Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
На трассе «Дон» в автокатастрофу попал автобус с туристами 04:25, Общество СМИ узнали о предложении «ВИМ-Авиа» отменить все чартеры за 1,5 млрд руб. 04:14, Бизнес Сенатор Маккейн рассказал о своей борьбе с раком 04:13, Политика Порошенко попросил Канаду поделиться разведданными со спутника о России 03:40, Политика «Коммерсант» рассказал о рекордной в истории Минобороны взятке 03:10, Общество Полиция начала проверку в связи с гибелью автоинспектора в Москве 03:02, Общество Москалькова назвала «необъективным» доклад ООН о пытках в Крыму 02:33, Политика СМИ заявили о полной блокировке WhatsApp в Китае 02:31, Общество Белый дом объяснил недовольство референдумом в Иракском Курдистане 02:02, Политика Fox News назвал «фейком» видеозапись испытаний новой иранской ракеты 01:54, Политика Президент Боливии назвал Трампа «самой страшной угрозой для человечества» 01:39, Политика Игра в независимость: почему Курдистан не станет отделяться от Ирака 01:38, Политика Борис Корчевников вернется на «Россию 1» с новой программой 01:20, Общество Госдеп опроверг причастность США к гибели российского генерала в Сирии 00:59, Политика В Киеве рассказали об общей с ЕС, США и Китаем резолюции по миротворцам 00:57, Политика Полиция совершила контролируемый взрыв у посольства КНДР в Лондоне 00:35, Общество Туроператоры предупредили о проблемах с вывозом туристов из-за «ВИМ-авиа» 25 сен, 23:54, Общество В Московской области задержали продавцов фальшивых лекарств 25 сен, 23:33, Общество В центре Москвы Mercedes с номерами «АМР» насмерть сбил сотрудника ГИБДД 25 сен, 23:28, Общество Под Киевом загорелся завод фармацевтического предприятия 25 сен, 23:09, Общество Пришли за «ВИМ-Авиа»: СК возбудил дело из-за массовых задержек рейсов 25 сен, 23:09, Бизнес Тройка Меркель: почему правящие партии Германии получили низкий результат 25 сен, 22:59, Политика Порошенко подписал вызвавший недовольство соседей закон «Об образовании» 25 сен, 22:58, Политика Участник Fortune Global 500 купит долю в O1 Properties Бориса Минца 25 сен, 22:56, Бизнес «Роснефть» и «Звезда» подписали соглашение о строительстве пяти танкеров 25 сен, 22:50, Бизнес «ВИМ-Авиа» заявила о планах ввести внешнее антикризисное управление 25 сен, 22:39, Бизнес «Ингосстрах» оказался страховщиком ошибок топ-менеджеров «Открытия» 25 сен, 22:36, Финансы Цена барреля нефти Brent выросла за день более чем на $2 25 сен, 22:26, Экономика
Поставят на счетчик
Газета № 174 (1949) (1909) //2680 Общество, 19 сен, 2014 01:25
0
Поставят на счетчик
Фото: PhotoXPress

Экспертная комиссия при Роскомнадзоре должна к октябрю разработать методику, как ведомству самостоятельно подсчитывать количество посетителей конкретных страниц в социальных сетях. Этого требует закон о блогерах, но таких инструментов сегодня на рынке нет.

Сложности пересчета

Так называемый закон о блогерах вступил в силу 1 августа. Блогером считается любая интернет-площадка, чья аудитория превышает 3 тыс. пользователей в сутки, и такой блогер фактически приравнивается к СМИ: он не может распространять недостоверную информацию, материться, призывать к экстремизму и т.п.

Роскомнадзор заносит блогеров в специальный реестр, если подтвердит, что такой сайт или его страницу читают более 3 тыс. человек в день. Ведомство может запросить статистику у самого блогера, площадок (например, у соцсетей «ВКонтакте» или Facebook) или использовать данные открытых счетчиков.

Для разбирательства споров, когда, к примеру, площадки отказываются раскрыть статистику или срывают сроки, при Роскомнадзоре создана экспертная комиссия, которую возглавил директор по связям с общественностью RU-Center Андрей Воробьев. В комиссию входят чиновники Роскомнадзора, подведомственного ему ФГУП «Главный радиочастотный центр» (в нем создан специальный департамент, который следит, как исполняется закон о блогерах), а также приглашенные эксперты: директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко, директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев, главред Roem.ru Юрий Синодов и др. Представителей Facebook, Google и «Яндекса» в числе приглашенных экспертов не было.

