Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Выборы без агитации
Лента новостей 8:26 МСК
В США скончался гольфист Арнольд Палмер Общество, 07:26 СМИ узнали о возможном появлении новых фигурантов в «деле «Реновы» Общество, 07:20 В рабочей группе АП подтвердили работу над расшифровкой интренет-трафика Общество, 06:44 СМИ узнали о заморозке слияния Юниаструм Банка с «Восточным» Финансы, 05:50 Два человека погибли в ДТП с участием фуры на МКАД Общество, 05:39 Глава ​объединения болельщиков заявил о поджоге своего автомобиля Общество, 05:03 Порошенко обвинил Путина в невыполнении обещаний Политика, 04:06 ЦБ решил исключить из реестра 620 микрофинансовых организаций Финансы, 04:01 80% россиян признали наличие экономического кризиса в стране Общество, 03:11 Порошенко назвал «предвыборной риторикой» слова Трампа о Крыме Политика, 03:03 Российские инспекторы выполнят наблюдательный полет над США Политика, 02:22 РЕН ТВ опубликовал комментарий Стерджеса о закрытии его выставки в Москве Политика, 01:49 В кофейне Starbucks в Лас-Вегасе произошла стрельба Общество, 01:17 В Петербурге после столкновения с буксиром частично затонул катер Общество, 00:23 Медведев впервые с 2014 года соберет почти всех иностранных инвесторов Бизнес, 00:01 Наталья Поклонская займется в Госдуме проверкой доходов депутатов Политика, 00:01 Структуры сенатора Канокова заинтересовались покупкой Кунцевского рынка Бизнес, 00:01 За базар в ответе: кому принадлежат известные столичные рынки Фотогалерея, 00:00 Сингапурский стартап купил 49% журнала Rolling Stone Технологии и медиа, Вчера, 23:51 Мужчина открыл огонь по прохожим в шведском Мальмё Общество, Вчера, 23:35 Полиция Венгрии назвала цель взрыва в Будапеште Общество, Вчера, 23:11 Сотрудников «Атомэнергомаша» госпитализировали с подозрением на облучение Общество, Вчера, 22:19 Чуркин допустил продолжение мирного процесса в Сирии Политика, Вчера, 21:50 При столкновении двух самолетов в США погибли три человека Общество, Вчера, 20:49 Больше займов, меньше резервов: что рассказал Минфин на финансовом форуме Экономика, Вчера, 20:29 Из-за пожара в подвале на северо-западе Москвы эвакуировали 175 человек Общество, Вчера, 20:29 Колеблющиеся Штаты: чего ожидать от дебатов Клинтон и Трампа Политика, Вчера, 20:13
Газета № 147 (1922) (1308) //2101 13 авг 2014, 00:21
Михаил Рубин, Жанна Ульянова
Выборы без агитации
Оказавшись вне конкуренции, губернаторы не тратят силы и средства на завоевание симпатий электората
Фото: ИТАР-ТАСС

В условиях отсутствия сильных оппонентов на нынешних осенних выборах в штабах действующих губернаторов решили отказаться от активной агитации. Главы регионов намерены игнорировать дебаты, многие обойдутся без предвыборных программ. Не будет и широкой агитации на улицах, на телевидении и в прессе — все заменено рабочими визитами в районы. Агитировать будут в основном за высокую явку, которая призвана легитимизировать эти выборы.

На выборы как на праздник

Агитация властных кандидатов на губернаторских выборах в этом году (голосование состоится в сентябре) ведется необычно пассивно. Штабы идущих на избрание или переизбрание глав регионов решили пожертвовать агитационными сетями, которые отвечают за общение агитаторов с населением, доставку газет, проведение пикетов, говорят два собеседника, близких к Кремлю. Баннеры с изображениями губернаторов и слоганами кампаний во многих регионах будут, возможны и показательные встречи кандидатов с населением, но как таковой активной агитационной кампании с попыткой дойти до большого количества жителей не планируется, знает собеседник, близкий к руководству администрации президента. Активная агитация не нужна — уже понятно, что во всех регионах победу одержат действующие губернаторы, объясняет собеседник РБК.

Собеседники в штабах кандидатов подтверждают, что уверены в победе и выстраивают стратегию кампании, исходя из этого факта. В Челябинской области решили сделать центральной темой кампании проблему явки, рассказывает собеседник в штабе Бориса Дубровского. В городе развесят баннеры, запустят по телевизору ролики и выпустят газеты, которые будут призывать население прийти на выборы.

В газете, которая скоро будет выпущена тиражом не менее 2 млн экземпляров, избирателю будут объяснять, что ситуация в стране уже неплохая, но важно не отпускать вожжи и прийти на выборы, чтобы жизнь стала еще лучше, рассказывает источник в штабе кандидата. Лидеры общественного мнения на страницах газеты будут вспоминать о выборах в советское время, которые были праздником для людей, и призывать челябинцев вновь чувствовать причастность к выборному процессу, отмечает он. О важности выборов будут говорить и известные спортсмены и общественные деятели в телевизионных роликах. Кампания самого Дубровского тоже идет, но она будет куда менее активной. В частности, в городе висят его поздравления, но лицо самого губернатора на баннерах не изображено.

