Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Прямая и явная угроза: успеет ли Каталония объявить независимость 21:37, Политика В Москве задержали двоих полицейских при получении взятки 21:07, Общество Роберто Манчини назвал причины стычки с игроком ЦСКА 20:54, Спорт Президент Чехии заявил о планах назначить премьером миллиардера Бабиша 20:43, Политика Пожар на хозяйственном рынке в Ростовской области ликвидировали 19:56, Общество Особый подход: как банк помог компании-клиенту со значимой сделкой 19:51, РБК и Промсвязьбанк Дамир Джумхур установил рекорд российских теннисных турниров 19:29, Спорт В школе на севере Москвы произошел пожар 19:25, Общество В Англии вооруженный мужчина захватил заложников в боулинг-клубе 19:07, Общество Пожар на хозяйственном рынке под Ростовом-на-Дону локализовали 19:01, Общество Трамп впервые рассказал о помощи Китая в экономическом давлении на КНДР 18:57, Политика ЦСКА и «Зенит» сыграли вничью в чемпионате России 18:41, Спорт Хакеры из Anonymоus атаковали сайты трех министерств Испании 18:32, Общество Навальный прокомментировал решение Собчак пойти на выборы 18:22, Политика СМИ узнали об эвакуации свыше 3 тыс. человек из ТЦ «Европейский» в Москве 18:13, Общество Президента Зимбабве лишили звания посла доброй воли ВОЗ 18:12, Политика В Киеве у Рады прошло созванное Саакашвили народное вече 17:37, Политика В торговом центре в Москве обнаружили тело мужчины 16:51, Общество Чемпионат России по футболу. ЦСКА — «Зенит». Онлайн 16:30, Спорт На хозяйственном рынке под Ростовом-на-Дону произошел крупный пожар 16:02, Общество Познер анекдотом прокомментировал сообщения о своей поддержке Собчак 15:57, Политика В Ростове-на-Дону погорельцам не разрешили застраивать сгоревшие участки 15:49, Общество На Урале прокуратура начала проверку отказа госпитализировать девушку 15:17, Общество В Челябинской области при ДТП погибли пять человек 14:46, Общество Судебные приставы начнут проверки коллекторов с 2018 года 14:30, Общество СМИ сообщили о конфликте между Неймаром и главным тренером «ПСЖ» 14:26, Спорт В Британии лейбористы пригрозили заблокировать законопроект по Brexit 14:18, Политика Навальный отказался комментировать выдвижение Собчак 13:38, Политика
Сели на диету
Газета № 129 (1904) (1807) //1933 Общество, 18 июл, 2014 01:25
0
Сели на диету
Россияне начинают экономить из-за снижения реальных доходов
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Снижение реальных располагаемых доходов населения, зафиксированное Росстатом, ощутили потребительские компании. По итогам второго квартала в стране сократились продажи продуктов — впервые за пять лет. Отчетность компаний подтверждает замедление роста выручки в большинстве сегментов торговли.

Как следует из отчета Росстата, с апреля по июнь нынешнего года россияне потратили на продукты питания, напитки и сигареты 2,94 трлн руб., что на 0,1% ниже показателя аналогичного периода 2013 года. Последний раз снижение в торговле продуктами было зафиксировано в декабре 2009‑го. Падение продаж продуктов началось в мае (на 0,3%) и продолжилось в июне этого года (на 1,2%), считает Росстат.

С непродовольственными товарами ситуация лучше: их продажи в первом полугодии увеличились на 4,4%, до 6,29 млрд руб.

Таким образом, вся розница в стране с начала года выросла на 2,7%, до 11,93 трлн руб.

Как следует из доклада Росстата, снижение спроса на целый ряд товаров и услуг связан со снижением реальных располагаемых доходов населения: в июне они сократились на 2,9%, в первом полугодии — на 0,2%.

Главный экономист Центра развития ВШЭ Валерий Миронов объясняет провал в доходах девальвацией рубля в первом квартале 2014 года — ее следствием стало подорожание импортных товаров. «Снижение потребления продуктов питания, которое уже заметно, означает, что люди стали копить на черный день. Это плохой знак — готовятся к кризису», — говорит Миронов.

Директор Союза независимых сетей России (объединяет 73 региональные торговые компании) Сергей Кузнецов отмечает, что потребители, по его наблюдениям, стали более бережливыми и экономными. «Падение рынка означает, что потребители стали экономить», — согласна старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева.

Гиганты пока растут

Обеспокоенность аналитиков вызвал отчет X5 Retail Group: сопоставимый трафик в ее супермаркетах «Перекресток» с апреля по июнь сократился на 4,3%, в дискаунтерах «Пятерочка» — на 0,6%, отток по всей группе составил 1,2%. Снижение числа покупателей компания объяснила слишком холодным июнем и длинными, по сравнению с предыдущим годом, выходными. При этом выручка X5 за полугодие выросла на 15,3%, до 299,1 млрд руб.

