Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Рабочие покинут цеха
Лента новостей 10:23 МСК
Традиции умолчания: что известно о состоянии президента Узбекистана Политика, 09:40 В ДТП с грузовиком в Нижегородской области погибли пять человек Общество, 09:16 В Узбекистане опровергли арест первого вице-премьера Политика, 08:47 Террорист-смертник атаковал посольство Китая в Киргизии Политика, 07:54 СМИ сообщили об отставке главы Московского уголовного розыска Политика, 07:51 Информация о похищении девушки в центре Москвы оказалась ложной Общество, 07:11 Пассажирский самолет с неисправным двигателем экстренно сел под Иркутском Общество, 06:51 США призвали Россию освободить одного из лидеров крымских татар Политика, 06:10 СМИ узнали о причине ареста топ-менеджера Федеральной сетевой компании Общество, 05:59 Журналист обвинил Huffington Post в удалении статей о здоровье Клинтон Общество, 05:23 СМИ узнали о незадекларированном доме и земельном участке Онищенко Политика, 04:23 ФБР задержало подозреваемого в подготовке покушения на Обаму Политика, 04:12 МТС начнет выдавать микрокредиты клиентам со смартфонами Бизнес, 03:59 Белый дом осудил турецкую операцию против сирийской оппозиции Политика, 02:55 Роскомнадзор закрыл доступ к сайту Украинского кризисного медиа-центра Политика, 02:42 Минэкономразвития предложило заложить в трехлетний бюджет нефть по $50–55 Финансы, 02:32 В центре Москвы неизвестные на микроавтобусе похитили девушку Общество, 01:41 СМИ сообщили о выведении за штат почти всех сотрудников МУРа Общество, 01:22 Глава Национальной библиотеки рассказал о создании конкурента «Википедии» Технологии и медиа, 00:52 Госкомпаниям запретят закупки у компаний родственников своих сотрудников Экономика, 00:15 Миллиарды на браслетах: за что будут судить бывшего главу ФСИН Политика, 00:04 Путин встретится с «Единой Россией» за две недели до выборов Политика, 00:00 В Ташкенте опровергли информацию о смерти президента Каримова Политика, Вчера, 23:41 Умер сыгравший в «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» актер Джин Уайлдер Общество, Вчера, 23:22 «Седьмой континент» проведет реформу сети Бизнес, Вчера, 23:02 Вашингтон допустил встречу Путина и Обамы на саммите G20 в Китае Политика, Вчера, 22:35 Удобные налоги: почему набирают популярность патенты для ведения бизнеса Экономика, Вчера, 22:35
Газета № 100 (1875) (0506) //1559 5 июн 2014, 00:24
Елизавета Добкина
Рабочие покинут цеха
АвтоВАЗ готовится сокращать рабочих
Фото: ИТАР-ТАСС

АвтоВАЗ готовится объявить о сокращениях на производстве. Другие производители пока массово не следуют за крупнейшим российским заводом в отрасли, но внимательно следят за рынком, который по итогам года может упасть на 5—10%.

Вчера губернатор Самарской области Николай Меркушкин на встрече с президентом России Владимиром Путиным заявил, что предприятие сократит «порядка 8—8,5 тыс. человек». В январе 2014 года компания сообщала о намерении сократить 2,5 тыс. офисных сотрудников и 5 тыс. рабочих, кроме того, АвтоВАЗ планировал остановить прием новых работников и дать возможность части сотрудников выйти на досрочную пенсию. В конце 2013 года на предприятии работали 67 тыс. человек.

Профсоюз ранее получал уведомление об увольнении 1500 менеджеров и инженеров в феврале и 500 рабочих — в апреле, сказал РБК лидер ячейки МПРА Петр Золотарев. АвтоВАЗ 3 июня предупредил региональные органы занятости о планируемом высвобождении 2 тыс. работников, сообщил РБК представитель Министерства труда и социальной защиты. Планируют ли другие производители легковых машин сокращать работников в 2014 году, ведомству пока неизвестно.

Представитель АвтоВАЗа вчера отказался комментировать слова губернатора и сообщать о текущих планах компании по сокращению персонала.

