Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Великобритания раскрыла дату отказа от ставки LIBOR 19:19, Финансы Власти Германии потребовали отозвать 22 тыс. автомобилей Porsche 19:19, Бизнес Мария Шарапова получила приглашение на крупный турнир в США 19:14, Спорт В Москве на оборонном предприятии «Маяк» произошел пожар 19:06, Общество Адвокат Мары Багдасарян назвал ее задержание «подстроенным» 19:00, Общество ФНС перенесла на год публикацию финансовых данных о компаниях 18:58, Экономика ФАС нашла нарушения в аукционе Минобороны на 792 млн руб. 18:52, Политика «Одноклассники» покажут пользователям собственные сериалы и шоу 18:47, Технологии и медиа Ассоциация европейского бизнеса осудила новые антироссийские санкции 18:42, Политика «Где на Западе ровня Путину?»: чем известен преемник Чуркина в ООН 18:39, Политика Президент «Зенита» отреагировал на жест футболиста в адрес болельщиков 18:39, Спорт Власти потребовали от ИНИОНа выехать из здания в Москве за семь дней 18:37, Общество Пока не Китай: почему не срабатывают индийские реформы 18:34, Мнение Кадыров заявил о готовности уйти с поста и охранять мечеть в Иерусалиме 18:33, Политика Алексей Хотин предложил свой план спасения «Югры» 18:25, Финансы Путин назвал «шлифование мастерства» целью учений с Китаем 18:15, Политика АвтоВАЗ сократил убытки в шесть раз в первом полугодии 18:09, Бизнес Суд принял иск гуковских шахтеров к главе ВЦИОМа за фразу о «2% дерьма» 18:09, Общество Путин сравнил санкционную политику США с «бесконечным хамством» 17:55, Политика Приглашенные в отставку: карьера иностранных реформаторов на Украине 17:53, Фотогалерея  В Киеве сторонники Саакашвили подрались с полицией 17:45, Политика Эксперты предрекли России роль чистого заемщика 17:45, Экономика Социологи оценили шансы Савченко на президентство 17:33, Политика Путин пожалел о «принесенных в жертву» отношениях России и США 17:31, Политика Toyota представила новый внедорожник Fortuner для России 17:30, Авто Путин подписал закон об ужесточении ответственности для самогонщиков 17:27, Общество На юго-востоке Санкт-Петербурга загорелся ангар с химическими реактивами 17:06, Общество Анатомия ICO: токены приравняли к выпуску обычных акций 17:06, Финансы 
Выборы без агитации
Газета № 147 (1922) (1308) //2101 Общество, 13 авг, 2014 01:21
0
Выборы без агитации
Оказавшись вне конкуренции, губернаторы не тратят силы и средства на завоевание симпатий электората
Фото: ИТАР-ТАСС

В условиях отсутствия сильных оппонентов на нынешних осенних выборах в штабах действующих губернаторов решили отказаться от активной агитации. Главы регионов намерены игнорировать дебаты, многие обойдутся без предвыборных программ. Не будет и широкой агитации на улицах, на телевидении и в прессе — все заменено рабочими визитами в районы. Агитировать будут в основном за высокую явку, которая призвана легитимизировать эти выборы.

На выборы как на праздник

Агитация властных кандидатов на губернаторских выборах в этом году (голосование состоится в сентябре) ведется необычно пассивно. Штабы идущих на избрание или переизбрание глав регионов решили пожертвовать агитационными сетями, которые отвечают за общение агитаторов с населением, доставку газет, проведение пикетов, говорят два собеседника, близких к Кремлю. Баннеры с изображениями губернаторов и слоганами кампаний во многих регионах будут, возможны и показательные встречи кандидатов с населением, но как таковой активной агитационной кампании с попыткой дойти до большого количества жителей не планируется, знает собеседник, близкий к руководству администрации президента. Активная агитация не нужна — уже понятно, что во всех регионах победу одержат действующие губернаторы, объясняет собеседник РБК.

Собеседники в штабах кандидатов подтверждают, что уверены в победе и выстраивают стратегию кампании, исходя из этого факта. В Челябинской области решили сделать центральной темой кампании проблему явки, рассказывает собеседник в штабе Бориса Дубровского. В городе развесят баннеры, запустят по телевизору ролики и выпустят газеты, которые будут призывать население прийти на выборы.

В газете, которая скоро будет выпущена тиражом не менее 2 млн экземпляров, избирателю будут объяснять, что ситуация в стране уже неплохая, но важно не отпускать вожжи и прийти на выборы, чтобы жизнь стала еще лучше, рассказывает источник в штабе кандидата. Лидеры общественного мнения на страницах газеты будут вспоминать о выборах в советское время, которые были праздником для людей, и призывать челябинцев вновь чувствовать причастность к выборному процессу, отмечает он. О важности выборов будут говорить и известные спортсмены и общественные деятели в телевизионных роликах. Кампания самого Дубровского тоже идет, но она будет куда менее активной. В частности, в городе висят его поздравления, но лицо самого губернатора на баннерах не изображено.

«В Челябинской области в отличие от других регионов оппонентов с выборов не снимали, их не было изначально. Но раз кампания будет неконкурентной — мы решили, что чем выше явка, тем выше результат губернатора», — говорит собеседник в штабе. По его словам, там ставят задачу добиться явки примерно в 70%.

