Лента новостей
Пашинян исключил признание правительства Нагорного Карабаха в изгнании 15:51, Статья В Германии назвали экс-тренера «Спартака» кандидатом на пост в «Баварии» 15:49, Статья Хинштейн предложил обязать ЧОПы обеспечивать вооруженную охрану объектов 15:45, Статья Getmobit новый стандарт управляемого доступа к цифровому рабочему месту 15:45 Как правильно планировать — 9 советов от экспертов 15:38 В Турции заявили о причастности зарубежной разведки к теракту в «Крокусе» 15:36, Новость Для спокойных сборов по утрам: подборка квартир с двумя санузлами 15:33 МИД Швеции не увидел нарушений закона в участии граждан в боях на Украине 15:29, Статья ЦБ поддержал страхование крупных объектов после теракта в «Крокусе» 15:25, Статья Метавселенные уже проникли в образование. Что они могут 15:23, Статья Клуб КХЛ расстался с тренером после непопадания в плей-офф 15:20, Статья ПСБ открыл в новых субъектах онлайн-школу для инженеров тестирования ПО 15:19 Главу Северо-Восточного МТУ Росавиации задержали за отчеты о гостиницах 15:15, Статья Артемьев рассказал об идее создания биржи ЕАЭС+ 15:13, Статья Родных подозреваемого в атаке на «Крокус» увезли из дома в Таджикистане 15:09, Статья Asia-Plus показало дом одного из напавших на «Крокус» террористов 15:08, Новость Борьба за жителей: как спасти малые города Сибири 15:02 Какие документы с личными данными работников нельзя хранить компании 14:51, Статья
Газета
Реклама по вкусу
Газета № 118 (1893) (0307) //1796 Общество,
0

Реклама по вкусу

«Магнит» и другие ретейлеры тестируют технологию таргетированной рекламы для покупателей
Фото: PhotoXPress.ru
Фото: PhotoXPress.ru

Сети продуктовых магазинов «Магнит», «Виктория» и «Монетка» осваивают новую технологию Smart Checkout: специальное оборудование на кассах анализирует предпочтения конкретного покупателя и в соответствии с ними выдает купоны со спецпредложениями. Для некоторых поставщиков — это просто находка, например для производителей алкогольной продукции, которым запрещена любая реклама. Фонд Prostor Capital «подсмотрел» идею у ретейлеров в США, российский аналог нацелен на аудиторию в 50 млн человек.

Как пишется «история покупок»

Американской компании Catalina Marketing удалось персонализировать раздачу рекламы — купонов на участие в промоакциях, талонов на скидку и просто рекламных листовок — в продуктовых розничных сетях, рассказал РБК гендиректор российской компании Open Retail, разработчика Smart Checkout, Александр Шуров. С 2010‑х Catalina Marketing начала оборудовать специальными приставками кассы магазинов: устройства анализируют состав чека покупателя, ID его карты лояльности, а затем печатают купон, который будет интересен именно ему. Например, если человек изо дня в день покупает шоколадки, он получит спецпредложение от одной из кондитерских компаний.

На сайте компании утверждается, что ее таргетированная реклама увеличивает выручку «владельцев крупных брендов» (в числе клиентов есть PepsiCo и Unilever) на 1 млрд долл. в год. Система Catalina Marketing охватывает около 50 тыс. торговых точек и примерно 280 млн посетителей магазинов.

В 2008 году технологией Catalina Marketing заинтересовалось российское маркетинговое агентство Open Group (владеет компанией Open Retail). Они предложили американцам запустить в России совместный проект, но получили отказ: Catalina Marketing сделала ставку на рынки Китая и стран Европы. Тогда Open Group разработала собственное оборудование и программное обеспечение: к 2010 году был создан прототип «умного» сканера чеков, тогда же технологию, которая получила название Smart Checkout, запатентовали в России.

Smart Checkout, установленная на кассах, умеет распознавать состав корзины конкретного покупателя (он определяется по идентификационному номеру карты лояльности, могут учитываться пол и возраст, но персональные данные не используются), фиксируя «историю покупок», также есть отметки о наиболее частых способах оплаты — карточкой или наличными.

Устройство сопоставляет полученную информацию с «профилями» продукции, которую намерены рекламировать поставщики. После найденного совпадения, когда система определила, к какой целевой аудитории относится данный покупатель, цветной принтер (он тоже подключается к кассовому аппарату) печатает персональный купон. Его выдает кассир вместе со сдачей и чеком.

