Устали бояться
Акции «Аэрофлота» и европейских авиакомпаний притормозили вчера падение, несмотря на то что власти признались, что всерьез рассматривают возможность закрыть транссибирские маршруты для европейских и американских перевозчиков.
Утром в четверг акции «Аэрофлота» росли на 2% на Московской бирже на фоне умеренного снижения индекса ММВБ, к концу торгового дня «Аэрофлот» потерял 0,4% на фоне снижения рынка на 0,08%. В предыдущие два дня акции крупнейшего российского авиаперевозчика потеряли в цене 10% на фоне слухов о закрытии транссибирских маршрутов. В этом случае «Аэрофлот» потерял бы роялти, которые он получает с 1970-х годов, — около $300 млн в год.
Последнее двухдневное падение было стремительным, сейчас акции технически отскакивают наверх, но говорить о дальнейшем росте сложно, поскольку инвесторы ждут решения правительства о транссибирских маршрутах, сказал аналитик «Метрополя» Андрей Рожков.
Больше «Аэрофлота» пострадала Finnair, чьи акции за три дня рухнули на 11,2%. Акции Air France — KLM упали на 6,5%, International Consolidated Airlines Group S.A. (IAG), объединяющая British Airways и испанскую Iberia, подешевела на 3,33%, Lufthansa — на 4,14%.
«Правительство России рассматривает ряд ответных шагов, но это не означает, что они будут немедленно введены, тем не менее они, что называется, на столе. Во-первых, это запрет использования воздушного пространства нашей страны для транзитных рейсов европейских и американских авиакомпаний в регионы Восточной Азии, то есть Азиатско-Тихоокеанский регион», — сказал премьер-министр России Дмитрий Медведев на заседании правительства в четверг.
Кроме того, правительство может изменить «точки входа и выхода в воздушное пространство России для регулярных и чартерных рейсов европейских перевозчиков», что повысит цену перевозки.
Решение о фактическом закрытии транссибирских маршрутов зависит о того, будут ли объявлены санкции в отношении «Аэрофлота». В этой ситуации возможны два сценария. Первый — запрет на пролеты над Россией авиакомпаний из стран, которые ввели в отношении ее санкции. Второй — оставить для азиатских компаний прежний порядок пролета, а для европейцев и американцев увеличить сбор за пролет в несколько раз, сделав его фактически запретительным.
Правительство уже приняло решение о запрете транзита для украинских авиакомпаний, летающих в Азербайджан, Грузию, Армению, Турцию, сказал Медведев. Речь идет об авиаперевозчиках Yanair, Wizz Air Ukraine, «Днеправиа» и «Международные авиалинии Украины», сообщил ИТАР-ТАСС со ссылкой на представителя Росавиации.
«Международные авиалинии Украины» (МАУ, Киев) изменят трассы своих рейсов в Баку, Ереван и Тбилиси, чтобы исключить использование воздушного пространства России, сообщил Интерфакс со ссылкой на представителя компании. МАУ не ответили на запрос РБК о комментарии. Источник в «Днеправиа» сообщил РБК, что пока рейсы компании осуществляются в штатном режиме, а сам авиаперевозчик не получал никаких извещений о запрете полетов над территорией России. Сотрудник Wizz Air Ukraine в российском колл-центре компании сообщил, что авиакомпания не летает над территорией России. Yanair в четверг вечером была недоступна для комментариев.
То, что решение о транссибирских маршрутах не было принято вместе с пакетом санкций [относительно продовольствия, автопрома и т.д.], вселяет некоторый оптимизм, это может означать, что правительство все же намерено сохранить маршруты, говорит Рожков.
IATA в своем пресс-релизе ранее назвала торговую войну с Россией, наряду с лихорадкой Эбола, дефолтом Аргентины и войной на Ближнем Востоке, в числе основных угроз для роста спроса на авиаперевозки.