В некоторых других регионах изображения губернаторов появляются на улицах городов — так происходит, например, в Башкирии и Псковской области.

Ни штабов, ни кампании

По итогам прошлогодних региональных выборов секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов объявил, что кандидатов партии привело к успеху личное общение с избирателями. Кандидаты от власти 2014 года усилили программы рабочих визитов в районы. Большинство представителей предвыборных штабов, опрошенных РБК, заявили, что их кандидаты не проводят агитационных мероприятий, а просто общаются с избирателями во время рабочих поездок по вверенным им территориям.

Отказаться от прямой агитации решили в Волгоградской области. Опросы населения показали, что люди устали от политики, поэтому кампании как таковой у и.о. главы региона Андрея Бочарова просто не будет, рассказал источник, близкий к руководству региона. Ситуация в регионе в целом очень тяжелая и важно показать, что губернатор работает, ездит на предприятия и решает проблемы.

Стали чаще ездить по районам руководители Нижегородской и Кировской областей Валерий Шанцев и Никита Белых, рассказали РБК в их администрациях.

В Ненецком автономном округе и Башкирии РБК вообще открыто заявили, что руководители этих субъектов не проводят кампании. По словам начальника Управления региональной политики и информации Ненецкого АО Ольги Малыгиной, назначенный руководителем региона пять месяцев назад Игорь Кошин не ведет избирательной кампании, он занят поездками по населенным пунктам и сбором информации о существующих проблемах. Источник РБК, близкий к Кошину, сообщил, что у него нет и, скорее всего, не будет избирательного штаба.

«Кампания не строится специально, нарочито, как кампания. Он [глава республики] не проводит агитационных мероприятий, продолжает текущую работу», — рассказал о подготовке к первым выборам в жизни руководителя Башкирии Рустэма Хамитова замглавы его администрации Альберт Мифтахов.

В Оренбургской области представители губернатора и местного отделения «Единой России» не смогли вспомнить имя руководителей предвыборного штаба врио губернатора Юрия Берга и отказались рассказать о его подготовке к выборам. В штабе липецкого губернатора Олега Королева обещали ответить на вопросы РБК, отказавшись сообщить, когда это сделают. Источник РБК в правительстве Липецкой области рассказал, что врио губернатора Олег Королев работает в обычном графике и не планирует шумной кампании.

Руководитель штаба петербургского губернатора Виктор Лобко заявил РБК, что Георгий Полтавченко сосредоточится на проблемах избирателей, а для этого он намерен провести около 5 тыс. встреч с избирателями. До дня голосования остался ровно 31 день, но Лобко отказался сообщить РБК, сколько уже таких встреч проведено и на сколько часов увеличится в связи с этим рабочий день губернатора.

Единственный среди врио губернаторов коммунист Вадим Потомский, поддержанный «Единой Россией» в Орловской области, рассказал РБК, что всегда использует только один метод агитации — прямые встречи с избирателями. Впрочем, в отличие от Полтавченко он не намерен общаться с населением в одиночку. У него есть подготовленная команда агитаторов и доверенных лиц.

Без дебатов и свежих лозунгов

Кандидаты от власти по-прежнему предпочитают агитационную продукцию с собственным изображением, однако в этом году ее будет меньше, чем обычно.

На билбордах врио главы Башкирии Рустэма Хамитова его портрет сопровождается лозунгом «Время созидания!». «Плакатов будет минимум, а единственный раздаточный материал — это небольшая брошюра, где Рустэм Закиевич отчитывается об итогах своей работы и ставит цели на будущее», — говорит Мифтахов.

Полтавченко использует созвучный с единороссовским «Вместе мы сила!» лозунг «Вместе мы Петербург!». Этот девиз будут сопровождать плакаты с фотографией губернатора. В агитации врио самарского губернатора Николая Меркушкина используются слоганы «Слушать и слышать друг друга», «Согласие, порядок, созидание».

Портреты врио красноярского главы Виктора Толоконского размещены на плакатах с фразой «Красноярский край — это сердце Сибири, регион добрых традиций, уверенного будущего и открытых перспектив».

Потомский ушел от броского «Сможем!», который он использовал в прошлом году при подготовке к губернаторским выборам в Брянской области, и в итоге сошел с дистанции. На эти выборы он, уверенный в своей победе, идет с цитатой местного публициста: «Кто верен своим убеждениям, тот выполнит свои обещания!»

Из 30 идущих на выборы руководителей регионов с уверенностью говорят об участие в дебатах только трое: руководитель штаба Полтавченко, Потомский и представитель губернатора Республики Алтай Александра Бердникова.

Политолог Ростислав Туровский считает, что в сентябре кампания может выйти из спящего режима в некоторых регионах. Сейчас же, по его мнению, отсутствуют яркие лозунги, борьба и тем более программы. «Деятельность губернаторов освещается на выборах почти так же, как и в прошлом году, — то есть в повседневном рабочем режиме. А объявленная ориентация на прямое общение с населением проводится в крайне ограниченных масштабах», — говорит Туровский. Причины такого вялого ведения кампаний в регионах — отсутствие конкуренции, считает он.