Сокращения на фоне падений

Продажи АвтоВАЗа могут упасть на 15% по итогам года, прогнозировал президент компании Бу Андерсон в конце мая. В январе—апреле продажи семейства Lada, по данным Ассоциации европейского бизнеса, снизились на 15%, до 128,6 тыс. штук.

Первым на падающем рынке к массовым сокращениям приступил завод «Форд-Соллерс» во Всеволожске. В апреле предприятие объявило об остановке конвейера почти на два месяца и сокращении 700 человек — около трети персонала — на фоне обвала продаж на 30% в январе—апреле, до 22,8 тыс. машин за первые четыре месяца 2014 года. Другие автозаводы примеру «Форда» и АвтоВАЗа пока не следуют.

УАЗ, чьи продажи в январе—апреле, по данным АЕБ, упали на 21%, до 12,5 тыс. машин, не планирует сокращать персонал или переводить часть сотрудников на неполную рабочую неделю в течение 2014 года, говорит представитель компании. Калининградский «Автотор» работает в обычном режиме и не намерен сокращать персонал, как не сокращал его в кризис 2009 года, несмотря на падение производства вдвое, говорит представитель «Автотора». В случае необходимости завод может перейти на неполную рабочую неделю, добавляет он.

Renault в России не планирует сокращать персонал или переводить его на неполную рабочую неделю, завод работает на полной загрузке, утверждает представитель компании.

Петербургский завод Toyota, по словам своего представителя, также работает пять дней в неделю в две смены и не планирует сокращений. Сокращений не будет и у Volkswagen, говорит его представитель.

Рынок легких коммерческих автомобилей в январе—апреле упал на 18%, продажи ГАЗа в РФ снизились на 16%, и компания в связи с сокращением объемов производства переводит незанятых сотрудников на новые проекты, запускающиеся в этом году, объясняет вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. «Мы не исключаем, что при самом негативном сценарии мы не сможем удерживать численность персонала на том уровне, который был до падения рынка», — уточняет она.

Пессимистичные прогнозы

Лидер межрегионального проф­союза «Рабочая ассоциация» Алексей Этманов опасается, что в будущем автопроизводители могут прибегнуть к сокращениям из-за ухудшения экономической ситуации. Вместо того чтобы сокращать рабочих, компаниям стоило бы подумать о сокращении затрат на топ-менеджмент, считают Этманов и Золотарев.

Расходы на персонал составляют около 20% в себестоимости продукции, и по этому показателю АвтоВАЗ несущественно отличается от новых автозаводов, говорит аналитик БКС Игорь Краевский.

В целом рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей за январь—апрель 2014 года упал на 4%, до 829 тыс. штук, причем в апреле падение ускорилось и составило 8%, сообщала АЕБ. После короткого периода восстановления рынок снова сокращается, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится, считает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Падение авторынка может составить от 5% по оптимистичному сценарию до 10% по базовому прогнозу, полагает Краевский.

Toyota ждет падения российского авторынка примерно на 5%, до 2,62 млн машин. Президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон недавно заявил, что динамика рынка в целом может привести к его падению примерно на 8,3%. Авторынок в России может упасть на 10—20% по итогам года, говорил и Бу Андерсон.

Экономика предприятий и численность персонала будут зависеть от того, насколько сильным окажется дальнейшее падение рынка и насколько эффективными и быстрыми будут меры по его стимулированию со стороны и производителей, и государственных органов, говорит Матвеева.

Минпромторг видит корень проблем автопроизводителей в росте конкуренции на рынке. С необходимостью сокращать персонал в автопромышленности столкнулись далеко не все производители, а в первую очередь те компании, которые по причине неэффективности управления производством и сбытом готовой продукции показали убытки по итогам текущей деятельности в 2014 году, считает директор департамента транспортного и специального машиностроения Министерства промышленности и торговли Александр Морозов. Это либо компании, чья продукция находится в дешевом, самом конкурентном сегменте, либо производители, имеющие не самый удачный с точки зрения маркетинга и покупателя модельный ряд, передал через пресс-службу Морозов.