Другие крупные продуктовые ретейлеры также нарастили продажи: ускорение роста выручки показали все, кроме «О’кей». Во втором квартале быстрее всех росли «Лента» (на 39%), «Магнит» (30,6%) и «Дикси» (26,7%).

Но на десять крупнейших продовольственных ретейлеров по‑прежнему приходится менее 25% продуктового рынка России. «Они по‑прежнему находятся в активной стадии роста за счет экспансии в новые регионы и увеличения плотности покрытия розничной сети», — объясняет Колупаева.

Остыли к холодильникам

Вчера отчитался за первое полугодие крупнейший российский продавец бытовой техники и электроники «М. Видео»: впервые с 2010 года ретейлер не смог нарастить выручку во втором квартале из‑за охлаждения рынка. Продажи компании с апреля по июнь увеличились на незаметные 0,07%, до 29,409 млрд руб. без НДС по сравнению с 29,387 млрд руб. за тот же период 2013 года. Динамика в сопоставимых магазинах сети во втором квартале была отрицательная: продажи упали на 5,6%, данных о среднем чеке и трафике компания не предоставила.

«Во втором квартале мы наблюдали серьезное охлаждение рынка потребительской электроники в России», — комментирует результаты в сообщении компании президент «М. Видео» Александр Тынкован.

Одежда не нужна

По словам владельцев одежных торговых сетей, в начале года из‑за неуверенности в устойчивости российского рубля покупатели сократили затраты. «Одежда — одна из первых статей семейных затрат, на которых начинают экономить во время экономических кризисов», — говорил РБК владелец сети Baon (более 130 магазинов) Илья Ярошенко.

Глава компании Sela Эдуард Остроброд отмечал, что количество вещей в чеке уменьшалось и компании пришлось вложить дополнительные средства в маркетинг. В итоге продажи удалось удержать, но снизилась рентабельность. Такое же положение дел отмечали и несколько других ретейлеров.

В это же время компания Watcom, которая специализируется на измерении покупательских потоков в торговых центрах (в Москве оценивает около 100 объектов, включая ТЦ «Мега», Vegas, «Золотой Вавилон», «Афимолл»), фиксировала с середины марта по середину мая падение покупательского трафика. В столичных ТЦ оно составляло 6,1%. К концу июня трафик в моллах выровнялся и сравнялся показателями посещаемости в июне 2013 года.

Перешли на подержанные

Первая половина 2014 года оказалась трудной для российских автодилеров. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за первые пять месяцев 2014 года продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России снизились на 6%, до 1,1 млн проданных автомобилей. При этом статистика свидетельствует о нарастании негативного тренда: продажи в мае были на 12% хуже показателей годом ранее. По прогнозу ассоциации «Российские автомобильные дилеры», спад в июне должен был достигнуть 16%.

Вместе с тем продажи подержанных автомобилей, наоборот, выросли. По данным аналитического агентства «Автостат», продажи автомобилей на вторичном рынке в первой половине 2014 года выросли до 2,9 млн штук, что на 11% превышает показатель 2013 года. Однако, как и в случае с продажей новых автомобилей, начиная с мая на рынке наметился негатив: темпы роста продаж подержанных автомобилей начали снижаться. Еще в апреле участники рынка фиксировали рост продаж в сегменте с начала года на 16,4%.

По мнению исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, перемены в потребительском поведении покупателей связаны с снижением доходов и сменой приоритетов потенциальных клиентов. Многие решили отложить смену машины на пару лет.

Квартиры еще продаются

Согласно недавно опубликованным данным публичных девелоперов «Эталона» и ЛСР, продажи построенных ими квартир резко подскочили в первые шесть месяцев 2014 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года «Эталон» продала на 33% больше жилья: 204 тыс. кв. м против 153,5 тыс. У группы ЛСР результаты оказались еще лучше: за первое полугодие компания заключила новые контракты на продажу 453 тыс. кв. м, что на 60% больше первого полугодия 2013 года.

Хорошими показателями полугодия застройщики обязаны высоким темпам первого квартала, поскольку за период с апреля по июнь темпы роста их продаж замедлились. «Эталон» во втором квартале 2014 года продал лишь на 18% больше, чем за аналогичный период 2013 года (94,9 тыс. кв. м против 80 тыс.), ЛСР прибавила 15%: 189 тыс. кв. м против 164 тыс.

Резкий рост продаж, наблюдавшийся на рынке в первом квартале, постепенно сходит на нет, и к сентябрю рынок ждет стагнация, уверена генеральный директор «Метриум Групп» Мария Литинецкая. «Средний рост продаж жилья в первом полугодии составил 30–40%, — подтверждает эксперт. — Его основными драйверами стали квартиры экономкласса, которые, будучи основой предложения «Эталона» и ЛСР, обеспечили прекрасные полугодовые результаты компаниям». Главными причинами волатильности рынка Мария Литинецкая считает общее ухудшение экономической ситуации в стране и ослабление рубля.