Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Вон из профессии!
Лента новостей 6:51 МСК
Восемь человек получили ранения в результате стрельбы в Балтиморе Общество, 05:32 Экономисты увидели предпосылки для «новой перестройки» в России Экономика, 05:12 США, Британия и Франция созвали экстренное заседание Совбеза ООН по Сирии Политика, 04:35 В Англии арестовали подозреваемого в краже снимков королевской семьи Общество, 03:56 Полиция показала видео убийства афроамериканца полицейскими в Шарлотте Общество, 02:47 Савченко предложила наделить особым статусом всю Украину Политика, 01:30 В центре Будапешта произошел взрыв Общество, 01:23 Полиция согласилась опубликовать видео убийства афроамериканца в Шарлотте Общество, 00:57 Скончался сыгравший в трилогии «Человек-паук» актер Билл Нанн Общество, 00:03 Центр братьев Люмьер ответил на критику в адрес выставки «Без смущения» Общество, Вчера, 23:23 Задержанный лидер ВОБ заявил об отсутствии обвинений в отношении него Общество, Вчера, 22:26 Кириенко назвали наиболее вероятным преемником Володина в Кремле Политика, Вчера, 22:00 Из-за пожара на шахте под Донецком эвакуировали около 600 человек Общество, Вчера, 21:21 Мизулина потребовала закрыть фотовыставку с нагими детьми в Москве Общество, Вчера, 20:45 МЧС опровергло данные о новом пожаре на складе на востоке Москвы Общество, Вчера, 20:30 В Эстонии не смогли со второго раза избрать нового президента Политика, Вчера, 19:16 Турция усомнилась в беспристрастности рейтинговых агентств Экономика, Вчера, 18:55 Ан-26 потерял люк во время полета над Волгоградской областью Общество, Вчера, 18:03 Число жертв стрельбы в торговом центре в Вашингтоне увеличилось до пяти Общество, Вчера, 17:09 Сообщение о минировании Киевского вокзала в Москве оказалось ложным Общество, Вчера, 16:23 В ЛНР заявили о самоубийстве экс-премьера республики Цыпкалова Политика, Вчера, 16:13 Киевский вокзал в Москве эвакуировали из-за угрозы взрыва Общество, Вчера, 15:51 «Единая Россия» утвердила Володина на пост спикера Госдумы Политика, Вчера, 15:15 Медведев заявил о планах правительства руководствоваться программой ЕР Политика, Вчера, 15:02 В офисе Всероссийского объединения болельщиков прошли обыски Общество, Вчера, 14:25 В Подмосковье задержали пьяного полицейского после смертельного ДТП Общество, Вчера, 14:18 Лавров сообщил о переданных через Россию извинениях США перед Асадом Политика, Вчера, 13:43
Газета № 173 (1948) (1809) //2679 18 сен 2014, 00:25
Сергей Соболев, Дарья Луганская, Михаил Рубин, Светлана Бочарова
Вон из профессии!
Иностранным инвесторам ограничат доступ в российские СМИ
Фото: Bloomberg

Крупнейшим российским издательским домам с общей аудиторией почти 60 млн человек, четырем эфирным вещателям – СТС, «Домашнему», «Перцу» и Disney, а также зарубежным телеканалам, распространяющимся через кабельные сети, придется прекратить свое существование либо изменить структуру собственности, если Госдума примет поправки в закон «О СМИ». Они запрещают иностранцам с февраля 2016 года владеть более 20% в любых российских СМИ.

Запрет и прямой, и косвенный

Депутаты Вадим Деньгин (фракция ЛДПР), Владимир Парахин («Справедливая Россия») и Денис Вороненков (КПРФ) внесли в среду, 17 сентября, в Госдуму поправки в закон «О СМИ». Законопроект устанавливает новые ограничения к учредителям СМИ. Сейчас иностранное юрлицо или российское юрлицо, доля в котором иностранного юрлица составляет 50% и более, не могут учреждать теле- и радиоканалы. Запрещено им и выступать учредителями российских компаний, если те осуществляют теле- и радиовещание в более чем половине субъектов РФ либо на территории, на которой проживает не менее половины населения страны. Все эти запреты действуют и в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и россиян с двойным гражданством.

Авторы поправок предлагают распространить ограничения на все СМИ. Помимо теле- и радиоканалов под них попадут также периодические печатные и сетевые издания. Предельно допустимый порог иностранного владения при этом будет снижен до 20%.

Главным же нововведением является запрет иностранцам владеть в российских СМИ свыше 20%, управлять ими или контролировать их не только напрямую, но и косвенно. Действующая редакция закона «О СМИ» допускает опосредованное владение иностранцами теле- и радиокомпаниями через цепочку российских юрлиц.

Например, учредителем распространяющегося через кабельные сети телеканала Discovery Channel (свидетельство о регистрации СМИ – ЭЛ № ФС 77-49139 от 26 марта 2012 года) выступает ООО «Дискавери Коммьюникейшнс». В нем, по данным СПАРК, 49% принадлежит британской DNE Publishing Music Ltd, а 51% – ООО «Дискавери Холдинг». В свою очередь, его учредителями выступают все та же DNE Publishing Music Ltd (99%) и Discovery Communications Europe Ltd (1%).