Представитель бренда при этом получает от Smart Checkout статистику по выданным купонам: не только их количество, но примерный портрет покупателя.

Например, для рекламы нового йогурта производитель может договориться со Smart Checkout, что купон получит человек, принесший в корзине к кассе несколько молочных продуктов и расплатившийся на сумму не менее 1000 руб. банковской картой. В среднем, по словам Шурова, продажи продвигаемого через такую систему товара вырастают в среднем на 50—80% в сравнении с обычными показателями.

«Магнит» протестировал и согласился

Вначале Open Group тестировала систему на кассовом аппарате прямо у себя в офисе, а в декабре 2011 года смогла договориться о пилотном проекте в двух супермаркетах сети «Магнит» в Краснодаре. За пять месяцев Smart Checkout участвовала в кампаниях по продвижению продукции Procter & Gamble, Kellogg’s, Nestle и других компаний. Когда старт оказался успешен, проект возглавил Шуров, бывший директор уральского подразделения Xerox. На тот момент Open Group инвестировала в разработку более 1 млн долл., технологию нужно было выводить на большой рынок, вспоминает Шуров.

К осени 2012 года команде компании удалось подписать контракт с сетью супермаркетов «Виктория»: сейчас системой охвачено 19 магазинов сети в Москве и Подмосковье. В «Виктории» подтвердили сотрудничество со Smart Checkout, от подробных комментариев директор по маркетингу «Виктории» Ирана Кациева отказалась.

Осенью 2013‑го Smart Checkout стартовала и в сети «Монетка», на данный момент технология работает с 13 магазинами сети в Уральском федеральном округе, рассказывает Шуров. Директор по маркетингу «Монетки» Дмитрий Алешин на запрос РБК не ответил.

Работа только с этими двумя ретейлерами позволяет Smart Checkout обеспечить контакт с 4 млн покупателей в месяц, утверждают в Open Group.

В июне 2014 года Open Retail подписал договор с «Магнитом», согласно которому до конца лета устройства для таргетированной рекламы появятся в 32 магазинах сети в Южном и Приволжском федеральных округах. Это расширит ежемесячную аудиторию стартапа до 8—10 млн человек, говорит Шуров. Источник в «Магните» подтвердил наличие такого соглашения.

Решения в российском ретейле принимаются не быстро, отмечает Шуров: «Мы не исключаем, что с ретейлерами из топ-10 переговоры могут длиться до трех лет».

Крупнейшим продуктовым ретейлерам Open Retail предлагает установить оборудование бесплатно: на одну кассу затраты составляют 2—3 тыс. долл. Зарабатывает компания на комиссии, которую получает от поставщиков, — это примерно 0,4—2 млн руб. с одного производителя в рамках одной промоакции.

Небольших ретейлеров в регионах Шуров планирует оснастить системой через франчайзинговый проект, который запустит в конце лета.

По словам Шурова, Smart Checkout пока не планирует выходить в новые сегменты ретейла — сконцентрируется на продуктовых сетях.

«Проводили покупателя до двери»

Сейчас в числе клиентов, с которыми работает Open Retail, — около 40 брендов, включая Procter & Gamble, Mars, Coca-Cola, Heineken, Efes, «Балтика», SCA Hygiene Products, «Хлебпром», «Дымов». Более половины рекламодателей провели больше одной акции.

Особенно активны, по словам Шурова, алкогольные бренды — для них после недавних поправок в законодательстве многие традиционные рекламные каналы стали недоступны. Smart Checkout, по его словам, приступила к работе с пятью пивными брендами и одним брендом из числа крепких спиртных напитков. Адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Татьяна Кормилицына подтверждает, что напитки с содержанием алкоголя более 5% сейчас могут рекламироваться только в стационарных торговых объектах, осуществляющих продажу алкоголя, если этот показатель менее 5% — могут быть разрешены и промоакции на улице. Юрист антимонопольной практики компании Sameta Бэла Дзгоева соглашается, что полное ограничение по рекламе и продвижению касается только табачной отрасли, в отношении пива, исходя из положений закона «О рекламе», «нет проблемы в участии в подобных программах».

