Лента новостей
Небоскреб по-домашнему: квартиры на 30 этаже и даже выше 09:23 Малкин стал лучшим в матче НХЛ 09:14, Статья Налоговая система Гонконга меняется под нажимом ЕС. Что появилось нового 09:10, Статья В аптеках возник дефицит сверхбыстрого инсулина 09:02, Статья Оператор заявил о повреждении электростанций в центре и на западе Украины 08:51, Новость Гарвард снял переплет из кожи человека с библиотечной книги XIX века 08:47, Новость Растащили бизнес после смерти владельца. Как этого не допустить 08:41, Статья В Бразилии загорелся небоскреб 08:09, Новость Какие магазины чаще всего открывают в новостройках 08:06 Международные эксперты назвали особенности теракта в «Крокус Сити Холле» 08:01, Статья Лавров назвал «здравые вещи» в мирном плане Китая по Украине 07:53, Новость Польша подняла в небо самолеты из-за дальней авиации России 07:49, Статья Байден заявил о готовности арабских государств признать Израиль 07:28, Статья ВТБ вернет кешбэк с прямым начислением рублей вместо бонусов 07:00, Статья Безглютеновая диета опасна для здоровья. Почему на ней сидят миллионы 07:00, Статья Окна в пол и угловое остекление: как найти светлую квартиру 06:59 Военная операция на Украине. Онлайн 06:57, Онлайн Страны ЕС отказались выпускать молдавский детский хор из Белоруссии 06:49, Новость
Газета
Управа на контролеров
Газета № 150 (1925) (1808) //2104 Общество,
0

Управа на контролеров

Бизнес просит законодательно ограничить чиновничьи проверки
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

К сентябрю Минэкономразвития должно согласовать окончательный вариант концепции закона о государственном и муниципальном контроле. Он должен ввести общие правила проверок бизнеса. Но пока документ не устраивает предпринимателей — он отдает разработку требований к контролирующим органам на откуп им самим.

Закон «О защите прав юридических лиц и ИП», действующий с 2010 года, помог сократить число проверок со стороны государства на 30%, но и оставшиеся показывают низкую эффективность. Большая часть проверок «не выявляет нарушений обязательных требований», говорится в доработанном варианте концепции закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)» (копия есть у РБК).

Новый закон нужен, чтобы у контролирующих органов были общие «системообразующие правила организации и осуществления» надзора. Контрольно-надзорные органы — ФАС, Роскомнадзор и прочие — должны будут учитывать, как проводимые ими проверки сказываются на состоянии компаний. Сейчас их цель — найти нарушителей, станет — минимизация потенциальных угроз.

Общие правила помогут сократить расходы на проверки. За 2012 год госорганы проверили 1,2 млн компаний и ИП, из них существенные нарушения обнаружились только в 16% случаев (163 тыс. компаний), следует из проекта концепции. Цена вопроса для бюджета — около 70 млрд руб. в год. В 2012 году на проведение проверок из бюджетов всех уровней было выделено более 69 млрд руб., еще 1,3 млрд руб. расходуется на привлечение экспертов.

Ведомства дублируют контрольно-надзорные функции, при проведении проверок слабо взаимодействуют друг с другом, а компании не знакомы с исчерпывающим перечнем обязательных требований, отмечается в концепции. Это приводит к большим издержкам для бизнеса, соглашается сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян: «Предприниматели жалуются, что из-за постоянного межведомственного рассогласования проверки зачастую дублируются».

К 1 сентября ведомство Алексея Улюкаева должно доложить о результатах обсуждений концепции с представителями бизнес-сообщества. Бизнес просит не торопиться.

Концепция носит слишком рамочный характер, ее необходимо доработать, считает Данилов-Данильян (копия его письма в «открытое правительство» есть у РБК). Основная проблема — контроль и надзор кардинально не разделены, в концепции этого нет, пояснил он РБК. Контрольные органы должны проводить мониторинг происходящего на предприятиях, выдавать рекомендации по исправлению, но не наказывать за нарушения, надзор — это область правоохранителей, настаивает он.

«Надзор — это «надстройка», следующий шаг по итогам контроля, причем шаг необязательный. Необходимо законодательно развести два этих понятия, — согласен первый вице-президент «ОПОРА России» Владислав Корочкин. — Доверительная система взаимоотношений бизнеса и государства возможна только в сфере контроля».

Больше всего проверок проводят МЧС, Роспотребнадзор, ФНС, Ростехнадзор, Роструд, МВД и Россельхознадзор. В идеале должно быть только два контрольных органа, аккумулирующих функции уже существующих ведомств: Ростехнадзор в сфере производства и Роспотребнадзор для потребительского рынка, считает представитель «Деловой России».

Бизнес настаивает, что концепция должна предусматривать появление исчерпывающего перечня документов, которые могут запрашивать проверяющие. «Деловая Россия» предлагает законодательно запретить госорганам требовать от предпринимателей сведения, которых у них нет и для подготовки которых необходимо привлекать экспертов, а также установить суровое административное наказание для чиновников, пытающихся получить сведения, уже имеющиеся у государства.

Это предложение в том или ином виде войдет в законопроект, обещает представитель Минэкономразвития. «В самой концепции исчерпывающий перечень актов установлен не будет, но может быть зафиксирована позиция, что в законе должны появиться определенные положения, касающиеся этого вопроса», — уточняет он.

«В концепции формирование механизмов установления достаточных требований отдается, по сути, на откуп самим контролирующим органам», — указывает общественный представитель бизнес-омбудсмена Бориса Титова в сфере контрольно-надзорной деятельности Петр Слепченко. Кроме того, не ограничивается максимальное количество проверок, что может привести к произволу со стороны чиновников, установить монополию контролеров и парализовать развитие целых направлений бизнеса, опасается он.

Управляющий директор по корпоративным отношениям РСПП Александр Варварин сообщил РБК, что союз в целом поддерживает концепцию закона.

Концепция — это рамочный документ, бизнес не возражает против ее ключевых принципов, а скорее пытается ее дополнить, говорит представитель Минэкономразвития. «Ряд этих замечаний касается не столько того, что надо или не надо закрепить в законе, сколько в целом проблем с правоприменительной практикой», — указывает он.