Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Пик пройден
Лента новостей 20:13 МСК
Меркель прокомментировала слова Трампа об «устаревшем» НАТО Политика, 19:12 Уверенность глав мировых компаний выросла вопреки Brexit и Трампу Экономика, 19:04 Human Rights Watch назвала Трампа угрозой правам человека Политика, 18:58 Мосгорсуд решил заблокировать попавший в интернет эпизод сериала «Шерлок» Технологии и медиа, 18:58 Венский арбитраж отклонил иск компании Дерипаски к Черногории Бизнес, 18:50 «Спецтрансстрой» получил право купить 55% подрядчика реконструкции БАМа Бизнес, 18:31 В Тамбове суд арестовал убившего свою семью подростка Общество, 18:26 Депутаты пожаловались в прокуратуру по поводу платной парковки Политика, 18:25 Савченко опубликовала новые списки военопленных Политика, 18:23 Во Владивостоке на судоремонтном заводе загорелся траулер Общество, 18:15 «Транснефть» заявила об ограничении приема нефти на НПЗ «Роснефти» Бизнес, 18:04 МВФ улучшил прогнозы роста экономики развитых стран мира Экономика, 18:01 Совет Европы призвал Россию отказаться от декриминализации побоев в семье Общество, 17:42 «Роскосмос» заявил о замене готовящегося к полету на МКС «Союза» Технологии и медиа, 17:35 Минэнерго утвердило инвестпрограмму «РусГидро» на 114 млрд руб. Бизнес, 17:33 Антон Носик оплатил штраф по делу об экстремизме Общество, 17:26 Порошенко поручил передать в Международный суд ООН иск к России Политика, 17:25 Василий Уткин станет ведущим телеканала РБК Технологии и медиа, 17:24 Путин привязал зарплаты глав ПФР и ФОМС к зарплате их сотрудников Общество, 17:19 Дилемма Трампа: перед какой партией «разоружаться»? Андрей Колесников руководитель программы Московского центра Карнеги Мнение, 17:17 В результате стрельбы на музыкальном фестивале в Мексике убиты 4 человека Общество, 17:12 Депутат Госдумы предложил убрать из законов упоминание о смертной казни Общество, 16:45 «Черный ящик» с упавшего под Бишкеком Boeing доставят в Москву Общество, 16:44 Мужчина открыл стрельбу возле начальной школы в Шотландии Общество, 16:42 Московская биржа объяснила причины приостановки торгов на фондовом рынке Финансы, 16:33 В честь Доктора Лизы назвали военный детский санаторий в Евпатории Общество, 16:31 «Газпром» сообщил об увеличении экспорта газа в Европу на 25% Бизнес, 16:25
Газета № 125 (1900) (1407) //1860 14 июл 2014, 00:24
Алена Сухаревская
Пик пройден
Немецкие исследователи предрекли скорый закат Facebook
Фото: EPA

Крупнейшая социальная сеть Facebook, вероятно, уже достигла пика своей популярности, и в скором времени интерес пользователей к ней начнет угасать — к такому выводу пришли ученые из немецкого Института программного анализа и информационных систем (IAIS).

Это не первое подобное исследование, которое предрекает проекту Марка Цукерберга скорое забвение. На этот раз исследователи из института IAIS при Обществе имени Фраунгофера (объединение 67 немецких институтов прикладных исследований) проанализировали динамику пользовательского интереса к 175 различным сервисам в Сети и подтвердили циклическую природу социальных сетей: они быстро набирают популярность, но так же быстро увядают.

Исследование Кристиана Керстинга и Кристиана Баукхаге основывается на данных сервиса «Google Тренды», который считает, сколько раз пользователи в той или иной стране «гуглили» какую‑либо тему. В поле зрения ученых попали социальные сети, такие как Twitter, «ВКонтакте», Google+, LinkedIn, и прочие интернет-сервисы — AirBnB, Amazon, Groupon, Spotify, Ebay и другие. Поисковые данные собирались по 45 странам. Подавляющее большинство социальных сервисов подчиняется одному и тому же закону: в какой‑то момент все они переживают бум популярности, а затем сталкиваются с необратимым снижением интереса.

Facebook не исключение, и коллективное внимание к нему следует все той же «холмообразной» схеме, утверждают Керстинг и Баукхаге. Различные модели анализа поисковых данных расходятся в оценке скорости, с которой будет снижаться популярность Facebook, но самая нейтральная предполагает, что к 2017 году интерес к соцсети сократится на 50% относительно текущего уровня.

Авторы оговариваются, что их анализ не позволяет делать прогнозы о снижении количества пользователей Facebook в абсолютных величинах.

Похожее исследование, также основанное на статистике поисковых запросов в «Google Тренды», в начале 2014 года провели ученые Джон Канарелла и Джошуа Шпехлер из Принстонского университета. Они подсчитали, что число пользователей Facebook сократится на 80% в период с 2015 по 2017 год. Публикация работы вызвала не только повышенное внимание прессы, но и живую реакцию самого Facebook. Команда Цукерберга ответила собственным «исследованием»: аналитик Майк Дэвелин проследил динамику «лайков» на страницах Facebook Принстонского, Гарвардского и Йельского университетов и заключил, что университет Принстона находится под угрозой исчезновения. А снижение частоты запросов в Google по слову «воздух» еще более пугающее: воздух на Земле может исчезнуть из‑за спада интереса к нему со стороны интернет-аудитории, съязвил представитель Facebook.

Впрочем, данные самой компании намекают на то, что Facebook действительно испытывает некоторые трудности с поддержанием внимания существующих пользователей и привлечением новых. Если к концу третьего квартала 2013 года прирост ежемесячной аудитории Facebook составлял 18% (в годовом выражении), то в конце 2013 года — 16%, а к концу первого квартала 2014 года — уже 14%.

Помимо замедления роста аудитории одним из главных вызовов для Facebook является старение аудитории — все больше тинейджеров выбирают более простые и приспособленные для общения мессенджеры. В октябре 2013 года о снижении количества часов, которые тинейджеры проводят в соцсети, заявлял финансовый директор Facebook Дэвид Эберсман. Способом борьбы с этой проблемой стала покупка быстро растущего мессенджера WhatsApp за рекордную для технологической отрасли сумму — 19 млрд долл.

В последнее время социальная сеть также подвергается критике за использование персональных данных своих пользователей в рекламных интересах, а также психологические эксперименты с отображением постов в пользовательских лентах новостей. Недавняя новость о том, что Facebook проводил «эксперимент с эмоциями» почти 700 тыс. своих юзеров, фильтруя их френдленты по параметру «позитивности» или «негативности» постов, вызвал острую реакцию интернет-сообщества.