«Мы проводили рекламную кампанию, посвященную нашему новому сорту темного пива «Жигули Барное Бархатное», — говорит Екатерина Шичанина, руководитель отдела маркетинговых коммуникаций Московской пивоваренной компании. — Технология Smart Checkout помогла нам, так сказать, «проводить покупателя до дверей» и пригласить его попробовать наше пиво при следующем посещении магазина». Рекламная кампания длилась чуть больше месяца и проходила в сети магазинов «Виктория». За это время любителям пива было выдано порядка 14 тыс. купонов. «Плюсы — выгодная цена контакта и хороший таргетинг, который дает возможность обращения именно к ядру целевой аудитории продукта», — заключает Шичанина.

Менеджер по внешним коммуникациям «Heineken Россия» Анна Маркина сообщила, что сейчас компания проводит акцию с использованием технологии Smart Checkout для регионального бренда «Стрелец» в нескольких гипермаркетах «Монетка» на Урале. «О результатах говорить еще рано, но уже первый месяц проведения акции показал, что при прочих равных потребитель выбирает именно наш продукт», — говорит она.

Бренд-директор Восточно-Европейской дистрибьюторской компании Станислав Кауфман считает, что компании алкогольного рынка смогут принимать участие в таком продвижении. «Это реклама в рамках торговой точки, она не запрещена», — говорит Кауфман. По его мнению, программа не только поможет продвигать продукцию, но даст более точный мониторинг, чем у крупнейших маркетинговых агентств: бренды будут получать информацию, основанную на реальных потребительских предпочтениях, а торговые сети смогут значительно минимизировать расходы на покупку исследований.

Маркетинг-менеджер Procter & Gamble в России Елена Луценко отмечает, что «часто нужно изощряться в рекламе, чтобы привлечь внимание своего потенциального клиента» — ретейл перегружен рекламными сообщениями в магазинах. «Аналогично таргетированной рекламе в Интернете имеет смысл внедрить индивидуальный подход в офлайне. Smart Checkout позволяет качественно сегментировать аудиторию и «угадывать» потребности уже индивидуально. Например, если человек купил Pampers, не факт, что ему нужен Head & Shoulders, а вот салфетки Pampers пригодились бы», — объясняет она.

Большие планы

Главным инвестором Open Group является фонд Prostor Capital, основанный в 2011 году. В основном он инвестирует в IT- и интернет-проекты, электронную коммерцию, рекламные технологии и медицину. Сейчас в портфеле фонда, по его информации, — 14 компаний, объем средств под управлением — 50 млн долл. Сама Open Group и Prostor Capital уже вложили в Smart Checkout около 4 млн долл, уточняет Шуров.

«Нам этот проект понравился сразу: крепкая команда, реальная инновация, отсутствие аналогов в России, да еще и выручку генерируют с момента запуска, — говорит управляющий партнер Prostor Capital Алексей Соловьев. — За год совместной работы мы убедились в правильности нашего решения. Smart Checkout сейчас решает сложнейшую задачу масштабной интеграции с крупнейшими ретейл-сетями России и делает это крайне продуктивно. Со стороны брендов поступает все больше повторных запросов на проведение рекламных кампаний, что говорит о высокой экономической эффективности их инструментария».

За 2013 году стартап выручил около 100 тыс. долл. Договор с «Магнитом», считает Шуров, позволит компании по итогам 2014 года достичь выручки в 2—3 млн долл. К концу года он надеется подключить к Smart Checkout еще одну федеральную сеть и увеличить число брендов-партнеров до 100 (сейчас в его «пуле проработки» — около 400 потенциальных клиентов). При таком сценарии стартап сможет выйти в прибыль во второй половине 2015 года.

В 2014—2015 годах Smart Checkout рассчитывает привлечь еще примерно 15 млн долл. несколькими траншами.

В планах компании — разработка мобильного приложения, которое будет призвано привлечь внимание покупателей к собственным программам лояльности Smart Checkout (пока стартап ориентируется только на программы лояльности магазинов).

В перспективе ближайших нескольких лет Open Retail не планирует выходить за пределы страны. По словам Шурова, стартап вел переговоры с рекламными агентствами на Украине и в Белоруссии, но сейчас отказался от экспансии: к 2018 году проект может только в России обеспечить охват аудитории не менее чем 50 млн человек в месяц и получать выручку в размере 100 млн долл в год.

В глобальных планах проекта — влиять на покупки не менее 75% посетителей магазинов, именно на такие показатели ориентируется Catalina Marketing.

Ассоциация коммуникативных агентств России оценивает рынок BTL-рекламы по итогам 2013 года в более чем 2,7 млрд долл. (90,6 млрд руб.), рынок ATL-рекламы — в более 10 млрд долл. (327,8 млрд руб.).