Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Попали в долю
Лента новостей 0:46 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  00:00   USD НАЛ. Покупка 64,99 Продажа 64,91 EUR НАЛ. 72,75 72,66 В Ташкенте опровергли информацию о смерти президента Каримова Политика, Вчера, 23:41 Умер сыгравший в «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» актер Джин Уайлдер Общество, Вчера, 23:22 «Седьмой континент» проведет реформу сети Бизнес, Вчера, 23:02 Вашингтон допустил встречу Путина и Обамы на саммите G20 в Китае Политика, Вчера, 22:35 Удобные налоги: почему набирают популярность патенты для ведения бизнеса Экономика, Вчера, 22:35 Сайт «Фергана.ру» сообщил о смерти Ислама Каримова Политика, Вчера, 22:26 Чистая прибыль «Газпрома» в первом полугодии сократилась на 9,5% Бизнес, Вчера, 22:03 «Нафтогаз» выдвинул встречные требования к «Газпрому» на $14 млрд Бизнес, Вчера, 21:54 ВЭБ нарастил убыток почти до 83 млрд руб. Финансы, Вчера, 21:09 Истребитель ВВС Швейцарии пропал в Альпах Общество, Вчера, 21:08 Белый дом анонсировал встречу Обамы и Эрдогана в рамках саммита G20 Политика, Вчера, 21:03 Глава Дагестана разберется с гибелью принятых за боевиков чабанов Общество, Вчера, 21:01 Египет отчитался о выполнении мер по безопасности в аэропорту Каира Общество, Вчера, 20:38 МВД предложило повысить пошлины на загранпаспорта и водительские права Экономика, Вчера, 20:31 «Гибель демократии»: чем закончится импичмент президента Бразилии Политика, Вчера, 20:15 Apple объявила дату ежегодной презентации новых моделей Технологии и медиа, Вчера, 20:06 Суд арестовал подозреваемого в убийстве девочки в украинском селе Общество, Вчера, 20:05 «Уралкалий» удвоил прибыль в первом полугодии Бизнес, Вчера, 19:34 В МИДе заявили о «нескольких сотнях» россиян в украинских СИЗО Общество, Вчера, 19:33 Адвокат назвал причину запроса на экстрадицию россиянина из Армении в США Политика, Вчера, 19:31 «Башнефть» сохранила прибыль на уровне прошлого года Бизнес, Вчера, 19:16 В Петербурге уволили директора гимназии за подделку оценок Общество, Вчера, 19:06 Доходные художества: как заработать на обучении взрослых рисованию Свое дело, Вчера, 18:54 Суд отклонил иск «Эксмо» к «Яндексу» о блокировке пиратских ссылок Технологии и медиа, Вчера, 18:47 ВТБ добился признания Тельмана Исмаилова банкротом Финансы, Вчера, 18:32 Россия получила гарантии усиления мер безопасности в аэропортах Турции Политика, Вчера, 18:20
Газета № 105 (1880) (1606) //1717 16 июн 2014, 00:25
Сергей Соболев, Катерина Китаева
Попали в долю
Рыночная доля телеканалов — клиентов Vi превысила 35%, но ФАС не против
Фото: ИТАР-ТАСС

Федеральная антимонопольная служба не признает доминирующее положение группы «Видео Интернешнл» (Vi) в продаже телерекламы: по подсчетам службы, в 2012–2013 годах доля восьми телеканалов, которые обслуживает группа, была больше 38%, но доля самой Vi не превысила допустимых законом 35%. Это позволяет Vi продлить истекающие в этом году контракты с РЕН ТВ и «Пятым».

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовала доли каналов в сфере распространения телерекламы за 2012–2013 годы. Производить такие расчеты службу обязывает закон «О рекламе»: с 2011 года вещателям запрещено работать с контрагентом, если его доля при национальном или региональном размещении превышает 35% от всех рекламных бюджетов, привлеченных на федеральные телеканалы за два предыдущих года. При этом под федеральными телеканалами закон подразумевает только те из них, что осуществляют эфирное вещание не менее чем в пяти субъектах РФ.