«В Челябинской области в отличие от других регионов оппонентов с выборов не снимали, их не было изначально. Но раз кампания будет неконкурентной — мы решили, что чем выше явка, тем выше результат губернатора», — говорит собеседник в штабе. По его словам, там ставят задачу добиться явки примерно в 70%.

В некоторых других регионах изображения губернаторов появляются на улицах городов — так происходит, например, в Башкирии и Псковской области.

Ни штабов, ни кампании

По итогам прошлогодних региональных выборов секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов объявил, что кандидатов партии привело к успеху личное общение с избирателями. Кандидаты от власти 2014 года усилили программы рабочих визитов в районы. Большинство представителей предвыборных штабов, опрошенных РБК, заявили, что их кандидаты не проводят агитационных мероприятий, а просто общаются с избирателями во время рабочих поездок по вверенным им территориям.

Отказаться от прямой агитации решили в Волгоградской области. Опросы населения показали, что люди устали от политики, поэтому кампании как таковой у и.о. главы региона Андрея Бочарова просто не будет, рассказал источник, близкий к руководству региона. Ситуация в регионе в целом очень тяжелая и важно показать, что губернатор работает, ездит на предприятия и решает проблемы.

Стали чаще ездить по районам руководители Нижегородской и Кировской областей Валерий Шанцев и Никита Белых, рассказали РБК в их администрациях.

В Ненецком автономном округе и Башкирии РБК вообще открыто заявили, что руководители этих субъектов не проводят кампании. По словам начальника Управления региональной политики и информации Ненецкого АО Ольги Малыгиной, назначенный руководителем региона пять месяцев назад Игорь Кошин не ведет избирательной кампании, он занят поездками по населенным пунктам и сбором информации о существующих проблемах. Источник РБК, близкий к Кошину, сообщил, что у него нет и, скорее всего, не будет избирательного штаба.

«Кампания не строится специально, нарочито, как кампания. Он [глава республики] не проводит агитационных мероприятий, продолжает текущую работу», — рассказал о подготовке к первым выборам в жизни руководителя Башкирии Рустэма Хамитова замглавы его администрации Альберт Мифтахов.

В Оренбургской области представители губернатора и местного отделения «Единой России» не смогли вспомнить имя руководителей предвыборного штаба врио губернатора Юрия Берга и отказались рассказать о его подготовке к выборам. В штабе липецкого губернатора Олега Королева обещали ответить на вопросы РБК, отказавшись сообщить, когда это сделают. Источник РБК в правительстве Липецкой области рассказал, что врио губернатора Олег Королев работает в обычном графике и не планирует шумной кампании.

Руководитель штаба петербургского губернатора Виктор Лобко заявил РБК, что Георгий Полтавченко сосредоточится на проблемах избирателей, а для этого он намерен провести около 5 тыс. встреч с избирателями. До дня голосования остался ровно 31 день, но Лобко отказался сообщить РБК, сколько уже таких встреч проведено и на сколько часов увеличится в связи с этим рабочий день губернатора.

Единственный среди врио губернаторов коммунист Вадим Потомский, поддержанный «Единой Россией» в Орловской области, рассказал РБК, что всегда использует только один метод агитации — прямые встречи с избирателями. Впрочем, в отличие от Полтавченко он не намерен общаться с населением в одиночку. У него есть подготовленная команда агитаторов и доверенных лиц.

Без дебатов и свежих лозунгов

Кандидаты от власти по-прежнему предпочитают агитационную продукцию с собственным изображением, однако в этом году ее будет меньше, чем обычно.

На билбордах врио главы Башкирии Рустэма Хамитова его портрет сопровождается лозунгом «Время созидания!». «Плакатов будет минимум, а единственный раздаточный материал — это небольшая брошюра, где Рустэм Закиевич отчитывается об итогах своей работы и ставит цели на будущее», — говорит Мифтахов.

Полтавченко использует созвучный с единороссовским «Вместе мы сила!» лозунг «Вместе мы Петербург!». Этот девиз будут сопровождать плакаты с фотографией губернатора. В агитации врио самарского губернатора Николая Меркушкина используются слоганы «Слушать и слышать друг друга», «Согласие, порядок, созидание».

Портреты врио красноярского главы Виктора Толоконского размещены на плакатах с фразой «Красноярский край — это сердце Сибири, регион добрых традиций, уверенного будущего и открытых перспектив».

Потомский ушел от броского «Сможем!», который он использовал в прошлом году при подготовке к губернаторским выборам в Брянской области, и в итоге сошел с дистанции. На эти выборы он, уверенный в своей победе, идет с цитатой местного публициста: «Кто верен своим убеждениям, тот выполнит свои обещания!»

Из 30 идущих на выборы руководителей регионов с уверенностью говорят об участие в дебатах только трое: руководитель штаба Полтавченко, Потомский и представитель губернатора Республики Алтай Александра Бердникова.

Политолог Ростислав Туровский считает, что в сентябре кампания может выйти из спящего режима в некоторых регионах. Сейчас же, по его мнению, отсутствуют яркие лозунги, борьба и тем более программы. «Деятельность губернаторов освещается на выборах почти так же, как и в прошлом году, — то есть в повседневном рабочем режиме. А объявленная ориентация на прямое общение с населением проводится в крайне ограниченных масштабах», — говорит Туровский. Причины такого вялого ведения кампаний в регионах — отсутствие конкуренции, считает он.