Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Сели на диету
Лента новостей 20:26 МСК
Меркель выступила за поиск компромиссов между Европой и США при Трампе Политика, 19:07 Боец Росгвардии упал на пути на станции московского метро «Проспект Мира» Общество, 18:57 Мединский пообещал публично высмеять нападки на свою диссертацию Общество, 18:56 Компания Ротенберга решила строить железнодорожный подход к мосту в Крым Бизнес, 18:38 На Украине спецслужбы заявили о предотвращении покушения на депутата Политика, 18:27 Ле Пен выступила с критикой миграционной политики Меркель Политика, 17:55 Минсельхоз попросил не нервировать бизнес прогнозами отмены контрсанкций Бизнес, 17:54 Минтранс предложил правительству открыть регулярные рейсы в Каир Бизнес, 17:12 Глава ФАС напомнил о роли ведомства в становлении богатства Михельсона Бизнес, 17:11 Мединский назвал ключевое условие передачи Исаакиевского собора РПЦ Общество, 16:41 Путин выразил соболезнования властям Венгрии в связи с ДТП в Италии Политика, 16:39 Российские дальние бомбардировщики нанесли удар по ИГИЛ в Сирии Политика, 15:59 В Минтруде заявили о продолжении снижения реального размера пенсий Экономика, 15:47 Трамп заменил на Черчилля бюст Мартина Лютера Кинга в Овальном кабинете Политика, 15:43 Кремль заявил о недопустимости симметричного сокращения ядерных арсеналов Политика, 15:25 Минфин вновь предложил ограничить расчеты наличными Финансы, 15:23 Песков рассказал о будущем «Искандеров» в Калининградской области Политика, 15:10 СК возбудил дело на угрожавшего взорвать гранату в Москве мужчину Общество, 14:32 Песков рассказал о возможности экстрадиции Сноудена Политика, 14:05 Минфин предложил изменить распределение налогов между центром и регионами Экономика, 13:45 Силовики сообщили об уничтожении двоих боевиков в Дагестане Общество, 13:28 В Мьянме боевики захватили в заложники около 40 туристов из Таиланда Общество, 12:59 Владельца обрушившегося конного клуба отправили под домашний арест Общество, 12:02 «Трамп объявил войну»: что писали СМИ об инаугурации президента США Политика, 11:54 Песков усомнился в возможности встречи Путина и Трампа в ближайшее время Политика, 11:45 Министра культуры Южной Кореи арестовали по делу о коррупции Политика, 11:10 Число жертв аварии со школьным автобусом в Италии достигло 16 человек Общество, 10:51 РКК «Энергия» заявила о планах доставлять экипажи на МКС за три часа Технологии и медиа, 10:31
Газета № 129 (1904) (1807) //1933 18 июл 2014, 00:25
Анна Левинская, Кристина Бусько, Денис Пузырев
Сели на диету
Россияне начинают экономить из-за снижения реальных доходов
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Снижение реальных располагаемых доходов населения, зафиксированное Росстатом, ощутили потребительские компании. По итогам второго квартала в стране сократились продажи продуктов — впервые за пять лет. Отчетность компаний подтверждает замедление роста выручки в большинстве сегментов торговли.

Как следует из отчета Росстата, с апреля по июнь нынешнего года россияне потратили на продукты питания, напитки и сигареты 2,94 трлн руб., что на 0,1% ниже показателя аналогичного периода 2013 года. Последний раз снижение в торговле продуктами было зафиксировано в декабре 2009‑го. Падение продаж продуктов началось в мае (на 0,3%) и продолжилось в июне этого года (на 1,2%), считает Росстат.

С непродовольственными товарами ситуация лучше: их продажи в первом полугодии увеличились на 4,4%, до 6,29 млрд руб.

Таким образом, вся розница в стране с начала года выросла на 2,7%, до 11,93 трлн руб.

Как следует из доклада Росстата, снижение спроса на целый ряд товаров и услуг связан со снижением реальных располагаемых доходов населения: в июне они сократились на 2,9%, в первом полугодии — на 0,2%.

Главный экономист Центра развития ВШЭ Валерий Миронов объясняет провал в доходах девальвацией рубля в первом квартале 2014 года — ее следствием стало подорожание импортных товаров. «Снижение потребления продуктов питания, которое уже заметно, означает, что люди стали копить на черный день. Это плохой знак — готовятся к кризису», — говорит Миронов.

Директор Союза независимых сетей России (объединяет 73 региональные торговые компании) Сергей Кузнецов отмечает, что потребители, по его наблюдениям, стали более бережливыми и экономными. «Падение рынка означает, что потребители стали экономить», — согласна старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева.

Гиганты пока растут

Обеспокоенность аналитиков вызвал отчет X5 Retail Group: сопоставимый трафик в ее супермаркетах «Перекресток» с апреля по июнь сократился на 4,3%, в дискаунтерах «Пятерочка» — на 0,6%, отток по всей группе составил 1,2%. Снижение числа покупателей компания объяснила слишком холодным июнем и длинными, по сравнению с предыдущим годом, выходными. При этом выручка X5 за полугодие выросла на 15,3%, до 299,1 млрд руб.

