Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Рабочие покинут цеха
Лента новостей 23:22 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  23:00   USD НАЛ. Покупка 64,92 Продажа 64,97 EUR НАЛ. 71,30 71,26 Почему тонет Москва: как при реконструкции улиц засорили канализацию Общество, 22:46 Игры не для всех: как МОК избежал конфликта с Россией перед Олимпиадой Политика, 22:42 Исинбаева призвала пожизненно отстранить информатора WADA Степанову Общество, 22:25 Допинг не помеха: как спонсоры отреагировали на скандал со сборной России Бизнес, 22:14 Принтер правительства: кто заставил Думу принять рекордное число законов Политика, 22:04 Майкл Блумберг выступит с поддержкой Клинтон на съезде демократов Политика, 21:54 Сборная России по триатлону отправится на Олимпийские игры в Рио Общество, 21:10 В ОКР назвали дату проводов российской сборной на Олимпиаду Политика, 20:50 Бастрыкин впервые прокомментировал аресты в Следственном комитете Политика, 20:40 Квартал в Дамаске подвергся минометному обстрелу Политика, 20:20 Трамп пригрозил выходом США из ВТО Политика, 19:57 Тарпищев подтвердил участие российских теннисистов в Олимпийских играх Общество, 19:45 Сирийский беженец с мачете напал на прохожих на юге Германии Политика, 19:40 Российских синхронисток и прыгунов в воду допустили к Олимпийским играм Общество, 19:10 Исинбаева прокомментировала решение МОК по участию сборной России в Играх Общество, 18:36 Мутко поблагодарил МОК за решение о допуске россиян на Олимпиаду Политика, 18:31 МЧС предупредило москвичей о порывах ветра и грозе Общество, 18:28 Хоркина призвала российских спортсменов к осмотрительности на Олимпиаде Политика, 18:25 В Госдуме призвали наказать виновных в олимпийском скандале чиновников Политика, 18:21 Александр Карелин назвал справедливым решение МОК по российской сборной Политика, 18:02 Олимпийский комитет России опубликовал речь Жукова перед исполкомом МОК Общество, 17:49 «Хотелось побольней нас лягнуть»: российские политики о решении МОК Политика, 17:37 МОК отказался отстранить сборную России от Олимпиады Политика, 17:04 Большинство жертв мюнхенского стрелка были детьми мигрантов Общество, 16:47 Телеконференция главы МОК начнется в 17:00 Общество, 16:19 В Одессе неизвестные попытались забросать яйцами Надежду Савченко Общество, 15:42
Газета № 100 (1875) (0506) //1559 5 июн 2014, 00:24
Елизавета Добкина
Рабочие покинут цеха
АвтоВАЗ готовится сокращать рабочих
Фото: ИТАР-ТАСС

АвтоВАЗ готовится объявить о сокращениях на производстве. Другие производители пока массово не следуют за крупнейшим российским заводом в отрасли, но внимательно следят за рынком, который по итогам года может упасть на 5—10%.

Вчера губернатор Самарской области Николай Меркушкин на встрече с президентом России Владимиром Путиным заявил, что предприятие сократит «порядка 8—8,5 тыс. человек». В январе 2014 года компания сообщала о намерении сократить 2,5 тыс. офисных сотрудников и 5 тыс. рабочих, кроме того, АвтоВАЗ планировал остановить прием новых работников и дать возможность части сотрудников выйти на досрочную пенсию. В конце 2013 года на предприятии работали 67 тыс. человек.

Профсоюз ранее получал уведомление об увольнении 1500 менеджеров и инженеров в феврале и 500 рабочих — в апреле, сказал РБК лидер ячейки МПРА Петр Золотарев. АвтоВАЗ 3 июня предупредил региональные органы занятости о планируемом высвобождении 2 тыс. работников, сообщил РБК представитель Министерства труда и социальной защиты. Планируют ли другие производители легковых машин сокращать работников в 2014 году, ведомству пока неизвестно.

Представитель АвтоВАЗа вчера отказался комментировать слова губернатора и сообщать о текущих планах компании по сокращению персонала.

