Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
«Аэроэкспресс» заезжает в ФНБ
Лента новостей 9:43 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  09:00   USD НАЛ. Покупка 58,15 Продажа 58,20 EUR НАЛ. 61,50 61,55 СМИ сообщили о гибели пяти человек в результате ДТП в Курганской области Общество, 08:50 Опрос показал нежелание крымских татар переезжать на Украину Политика, 08:45 «Оскар» за лучший фильм года получила картина «Лунный свет» Общество, 08:16 В Индонезии в правительственном здании произошел взрыв Политика, 08:11 NYT опубликовала порцию утечек о бюджетных планах Трампа Политика, 07:57 Из-за ливней в Чили без вести пропали 19 человек Общество, 07:20 Две школьницы погибли после падения с 14-го этажа в Иркутской области Общество, 06:54 В США вручили «Оскары» лучшим актерам второго плана Общество, 06:31 СМИ назвали сроки начала работы неформального избирательного штаба Путина Политика, 06:04 Претендент на пост министра ВМС США снял свою кандидатуру Политика, 05:52 Сирийская армия взяла под контроль важную высоту на подступах к Пальмире Политика, 05:09 СМИ узнали о желании «Роснефти» продать активы в Чечне за 12,5 млрд руб. Бизнес, 05:02 СМИ узнали об идее СК увеличить срок расследования по экономическим делам Общество, 04:22 Бизнес попросили докладывать Кремлю о наиболее чувствительных событиях Политика, 04:04 На чемпионате России по хоккею с мячом игроки 20 раз забили в свои ворота Общество, 03:27 Крупнейшие супермаркеты поставили рекорд по сокращению торговых площадей Бизнес, 02:59 На еврейском кладбище в Филадельфии разрушили более 100 надгробий Общество, 02:38 СМИ сообщили о подрыве террориста-смертника у здания полиции в Алжире Общество, 01:50 СМИ узнали о проверке телефонов ряда сотрудников Белого дома из-за утечек Политика, 01:14 Главред NYT заявил о росте подписок после негативных твитов Трампа Политика, 01:07 Что известно о деле Бориса Немцова два года спустя Политика, 00:56 Samsung показал два планшета вместо нового смартфона Galaxy S8 Технологии и медиа, 00:26 Микроавтобус с туристами попал в ДТП на Ставрополье Общество, 00:12 Аналитики АКРА предсказали рост расходов банков на резервы Финансы, 00:00 Обратно в Грузию: как в Россию возвращается одно из самых популярных вин Бизнес, 00:00 В Барселоне представили ремейк Nokia 3310 Технологии и медиа, Вчера, 23:14 США потребовали от России и сепаратистов прекращения огня в Донбассе Политика, Вчера, 23:07
Газета № 156 (1931) (2608) //2341 26 авг 2014, 00:25
Мария Гордеева
«Аэроэкспресс» заезжает в ФНБ
Компания подала заявку в фонд почти на 25 млрд рублей
Фото: ИТАР-ТАСС

На средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) появился новый претендент: это компания «Аэроэкспресс», чьи электрички доставляют пассажиров до аэропортов Москвы, Казани и Владивостока. Деньги нужны на закупку двухэтажных поездов и строительство новых терминалов. 

Поезда и терминалы

О том, что «Аэроэкспресс» подал заявку в ФНБ, РБК рассказал глава дирекции Московского транспортного узла (учреждена Минтрансом и правительствами Москвы и области) Виктор Еремин. Для всех проектов «Аэроэкспресс» предлагает привлечь средства ФНБ через кредит или выпуск облигаций с минимальной доходностью на уровне инфляции плюс 1%, следует из паспортов инвестпроектов (есть в распоряжении РБК). В общей сложности «Аэроэкспресс» просит профинансировать четыре ее проекта на общую сумму 24,6 млрд руб.

Самый дорогой проект — покупка двухэтажных поездов швейцарской компании Stadler Rail Group. Общая стоимость 25 составов — 22 млрд руб., из ФНБ «Аэроэкспресс» планирует взять до 90% этой суммы (19,6 млрд руб.), говорится в заявке. Остальные 2,4 млрд руб. — профинансировать самостоятельно. Новые поезда будут курсировать между Белорусским, Киевским и Павелецким вокзалами и аэропортами Московского авиационного узла (МАУ) с лета 2015 года. Как говорится в заявке, благодаря им пассажиропоток «Аэроэкспресса» к 2018 году может возрасти на 23,3%, до 20 млн пассажиров. Срок окупаемости инвестпроекта — 12,9 года.