Другие крупные продуктовые ретейлеры также нарастили продажи: ускорение роста выручки показали все, кроме «О’кей». Во втором квартале быстрее всех росли «Лента» (на 39%), «Магнит» (30,6%) и «Дикси» (26,7%).

Но на десять крупнейших продовольственных ретейлеров по‑прежнему приходится менее 25% продуктового рынка России. «Они по‑прежнему находятся в активной стадии роста за счет экспансии в новые регионы и увеличения плотности покрытия розничной сети», — объясняет Колупаева.

Остыли к холодильникам

Вчера отчитался за первое полугодие крупнейший российский продавец бытовой техники и электроники «М. Видео»: впервые с 2010 года ретейлер не смог нарастить выручку во втором квартале из‑за охлаждения рынка. Продажи компании с апреля по июнь увеличились на незаметные 0,07%, до 29,409 млрд руб. без НДС по сравнению с 29,387 млрд руб. за тот же период 2013 года. Динамика в сопоставимых магазинах сети во втором квартале была отрицательная: продажи упали на 5,6%, данных о среднем чеке и трафике компания не предоставила.

«Во втором квартале мы наблюдали серьезное охлаждение рынка потребительской электроники в России», — комментирует результаты в сообщении компании президент «М. Видео» Александр Тынкован.

Одежда не нужна

По словам владельцев одежных торговых сетей, в начале года из‑за неуверенности в устойчивости российского рубля покупатели сократили затраты. «Одежда — одна из первых статей семейных затрат, на которых начинают экономить во время экономических кризисов», — говорил РБК владелец сети Baon (более 130 магазинов) Илья Ярошенко.

Глава компании Sela Эдуард Остроброд отмечал, что количество вещей в чеке уменьшалось и компании пришлось вложить дополнительные средства в маркетинг. В итоге продажи удалось удержать, но снизилась рентабельность. Такое же положение дел отмечали и несколько других ретейлеров.

В это же время компания Watcom, которая специализируется на измерении покупательских потоков в торговых центрах (в Москве оценивает около 100 объектов, включая ТЦ «Мега», Vegas, «Золотой Вавилон», «Афимолл»), фиксировала с середины марта по середину мая падение покупательского трафика. В столичных ТЦ оно составляло 6,1%. К концу июня трафик в моллах выровнялся и сравнялся показателями посещаемости в июне 2013 года.

Перешли на подержанные

Первая половина 2014 года оказалась трудной для российских автодилеров. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за первые пять месяцев 2014 года продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России снизились на 6%, до 1,1 млн проданных автомобилей. При этом статистика свидетельствует о нарастании негативного тренда: продажи в мае были на 12% хуже показателей годом ранее. По прогнозу ассоциации «Российские автомобильные дилеры», спад в июне должен был достигнуть 16%.

Вместе с тем продажи подержанных автомобилей, наоборот, выросли. По данным аналитического агентства «Автостат», продажи автомобилей на вторичном рынке в первой половине 2014 года выросли до 2,9 млн штук, что на 11% превышает показатель 2013 года. Однако, как и в случае с продажей новых автомобилей, начиная с мая на рынке наметился негатив: темпы роста продаж подержанных автомобилей начали снижаться. Еще в апреле участники рынка фиксировали рост продаж в сегменте с начала года на 16,4%.

По мнению исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, перемены в потребительском поведении покупателей связаны с снижением доходов и сменой приоритетов потенциальных клиентов. Многие решили отложить смену машины на пару лет.

Квартиры еще продаются

Согласно недавно опубликованным данным публичных девелоперов «Эталона» и ЛСР, продажи построенных ими квартир резко подскочили в первые шесть месяцев 2014 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года «Эталон» продала на 33% больше жилья: 204 тыс. кв. м против 153,5 тыс. У группы ЛСР результаты оказались еще лучше: за первое полугодие компания заключила новые контракты на продажу 453 тыс. кв. м, что на 60% больше первого полугодия 2013 года.

Хорошими показателями полугодия застройщики обязаны высоким темпам первого квартала, поскольку за период с апреля по июнь темпы роста их продаж замедлились. «Эталон» во втором квартале 2014 года продал лишь на 18% больше, чем за аналогичный период 2013 года (94,9 тыс. кв. м против 80 тыс.), ЛСР прибавила 15%: 189 тыс. кв. м против 164 тыс.

Резкий рост продаж, наблюдавшийся на рынке в первом квартале, постепенно сходит на нет, и к сентябрю рынок ждет стагнация, уверена генеральный директор «Метриум Групп» Мария Литинецкая. «Средний рост продаж жилья в первом полугодии составил 30–40%, — подтверждает эксперт. — Его основными драйверами стали квартиры экономкласса, которые, будучи основой предложения «Эталона» и ЛСР, обеспечили прекрасные полугодовые результаты компаниям». Главными причинами волатильности рынка Мария Литинецкая считает общее ухудшение экономической ситуации в стране и ослабление рубля.