Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Сели на диету
Лента новостей 11:22 МСК
Mail.ru Group повысила прогноз по выручке на 2017 год Технологии и медиа, 11:20 Сбербанк снизит ставки по потребкредитам на докризисный уровень Финансы, 11:15 Моряки затонувшего в Черном море корабля «Лиман» вернулись в Россию Общество, 11:13 Лучшие предложения рынка наличной валюты  11:00   USD НАЛ. Покупка 57,05 Продажа 57,10 EUR НАЛ. 62,12 62,16 Прокурор попросил для ловившего покемонов в храме 3,5 года колонии Общество, 10:40 «Единая Россия» не стала рекомендовать хвалить правительство на Первомай Политика, 10:23 В Японии заявили о способности перехватить ракеты КНДР с зарином Политика, 10:21 Тиллерсон заявил об отсутствии принятых решений на встречах в Москве Политика, 10:09 Собянин пообещал сохранение района проживания при переезде из пятиэтажек Политика, 10:08 ЦБ ввел временную администрацию в банке «Спурт» Финансы, 09:47 «Санта» из Бреста: как завоевать российский рынок сельди и молока Бизнес, 09:22 Пентагон пригласил хакеров принять участие в программе «Взломай ВВС США» Политика, 09:22 Две трети россиян высказались за ограничение притока гастарбайтеров Общество, 09:21 Чистая прибыль «Ростеха» снизилась на фоне перехода на гражданку Политика, 09:00 Президент Тайваня заявил об отсутствии планов беседовать с Трампом Политика, 08:57 Эмманюэль Макрон призвал ЕС ввести санкции против Польши Политика, 08:47 ЦБ отозвал лицензию у трех банков Бизнес, 08:46 Полпред президента предложил Ройзману не бороться за Свердловскую область Политика, 08:42 В ООН назвали недопустимым нападение на членов парламента в Македонии Политика, 08:31 Инвесторам в Крым предложили обходить санкции анонимно Бизнес, 08:12 СК проверит сообщение о нападении пьяного пациента на врача в Иркутске Общество, 08:07 Цифра в экономике: как правительство проведет цифровизацию страны Технологии и медиа, 08:00 В России вступили в силу правила натурального возмещения по ОСАГО Общество, 07:35 СМИ узнали о разрешении ВИЧ-инфицированным усыновлять детей Общество, 06:43 ЦБ отозвал лицензию у омского банка «СИБЭС» Финансы, 06:15 Трамп отказался от беседы с главой Тайваня во избежание проблем с Китаем Политика, 05:55 Трамп предложил Южной Корее заплатить $1 млрд за размещение системы ПРО Политика, 05:48 В ФРГ одобрили запрещающий носить закрывающую лицо одежду законопроект Общество, 05:20
Газета № 129 (1904) (1807) //1933 18 июл 2014, 00:25
Анна Левинская, Кристина Бусько, Денис Пузырев
Сели на диету
Россияне начинают экономить из-за снижения реальных доходов
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Снижение реальных располагаемых доходов населения, зафиксированное Росстатом, ощутили потребительские компании. По итогам второго квартала в стране сократились продажи продуктов — впервые за пять лет. Отчетность компаний подтверждает замедление роста выручки в большинстве сегментов торговли.

Как следует из отчета Росстата, с апреля по июнь нынешнего года россияне потратили на продукты питания, напитки и сигареты 2,94 трлн руб., что на 0,1% ниже показателя аналогичного периода 2013 года. Последний раз снижение в торговле продуктами было зафиксировано в декабре 2009‑го. Падение продаж продуктов началось в мае (на 0,3%) и продолжилось в июне этого года (на 1,2%), считает Росстат.

С непродовольственными товарами ситуация лучше: их продажи в первом полугодии увеличились на 4,4%, до 6,29 млрд руб.

Таким образом, вся розница в стране с начала года выросла на 2,7%, до 11,93 трлн руб.

Как следует из доклада Росстата, снижение спроса на целый ряд товаров и услуг связан со снижением реальных располагаемых доходов населения: в июне они сократились на 2,9%, в первом полугодии — на 0,2%.

Главный экономист Центра развития ВШЭ Валерий Миронов объясняет провал в доходах девальвацией рубля в первом квартале 2014 года — ее следствием стало подорожание импортных товаров. «Снижение потребления продуктов питания, которое уже заметно, означает, что люди стали копить на черный день. Это плохой знак — готовятся к кризису», — говорит Миронов.

Директор Союза независимых сетей России (объединяет 73 региональные торговые компании) Сергей Кузнецов отмечает, что потребители, по его наблюдениям, стали более бережливыми и экономными. «Падение рынка означает, что потребители стали экономить», — согласна старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева.

Гиганты пока растут

Обеспокоенность аналитиков вызвал отчет X5 Retail Group: сопоставимый трафик в ее супермаркетах «Перекресток» с апреля по июнь сократился на 4,3%, в дискаунтерах «Пятерочка» — на 0,6%, отток по всей группе составил 1,2%. Снижение числа покупателей компания объяснила слишком холодным июнем и длинными, по сравнению с предыдущим годом, выходными. При этом выручка X5 за полугодие выросла на 15,3%, до 299,1 млрд руб.