Сокращения на фоне падений

Продажи АвтоВАЗа могут упасть на 15% по итогам года, прогнозировал президент компании Бу Андерсон в конце мая. В январе—апреле продажи семейства Lada, по данным Ассоциации европейского бизнеса, снизились на 15%, до 128,6 тыс. штук.

Первым на падающем рынке к массовым сокращениям приступил завод «Форд-Соллерс» во Всеволожске. В апреле предприятие объявило об остановке конвейера почти на два месяца и сокращении 700 человек — около трети персонала — на фоне обвала продаж на 30% в январе—апреле, до 22,8 тыс. машин за первые четыре месяца 2014 года. Другие автозаводы примеру «Форда» и АвтоВАЗа пока не следуют.

УАЗ, чьи продажи в январе—апреле, по данным АЕБ, упали на 21%, до 12,5 тыс. машин, не планирует сокращать персонал или переводить часть сотрудников на неполную рабочую неделю в течение 2014 года, говорит представитель компании. Калининградский «Автотор» работает в обычном режиме и не намерен сокращать персонал, как не сокращал его в кризис 2009 года, несмотря на падение производства вдвое, говорит представитель «Автотора». В случае необходимости завод может перейти на неполную рабочую неделю, добавляет он.

Renault в России не планирует сокращать персонал или переводить его на неполную рабочую неделю, завод работает на полной загрузке, утверждает представитель компании.

Петербургский завод Toyota, по словам своего представителя, также работает пять дней в неделю в две смены и не планирует сокращений. Сокращений не будет и у Volkswagen, говорит его представитель.

Рынок легких коммерческих автомобилей в январе—апреле упал на 18%, продажи ГАЗа в РФ снизились на 16%, и компания в связи с сокращением объемов производства переводит незанятых сотрудников на новые проекты, запускающиеся в этом году, объясняет вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. «Мы не исключаем, что при самом негативном сценарии мы не сможем удерживать численность персонала на том уровне, который был до падения рынка», — уточняет она.

Пессимистичные прогнозы

Лидер межрегионального проф­союза «Рабочая ассоциация» Алексей Этманов опасается, что в будущем автопроизводители могут прибегнуть к сокращениям из-за ухудшения экономической ситуации. Вместо того чтобы сокращать рабочих, компаниям стоило бы подумать о сокращении затрат на топ-менеджмент, считают Этманов и Золотарев.

Расходы на персонал составляют около 20% в себестоимости продукции, и по этому показателю АвтоВАЗ несущественно отличается от новых автозаводов, говорит аналитик БКС Игорь Краевский.

В целом рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей за январь—апрель 2014 года упал на 4%, до 829 тыс. штук, причем в апреле падение ускорилось и составило 8%, сообщала АЕБ. После короткого периода восстановления рынок снова сокращается, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится, считает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Падение авторынка может составить от 5% по оптимистичному сценарию до 10% по базовому прогнозу, полагает Краевский.

Toyota ждет падения российского авторынка примерно на 5%, до 2,62 млн машин. Президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон недавно заявил, что динамика рынка в целом может привести к его падению примерно на 8,3%. Авторынок в России может упасть на 10—20% по итогам года, говорил и Бу Андерсон.

Экономика предприятий и численность персонала будут зависеть от того, насколько сильным окажется дальнейшее падение рынка и насколько эффективными и быстрыми будут меры по его стимулированию со стороны и производителей, и государственных органов, говорит Матвеева.

Минпромторг видит корень проблем автопроизводителей в росте конкуренции на рынке. С необходимостью сокращать персонал в автопромышленности столкнулись далеко не все производители, а в первую очередь те компании, которые по причине неэффективности управления производством и сбытом готовой продукции показали убытки по итогам текущей деятельности в 2014 году, считает директор департамента транспортного и специального машиностроения Министерства промышленности и торговли Александр Морозов. Это либо компании, чья продукция находится в дешевом, самом конкурентном сегменте, либо производители, имеющие не самый удачный с точки зрения маркетинга и покупателя модельный ряд, передал через пресс-службу Морозов.