 (1949) (1909) //2680 19 сен 2014, 00:25
Дарья Луганская
Поставят на счетчик
Фото: PhotoXPress

Экспертная комиссия при Роскомнадзоре должна к октябрю разработать методику, как ведомству самостоятельно подсчитывать количество посетителей конкретных страниц в социальных сетях. Этого требует закон о блогерах, но таких инструментов сегодня на рынке нет.

Сложности пересчета

Так называемый закон о блогерах вступил в силу 1 августа. Блогером считается любая интернет-площадка, чья аудитория превышает 3 тыс. пользователей в сутки, и такой блогер фактически приравнивается к СМИ: он не может распространять недостоверную информацию, материться, призывать к экстремизму и т.п.

Роскомнадзор заносит блогеров в специальный реестр, если подтвердит, что такой сайт или его страницу читают более 3 тыс. человек в день. Ведомство может запросить статистику у самого блогера, площадок (например, у соцсетей «ВКонтакте» или Facebook) или использовать данные открытых счетчиков.

Для разбирательства споров, когда, к примеру, площадки отказываются раскрыть статистику или срывают сроки, при Роскомнадзоре создана экспертная комиссия, которую возглавил директор по связям с общественностью RU-Center Андрей Воробьев. В комиссию входят чиновники Роскомнадзора, подведомственного ему ФГУП «Главный радиочастотный центр» (в нем создан специальный департамент, который следит, как исполняется закон о блогерах), а также приглашенные эксперты: директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко, директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев, главред Roem.ru Юрий Синодов и др. Представителей Facebook, Google и «Яндекса» в числе приглашенных экспертов не было.

На втором заседании этой комиссии, которое состоялось 11 сентября, было решено: эксперты должны «разработать индивидуальную для каждого крупного организатора распространения информации в сети интернет методику альтернативного определения количества пользователей сайта или страницы сайта... в сутки». Речь идет прежде всего о зарубежных площадках, Twitter и Facebook, пояснил источник, знакомый с повесткой заседания. Зарубежные соцсети могут отказаться предоставить российским чиновникам данные по своим пользователям, а поставить на эти сайты счетчики невозможно.

Методики необходимо разработать к началу октября, говорит собеседник РБК. «Наработки» уже есть, но их должен одобрить Роскомнадзор как «правильно считающие», уточняет другой источник, близкий к комиссии. По его словам, для Facebook понадобится сложная методика подсчета – эта сеть «очень закрытая».

На откуп отрасли

В реестр блогеров уже попали несколько страниц зарубежных соцсетей – например, аккаунты в Facebook Матвея Алексеева и создателя счетчика LiveInternet Германа Клименко, страница в Twitter министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова. Но, поясняет пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский, эти соцсети ведомству статистику не раскрывают. Позиция Twitter и Facebook такова: если ведомство просит их раскрыть посещаемость конкретного пользователя, сеть уведомляет об этом самого блогера, который и принимает решение, прислать ли данные в Роскомнадзор. Те авторы, которые уже попали в реестр, согласились дать статистику ведомству. Но не все пользователи идут на это. С некоторыми пользователями Twitter ведомство ведет переговоры, добавил Ампелонский.

До вступления в силу «закона о блогерах» чиновники говорили, что могут создать свой собственный счетчик. Ампелонский не исключает, что через несколько месяцев Роскомнадзор действительно займется этим: «Сейчас мы отдали решение этой их проблемы на откуп отрасли. Если она сможет урегулировать эти вопросы, то нужды в создании счетчика не будет».

Внешние силы бессильны

Среди возможных «альтернативных» систем подсчета источник, близкий к Роскомнадзору, называет сервис Openstat. Однако его создатель Леонид Филатов возражает: счетчик Openstat пользователь должен установить сам, а на страницу Twitter и Facebook его поставить нельзя. Поэтому если площадки не раскроют посещаемость сами, посчитать аудиторию их пользователей «легитимными способами» невозможно.

Извне можно оценить только «медийную силу блогеров» Facebook и Twitter, считает Игорь Ашманов, управляющий партнер компании «Ашманов и партнеры» и основатель аналитической системы для соцмедиа «Крибрум». Под «медийной силой» Ашманов подразумевает количество пользователей, которые делают перепосты, ставят «лайки», оставляют комментарии и т.п. Такая активность позволяет определить, сколько людей в среднем увидели пост, и, если долго следить за пользователем, «гипотетически» можно понять, сколько людей прочтут его следующие посты.

В России, по словам Ашманова, есть только две подобные системы мониторинга социальных медиа: «Крибрум» и «Поиск по блогам» «Яндекса». При этом «Крибрум» может проанализировать далеко не все посты, а лишь те, к которым удается получить доступ. «Facebook – довольно закрытая система: из «ВКонтакте» можно вытащить все, а из Facebook – нет», – говорит Ашманов. «Крибрум» также может выделить активных пользователей Twitter – кто ставит «лайки», кто делает репосты и пр.

Аналитик РАЭК Карен Казарян перечислил несколько других систем мониторинга: Wobot, Socialbakers, YouScan, Brandspotter. Правда, Ашманов утверждает, что все остальные поставщики данных о соцсетях берут их из «Поиска по блогам», а он, как и «Крибрум», не дает точных данных о ежедневной аудитории, а может считаться лишь оценкой популярности блогера. Это подтверждают и в самом «Яндексе». В «Поиске по блогам» можно найти открытые посты пользователя и увидеть количество комментариев, это те же самые данные, которые можно посмотреть и на самих блогоплатформах, уточняет пресс-секретарь «Яндекса» Татьяна Комарова.

Из исследовательских компаний интернет-аудиторию сегодня измеряет TNS Russia. Ее директор по интернет-исследованиям Инесса Ишунькина уточняет, что компания может измерить аудиторию конкретных страниц соцсетей. Но чтобы эти данные были достоверными, в день у такой страницы должно быть около 9 тыс. уникальных пользователей. В минувшем августе в Twitter этот порог у российской аудитории превысила только одна страница – премьера Дмитрия Медведева. Во «ВКонтакте» зафиксировано несколько таких URL: сообщества MDK, «Игромания», ЁП.

TNS измеряет интернет-аудиторию по так называемой user-centric модели: на компьютер респондента устанавливается специальный софт, который отслеживает все его действия в сети. В исследовании задействованы около 50 тыс. респондентов, чье поведение экстраполируется на всех жителей России.

Представитель Facebook отказался от комментариев, в Twitter не ответили на запрос РБК.