Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Деньги на «дочку»
Лента новостей 15:20 МСК
Требование проверить премии в «Роснефти» назвали «запросом ради запроса» Политика, 15:11 Лучшие предложения рынка наличной валюты  15:00   USD НАЛ. Покупка 56,43 Продажа 56,41 EUR НАЛ. 56,60 63,30 Nissan отозвал в России 42 тыс. автомобилей Almera Бизнес, 14:57 Власти объяснили отставку мэра Нижнего Новгорода борьбой с коррупцией Политика, 14:52 ФСБ опубликовала видео с антитеррористических учений в Крыму Политика, 14:48 Запущенный с Плесецка спутник Минобороны вывели на орбиту Технологии и медиа, 14:46 СБУ нашла 800 антиукраинских групп в заблокированных российских соцсетях Политика, 14:45 Патрушев рассказал о расследовании атаки с использованием вируса WannaCry Политика, 14:42 Суд прекратил дело против опубликовавшей фото кулича и яиц женщины Общество, 14:39 Бывшего руководителя НПО «Космос» нашли мертвым в Москве Бизнес, 14:37 Туск рассказал о несовпадении позиций ЕС и Трампа в отношении России Политика, 14:32 Экс-главу Внешпромбанка признали банкротом Бизнес, 14:26 Transparency ответила на просьбу проверить заявления в адрес Поклонской Политика, 14:26 Нацбанк Украины снизил учетную ставку до 12,5% Финансы, 14:26 Выйти из тупика: зачем к Путину приезжал посланник президента Южной Кореи Политика, 14:21 Мантуров заявил о сохранении брендов «МиГ» и «Сухой» в случае слияния Бизнес, 14:04 ФСБ сообщила о задержании готовивших теракт в транспорте Москвы боевиков Общество, 14:03 ЛУКОЙЛ закрыл сделку по продаже алмазного бизнеса за $1,45 млрд Бизнес, 14:02 ОПЕК продлила сокращение добычи на девять месяцев Экономика, 13:57 В состав ОПЕК вошла еще одна страна Экономика, 13:53 Суд отказался взыскать с Потанина 215 млрд руб. по просьбе бывшей жены Бизнес, 13:51 Во ФСИН опровергли передачу видео с Дадиным из колонии каналу РЕН ТВ Общество, 13:51 Профсоюз медработников выступил против возрастного ценза для главврачей Общество, 13:49 20 молодых и перспективных: герои завтрашнего дня Технологии и медиа, 13:47 Путин открыл новый храм на Лубянке Политика, 13:42 Путин призвал «не забывать, как тяжело затягиваются раны расколов» Политика, 13:35 СК предъявил обвинения братьям Азимовым по делу о теракте в Петербурге Общество, 13:34 В Госдуму внесли законопроект об отказе от термина «жилье экономкласса» Политика, 13:31
Газета 31 июл 2014, 00:24
Евгений Красников
Деньги на «дочку»
«МегаФон» заплатит штраф за передачу абонентских данных своим магазинам
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

«МегаФон» не имеет права передавать персональные данные своих абонентов дочерней компании «МегаФон-Ритейл», подтвердил Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы. В компании считают, что проблема решается изменением формулировок в договорах с «дочками».

Ранее, 26 мая, Московский арбитраж принял решение оштрафовать оператора на 30 тыс. руб. из-за того, что его абоненты могут получить детализацию своих телефонных разговоров в своих салонах, которыми управляет «МегаФон-Ритейл». По мнению суда, клиенты «МегаФона» доверили свои данные одному юридическому лицу, которое не имело право делиться ими с другим.

Согласно решению суда, «МегаФон» в генеральном дилерском соглашении с «МегаФон-Ритейлом» предоставил своей «дочке» право использовать сведения о пользователях в системе информационно-справочного обслуживания: «сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), распространение (в том числе передачу) информации об абоненте, использование информации при выставлении абонентам счетов, детализации счета по всем видам оказанных услуг, а также использование сведений об абоненте в связи с предоставлением справочной информации».

В арбитраж на «МегаФон» 15 апреля пожаловался Роскомнадзор, который, в свою очередь, ссылается на жалобу от физлица — Алексея Миленкова, поданную еще в 2012 году.

Разглашения личных данных в салонах случались — некоторые дела доходили до суда. Например, в феврале Октябрьский городской суд Уфы признал бывшего продавца-консультанта «МегаФон-Ритейла» 23-летнего Мурадбека Эргашхожаева виновным в незаконном разглашении сведений, составляющих коммерческую тайну, и нарушение тайны телефонных переговоров. Он предоставил своей знакомой детализацию телефонных разговоров ее гражданского мужа. Приговор суда — два года условно с испытательным сроком в один год.

Решение московских судов не является прецедентным, считает представитель «МегаФона» Олеся Яременко. Она говорит, что факта разглашения тайны не было, а спор вокруг персональных данных касается трактовки терминов в договоре между «МегаФоном» и «Мегафон-Ритейлом». «После получения мотивировочной части мы при необходимости внесем уточнения в договор», — обещает она. Яременко отказалась уточнить, будет ли оператор подавать кассационную жалобу.

Близкий к «МегаФону» источник утверждает, что абонент сам принимает решение о разглашении своих персональных данных конкретному продавцу в салоне, когда предъявляет ему паспорт, а потом подписывает специальную бумагу, согласно которой он доверяет сотруднику торговой точки предоставить ему его же личные данные, которые продавец запросит у «МегаФона».

«Наша монобрендовая сеть не является отдельным юридическим лицом, поэтому такой проблемы перед нами не стоит», — рассказывает представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева. А в МТС собственными салонами управляет ОАО «РТК». Представитель МТС не захотел ответить на вопросы РБК.

С проблемами из-за разных юрлиц операторы в Москве сталкиваются не в первый раз. В 2003 году абонент «ВымпелКома» через суд потребовал у оператора вернуть деньги, потраченные на связь, из-за того, что лицензией на предоставление услуг GSM-связи на московский регион владела «дочка» оператора «КБ «Импульс». Минсвязи тогда поддержало абонента, а «ВымпелКом», чтобы избавиться от претензий, в мае 2004 году присоединил «дочку».

Если решение по «МегаФону» вступит в силу, это станет неприятным сюрпризом и для других операторов, которые вынесли розничный бизнес в отдельную компанию, считает старший партнер Forward Legal Алексей Карпенко. Он говорит, что по аналогичным делам суды в России «с высокой степенью вероятности выносят одинаковые решения». Он ожидает, что операторам придется или объединяться со своими «дочками»-ритейлерами, или подписывать индивидуальные договоры с каждым покупателем в магазинах, который закажет детализацию по счету.