Принятые в декабре 2009 года поправки были направлены против группы «Видео Интернешнл» (сейчас называется Vi). Осенью того года группа, уже работавшая с 11 телеканалами, заключила договоры и на обслуживание еще двух — входящих в Национальную медиа группу Юрия Ковальчука РЕН ТВ и «Пятого». Это вызвало недовольство единственного конкурента Vi — сейлз-хауса «Газпром-Медиа» и агентства «Алькасар», которое было поддержано, как признавали ранее и собеседники в самой Vi, и ее клиенты, в Кремле. Вскоре после подписания тех контрактов из администрации президента Дмитрия Медведева был уволен его советник и один из основателей Vi Михаил Лесин. Причем, как сообщал тогда Интерфакс, с формулировкой «за несоблюдение правил госслужбы и этики поведения госслужащего». А вскоре Дума сразу в трех чтениях приняла упомянутые поправки.

Но Vi благодаря смене собственников удалось сохранить свой бизнес. Летом 2010 года основатели и топ-менеджеры группы продали ее структурам банка «Россия» и его учредителям. Весь бизнес крупнейшего продавца телерекламы мог быть оценен максимум в 6,235 млрд руб. (205 млн долл.), свидетельствовали данные аффилированной с банком «Россия» УК «Лидер». На конец 2013 года, как следует из отчетности СОГАЗа, вся Vi оценивалась в 6,04 млрд руб. (184,5 млн долл.).

После сделки Vi не упрекали в доминирующем положении. Чтобы уложиться в 35%, группа продолжила сотрудничество с восемью телеканалами («Первым», РЕН ТВ, «Пятым», входящими в «Профмедиа» ТВ-3, «Пятницей» и «2х2», а также входящими в ЮТВ «Ю» и Disney), а еще пяти (СТС, «Домашний», «Перец», «Россия 1» и «Россия 2») стала оказывать так называемые консультационные услуги. Вознаграждение за них практически равно комиссии за полноценный сервис — 12% от рекламной выручки за вычетом фиксированной платы за фирменный софт.

Однако с момента вступления в силу поправок Vi так и не удалось уложиться в допустимые 35% при национальном размещении (когда один и тот же рекламный ролик выходит во всех городах вещания), если складывать доли ее клиентов-телеканалов на рекламном рынке. Но это не мешало группе продлевать истекающие у нее контракты с вещателями: к примеру, в 2011 году — с одним из каналов ЮТВ, в 2012‑м — сразу со всеми каналами «Профмедиа» и того же ЮТВ. Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров тогда объяснял, что корректно считать долю Vi можно будет только с 2013 года, когда пройдут первые два года с момента вступления поправок в силу.

В прошлом году у Vi истекал контракт с ключевым клиентом — «Первым каналом». При этом было очевидно, что доля восьми клиентов группы по‑прежнему будет больше 35%. Так и получилось: по подсчетам ФАС, она составила 38,43%. Но, как сообщала тогда ФАС, доля самой Vi при этом равнялась только 34,33%. По словам Кашеварова, разница в 4,1 п.п. — это самостоятельно привлеченные телеканалами средства, например спонсорские бюджеты. Получилось, что в обход Vi вещатели, по версии ФАС, зарабатывают гигантские суммы.

В этом году повторился прошлогодний сценарий. Доля восьми каналов из пула Vi при национальном размещении незначительно снизилась до 38,33%, но, как специально указала ФАС, доля самого продавца вновь соответствует норме — 34,6%. Разница в 3,73 п.п. также объясняется самостоятельно привлеченными каналами бюджетами. Таким образом, препятствий для продления договора с РЕН ТВ и «Пятым каналом» у Vi нет, признал Кашеваров.

В пресс-службе Национальной медиа группы не ответили на запрос РБК, представитель РЕН ТВ заявил, что телеканал «удовлетворен сотрудничеством с Vi». На «Пятом» отношения со своим контрагентом не комментируют. Представитель Vi Елизавета Свиридова напомнила, что переговоры о перезаключении действующих договоров обычно начинаются ближе к осени.

Всего восемь обслуживаемых Vi телеканалов могли в 2012–2013 годах заработать на национальном размещении рекламы 87,035 млрд руб. без НДС, но с комиссией продавца, подсчитал РБК на основе ранее опубликованных оценок «Квенди Русмедиааудит». При этом через Vi, по версии ФАС, прошло только примерно 78,566 млрд руб. Тем самым в обход Vi его клиенты привлекли около 8,469 млрд руб. Для сравнения: весь доход ТВ-3 от национального размещения рекламы мог составить лишь 7,811 млрд руб. Зачастую телеканалы действительно самостоятельно привлекают спонсорские бюджеты, но, как правило, и от этой суммы они отчисляют своему контрагенту комиссию.