Внесенные в Госдуму поправки делают незаконным подобное участие иностранцев в российских СМИ сверх оговоренной нормы через цепочки любой длины, констатирует партнер Коллегии юристов СМИ Федор Кравченко. Депутат Деньгин это подтверждает: иностранный конечный бенефициар сможет владеть только 20%.

Вероятность принятия законопроекта очень велика, утверждает источник РБК, близкий к руководству Госдумы. В Минкомсвязи эти поправки не поступалии министерство свой отзыв на них не давало, говорит замминистра Алексей Волин. Не знакомы с текстом документа и в Роскомнадзоре, который регистрирует СМИ и, по замыслу депутатов, будет отслеживать, соблюдаются ли новые ограничения.

Предполагается, что поправки, если они будут приняты, вступят в силу с января 2016 года. При этом привести свои учредительные документы в соответствие с новыми требованиями СМИ должны к 1 февраля 2016 года, а к 15 февраля они должны предоставить в Роскомнадзор сведения, подтверждающие, что такая работа выполнена. Если это не будет сделано, ведомство должно через суд приостановить деятельность СМИ. Российские бенефициары, контролирующие СМИ через иностранные компании, будут иметь отсрочку до 2017 года.

Угроза издателям

Поправки затрагивают прежде всего компании, работающие в трех сегментах: эфирном и тематическом ТВ, а также прессе.

Сейчас в российском эфирном ТВ присутствуют только два иностранных стратегических инвестора. Шведская Modern Times Group владеет 37,9% российского телехолдинга «СТС Медиа», управляющего СТС, «Домашним» и «Перцем». Кроме того, около 35% акций головной компании «СТС Медиа» – зарегистрированной в американском штате Делавэр CTC Media Inc. – торгуются на NASDAQ. Еще одним стратегическим инвестором является американская Walt Disney Co., осенью 2011 года купившая за $300 млн 49% канала «Семерка», на частоте которого вскоре был запущен канал Disney.

Значительно шире иностранные вещатели представлены в сегменте тематического ТВ, распространяющегося через кабель и спутник. Русскоязычные версии своих каналов есть у Discovery Communications (Discovery, Animal Planet, Eurosport и др.), той же Modern Times Group (TV 100, «TV 1000 Русское кино», Viasat History), Viacom (Nickelodeon, Paramount Comedy, MTV), Sony Entertainment Television (Sony Turbo, Sony Sci-Fi) и др.

Наконец, сегодня иностранцы являются ключевыми игроками в прессе. Именно они формируют тройку лидеров издательских домов по суммарной аудитории своих журналов. Федеральное агентство по печати в своем последнем отраслевом докладе приводит такие данные исследовательской компании TNS Russia на конец 2013 года: ИД Burda (российская «дочка» немецкой Hubert Burda Media) – 17,8 млн человек, ИД Hearst Shkulev Media (50% у американской Hearst Corp.) – 13,5 млн, ИД Sanoma Independent Media (в группу входят несколько компаний, принадлежащих финской Sanoma Corp. и ее иностранным партнерам) – 11,6 млн. Кроме того, иностранцам принадлежат такие российские издательства, как Bauer Media, «Эдипресс-Конлига», Axel Springer Russia, Bonnier Publications, Conde Nast. Суммарная аудитория всех журналов этих издателей достигает почти 60 млн человек.

По примеру Lagardere

Все опрошенные РБК медиакомпании отказались комментировать внесенные поправки либо не ответили на запрос.

«Ничего не закроется, время у всех есть», – полагает Деньгин. По его мнению, никто ничего продавать не будет: «Рынок слишком сладкий и дорогой».

Между тем ограничения на участие иностранцев в российских СМИ уже приводили к уходу из России стратегических инвесторов. В конце 2011 года французская Lagardere продала за $162 млн кемеровскому холдингу «Сибирский деловой союз» 100% Европейской медиа группы (радиосети «Европа Плюс», «Ретро FM», «Радио 7» и др.). Отказ от дальнейшей работы в России Lagardere объяснила тем, что в 2011 году запрет иностранцам владеть более 50% в российских СМИ распространился с телеканалов и на радиостанции. Впрочем, о том, что французы готовы продать свой радиобизнес, стало известно раньше, чем изменился закон «О СМИ».

Принятие этого законопроекта ударит по успешным и еще не принадлежащим государству медиакомпаниям, убежден Кравченко. Кроме того, он обращает внимание, что поправки ставят вне закона международные проекты с участием РФ: телерадиовещательную организацию Союза России и Белоруссии и телерадиокомпанию СНГ «Мир». Это приведет к выходу России из соответствующих международных соглашений, отмечает юрист.

Впрочем, из-за «крайне низкого уровня юридической техники» в поправках остается много дыр и лазеек, признает Кравченко. Например, законопроект запрещает иностранцам учреждать СМИ, быть их редакциями или вещателями, но умалчивает о предусмотренной законом «О СМИ» фигуре издателя, что позволило бы компаниям с иностранным участием сохранить этот статус.