Еще три проекта касаются строительства новых терминалов. К 2018 году в Шереметьево планируется ввести новый Северный терминальный комплекс. К этому времени «Аэроэкспресс» рассчитывает построить новый терминал на Белорусском вокзале, откуда отправляют электрички в этот аэропорт, а также вокзал в самом терминальном комплексе.

Первый проект оценивается в 2,16 млрд руб., второй — в 1,37 млрд руб., в обоих случаях до 90% средств компания рассчитывает занять в ФНБ.

В итоге пассажиропоток на этом направлении, по расчетам «Аэроэкспресса», увеличится на 40%.

Еще один новый вокзальный комплекс «Аэроэкспресс» к 2016 году планирует построить в Домодедово. Сейчас в порту нет крытого терминала для электричек «Аэроэкспресса». Этот проект оценивается в 2,04 млрд руб., из которых до 1,8 млрд компания хочет занять в ФНБ.

Срок окупаемости всех проектов — больше восьми лет. Представитель «Аэроэкспресса» заявку в ФНБ комментировать отказался. В течение месяца ее должны рассмотреть Минэкономразвития (его пресс-служба на запрос РБК не ответила) и дирекция МТУ, затем свое заключение даст Минфин, после чего вопрос будет вынесен на рассмотрение правительства.

Конкуренция за госденьги

Государство выделяет средства ФНБ на инфраструктурные проекты на условиях возвратности и софинансирования. Часть средств должны предоставить инвесторы проектов. По состоянию на 1 авгус­та 2014 года общий размер средств ФНБ составлял 3,08 трлн руб. Всего на инфраструктурные проекты может быть направлено до 60% из средств фонда (этот потолок был увеличен в июне с 40%). Потолок считается с учетом средств, размещенных на депозитах ВЭБа (474 млрд руб.), поясняли РБК в мае два чиновника правительства. Таким образом, речь идет о сумме 1,8 трлн руб. Из них около 300 млрд руб. из фонда получат проекты строительства Центральной кольцевой автодороги и модернизации БАМа и Транссиба. Кроме того, в июне правительство одобрило выделение 114 млрд руб. из ФНБ на проекты «Россетей», «Ростелекома» и строительство железнодорожной ветки в Туве Кызыл — Курагино.

Спрос на поддержку из ФНБ растет, и в условиях санкций правительство предпочтет экономно относиться к этим деньгам, констатирует главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Но поддерживать инфраструктурные проекты на экономическом форуме в Петербурге призывал президент Владимир Путин. Самому «Аэро­экспрессу» будет трудно занять на рынке такой объем средств на сопоставимых с ФНБ условиях и на такой длительный срок [8–13 лет], считает Орлова. Проект двухэтажных поездов слишком дорогой и без поддержки ФНБ вряд ли будет запущен, добавляет глава агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

«Аэроэкспресс» начал перевозить пассажиров между москвой и столичными аэропортами с 2005 года, в 2012 году открыла перевозки между вокзалом Сочи и аэропортом в Адлере, но уже в следующем году прекратила свою деятельность там. В 2012 году было открыто движение между аэропортом и вокзалом Владивостока, в 2013 году - в Казани. В 2013 году услугами компании воспользовалось 20,2 млн пассажиров, из них 16,8 млн человек было перевезено в аэропорты Москвы. По данным Forbes, суммарно линии «Аэроэкспресса» обошлись РЖД и госбюджету более чем в 34 млрд рублей (без учета закупок подвижного состава), инвестиции самой компании составили 12 млрд рублей. При этом на всех направлениях, кроме маршрутов до Шереметьево, Домодедово и Внуково, перевозки компании остаются убыточными, писал журнал в апреле этого года. Общая выручка «Аэроэкспресса» в I поголудии 2014 года выросла на 22% до 2,4 млрд рублей, чистая прибыль — в 2,4 раза — до 415,1 млн рублей.

В феврале продажу половины всего пакета в «Аэроэкспрессе» одобрил совет директоров РЖД. Монополия объясняла решение тем, что у нее нет средств финансировать дальше этот проект. За 25% перевозчика РЖД выручили 555 млн руб., покупателем стала компания «Дельта-Транс-Инвест». По данным СПАРК-Интерфакс, она принадлежит эстонской компании Transgroup Invest AS. Ею, согласно выписке из коммерческого регистра Эстонии, на паритетных условиях владеют бывшая жена заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова Татьяна Ликсутова и бывший бизнес-партнер чиновника Сергей Глинка. Еще 25% осталось у РЖД, и такой же пакет делят участники списка Forbes Искандер Махмудов (17,5%) и Андрей Бокарев (7,5%).