Другие крупные продуктовые ретейлеры также нарастили продажи: ускорение роста выручки показали все, кроме «О’кей». Во втором квартале быстрее всех росли «Лента» (на 39%), «Магнит» (30,6%) и «Дикси» (26,7%).

Но на десять крупнейших продовольственных ретейлеров по‑прежнему приходится менее 25% продуктового рынка России. «Они по‑прежнему находятся в активной стадии роста за счет экспансии в новые регионы и увеличения плотности покрытия розничной сети», — объясняет Колупаева.

Остыли к холодильникам

Вчера отчитался за первое полугодие крупнейший российский продавец бытовой техники и электроники «М. Видео»: впервые с 2010 года ретейлер не смог нарастить выручку во втором квартале из‑за охлаждения рынка. Продажи компании с апреля по июнь увеличились на незаметные 0,07%, до 29,409 млрд руб. без НДС по сравнению с 29,387 млрд руб. за тот же период 2013 года. Динамика в сопоставимых магазинах сети во втором квартале была отрицательная: продажи упали на 5,6%, данных о среднем чеке и трафике компания не предоставила.

«Во втором квартале мы наблюдали серьезное охлаждение рынка потребительской электроники в России», — комментирует результаты в сообщении компании президент «М. Видео» Александр Тынкован.

Одежда не нужна

По словам владельцев одежных торговых сетей, в начале года из‑за неуверенности в устойчивости российского рубля покупатели сократили затраты. «Одежда — одна из первых статей семейных затрат, на которых начинают экономить во время экономических кризисов», — говорил РБК владелец сети Baon (более 130 магазинов) Илья Ярошенко.

Глава компании Sela Эдуард Остроброд отмечал, что количество вещей в чеке уменьшалось и компании пришлось вложить дополнительные средства в маркетинг. В итоге продажи удалось удержать, но снизилась рентабельность. Такое же положение дел отмечали и несколько других ретейлеров.

В это же время компания Watcom, которая специализируется на измерении покупательских потоков в торговых центрах (в Москве оценивает около 100 объектов, включая ТЦ «Мега», Vegas, «Золотой Вавилон», «Афимолл»), фиксировала с середины марта по середину мая падение покупательского трафика. В столичных ТЦ оно составляло 6,1%. К концу июня трафик в моллах выровнялся и сравнялся показателями посещаемости в июне 2013 года.

Перешли на подержанные

Первая половина 2014 года оказалась трудной для российских автодилеров. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за первые пять месяцев 2014 года продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России снизились на 6%, до 1,1 млн проданных автомобилей. При этом статистика свидетельствует о нарастании негативного тренда: продажи в мае были на 12% хуже показателей годом ранее. По прогнозу ассоциации «Российские автомобильные дилеры», спад в июне должен был достигнуть 16%.

Вместе с тем продажи подержанных автомобилей, наоборот, выросли. По данным аналитического агентства «Автостат», продажи автомобилей на вторичном рынке в первой половине 2014 года выросли до 2,9 млн штук, что на 11% превышает показатель 2013 года. Однако, как и в случае с продажей новых автомобилей, начиная с мая на рынке наметился негатив: темпы роста продаж подержанных автомобилей начали снижаться. Еще в апреле участники рынка фиксировали рост продаж в сегменте с начала года на 16,4%.

По мнению исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, перемены в потребительском поведении покупателей связаны с снижением доходов и сменой приоритетов потенциальных клиентов. Многие решили отложить смену машины на пару лет.

Квартиры еще продаются

Согласно недавно опубликованным данным публичных девелоперов «Эталона» и ЛСР, продажи построенных ими квартир резко подскочили в первые шесть месяцев 2014 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года «Эталон» продала на 33% больше жилья: 204 тыс. кв. м против 153,5 тыс. У группы ЛСР результаты оказались еще лучше: за первое полугодие компания заключила новые контракты на продажу 453 тыс. кв. м, что на 60% больше первого полугодия 2013 года.

Хорошими показателями полугодия застройщики обязаны высоким темпам первого квартала, поскольку за период с апреля по июнь темпы роста их продаж замедлились. «Эталон» во втором квартале 2014 года продал лишь на 18% больше, чем за аналогичный период 2013 года (94,9 тыс. кв. м против 80 тыс.), ЛСР прибавила 15%: 189 тыс. кв. м против 164 тыс.

Резкий рост продаж, наблюдавшийся на рынке в первом квартале, постепенно сходит на нет, и к сентябрю рынок ждет стагнация, уверена генеральный директор «Метриум Групп» Мария Литинецкая. «Средний рост продаж жилья в первом полугодии составил 30–40%, — подтверждает эксперт. — Его основными драйверами стали квартиры экономкласса, которые, будучи основой предложения «Эталона» и ЛСР, обеспечили прекрасные полугодовые результаты компаниям». Главными причинами волатильности рынка Мария Литинецкая считает общее ухудшение экономической ситуации в стране и ослабление рубля.