На втором заседании этой комиссии, которое состоялось 11 сентября, было решено: эксперты должны «разработать индивидуальную для каждого крупного организатора распространения информации в сети интернет методику альтернативного определения количества пользователей сайта или страницы сайта... в сутки». Речь идет прежде всего о зарубежных площадках, Twitter и Facebook, пояснил источник, знакомый с повесткой заседания. Зарубежные соцсети могут отказаться предоставить российским чиновникам данные по своим пользователям, а поставить на эти сайты счетчики невозможно.

Методики необходимо разработать к началу октября, говорит собеседник РБК. «Наработки» уже есть, но их должен одобрить Роскомнадзор как «правильно считающие», уточняет другой источник, близкий к комиссии. По его словам, для Facebook понадобится сложная методика подсчета – эта сеть «очень закрытая».

На откуп отрасли

В реестр блогеров уже попали несколько страниц зарубежных соцсетей – например, аккаунты в Facebook Матвея Алексеева и создателя счетчика LiveInternet Германа Клименко, страница в Twitter министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова. Но, поясняет пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский, эти соцсети ведомству статистику не раскрывают. Позиция Twitter и Facebook такова: если ведомство просит их раскрыть посещаемость конкретного пользователя, сеть уведомляет об этом самого блогера, который и принимает решение, прислать ли данные в Роскомнадзор. Те авторы, которые уже попали в реестр, согласились дать статистику ведомству. Но не все пользователи идут на это. С некоторыми пользователями Twitter ведомство ведет переговоры, добавил Ампелонский.

До вступления в силу «закона о блогерах» чиновники говорили, что могут создать свой собственный счетчик. Ампелонский не исключает, что через несколько месяцев Роскомнадзор действительно займется этим: «Сейчас мы отдали решение этой их проблемы на откуп отрасли. Если она сможет урегулировать эти вопросы, то нужды в создании счетчика не будет».

Внешние силы бессильны

Среди возможных «альтернативных» систем подсчета источник, близкий к Роскомнадзору, называет сервис Openstat. Однако его создатель Леонид Филатов возражает: счетчик Openstat пользователь должен установить сам, а на страницу Twitter и Facebook его поставить нельзя. Поэтому если площадки не раскроют посещаемость сами, посчитать аудиторию их пользователей «легитимными способами» невозможно.

Извне можно оценить только «медийную силу блогеров» Facebook и Twitter, считает Игорь Ашманов, управляющий партнер компании «Ашманов и партнеры» и основатель аналитической системы для соцмедиа «Крибрум». Под «медийной силой» Ашманов подразумевает количество пользователей, которые делают перепосты, ставят «лайки», оставляют комментарии и т.п. Такая активность позволяет определить, сколько людей в среднем увидели пост, и, если долго следить за пользователем, «гипотетически» можно понять, сколько людей прочтут его следующие посты.

В России, по словам Ашманова, есть только две подобные системы мониторинга социальных медиа: «Крибрум» и «Поиск по блогам» «Яндекса». При этом «Крибрум» может проанализировать далеко не все посты, а лишь те, к которым удается получить доступ. «Facebook – довольно закрытая система: из «ВКонтакте» можно вытащить все, а из Facebook – нет», – говорит Ашманов. «Крибрум» также может выделить активных пользователей Twitter – кто ставит «лайки», кто делает репосты и пр.

Аналитик РАЭК Карен Казарян перечислил несколько других систем мониторинга: Wobot, Socialbakers, YouScan, Brandspotter. Правда, Ашманов утверждает, что все остальные поставщики данных о соцсетях берут их из «Поиска по блогам», а он, как и «Крибрум», не дает точных данных о ежедневной аудитории, а может считаться лишь оценкой популярности блогера. Это подтверждают и в самом «Яндексе». В «Поиске по блогам» можно найти открытые посты пользователя и увидеть количество комментариев, это те же самые данные, которые можно посмотреть и на самих блогоплатформах, уточняет пресс-секретарь «Яндекса» Татьяна Комарова.

Из исследовательских компаний интернет-аудиторию сегодня измеряет TNS Russia. Ее директор по интернет-исследованиям Инесса Ишунькина уточняет, что компания может измерить аудиторию конкретных страниц соцсетей. Но чтобы эти данные были достоверными, в день у такой страницы должно быть около 9 тыс. уникальных пользователей. В минувшем августе в Twitter этот порог у российской аудитории превысила только одна страница – премьера Дмитрия Медведева. Во «ВКонтакте» зафиксировано несколько таких URL: сообщества MDK, «Игромания», ЁП.

TNS измеряет интернет-аудиторию по так называемой user-centric модели: на компьютер респондента устанавливается специальный софт, который отслеживает все его действия в сети. В исследовании задействованы около 50 тыс. респондентов, чье поведение экстраполируется на всех жителей России.

Представитель Facebook отказался от комментариев, в Twitter не ответили на запрос РБК.