Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Трамп призвал Порошенко улучшить бизнес-климат на Украине 06:48, Политика КНДР пригрозила США «мощнейшим» испытанием водородной бомбы 06:18, Политика Тиллерсон упрекнул Россию в нарушении договора о ликвидации ракет 05:44, Политика Франция отказалась признать представительство ДНР в Марселе 05:31, Политика Facebook передаст Конгрессу данные о покупках из России политрекламы 04:59, Политика Экс-сотрудник «ВКонтакте» прокомментировал заявление «Телеграфа» об иске 04:41, Общество Ким Чен Ын счел заявление Трампа об «уничтожении» КНДР объявлением войны 03:50, Политика Ракета «Союз-2.1в» со спутником стартовала с космодрома Плесецк 03:41, Технологии и медиа Трамп назвал Эрдогана своим другом 03:03, Политика СМИ показали видео боя террористов с российским взводом в Сирии 02:15, Политика Лавров и Столтенберг обсудили перспективы отношений России и НАТО 02:04, Политика Военные рассказали о бое российского взвода в окружении боевиков в Сирии 01:29, Политика ВКС России уничтожили свыше 96 тыс. объектов террористов в Сирии 01:13, Политика Лавров рассказал о стремлении НАТО «воссоздать климат» холодной войны 00:38, Политика Число жертв в результате землетрясения в Мексике возросло до 273 человек 00:15, Общество Сбербанк сделает карты для бюджетников бесконтактными 00:00, Финансы Побывавшим в КНДР самолетам и судам запретили посещать США 180 дней 21 сен, 23:52, Политика В Москве госпитализировали автора «Приключений пингвиненка Лоло» 21 сен, 23:42, Общество Полтриллиона на двоих: что вскрыл запуск нового механизма санации банков 21 сен, 23:39, Финансы Минюст ответил Совету Европы по поводу судебного решения по Навальному 21 сен, 23:11, Политика Десять команд Премьер-лиги вылетели из Кубка России на стадии 1/16 финала 21 сен, 22:52, Спорт Встреча бизнесменов с Владимиром Путиным 21 сен, 22:35, Фотогалерея  Шишханов заявил о готовности продать свою долю в Бинбанке за рубль 21 сен, 22:20, Финансы Сокуров прокомментировал выдвижение фильма Звягинцева на «Оскар» 21 сен, 22:18, Общество Умерла совладелица L’Oreal Лилиан Беттанкур 21 сен, 22:02, Фотогалерея  Гуриев связал санации банков с недочетами банковского надзора в России 21 сен, 21:58, Финансы Франция допустила пропуск Олимпиады-2018 из-за угрозы безопасности 21 сен, 21:53, Спорт Аэропорт Ататюрка закрыли из-за крушения частного самолета 21 сен, 21:49, Общество
Безодежное положение
Газета № 092 (1867) (2605) //1273 Общество, 26 мая, 2014 01:25
0
Безодежное положение
Московские торгцентры и их арендаторы фиксируют снижение покупательского трафика
Фото: Bloomberg

Российские продавцы одежды первыми ощутили сокращение спроса: впервые за многие годы в высокий сезон — март—апрель — ритейлеры проводят распродажи и промоакции, чтобы привлечь покупателей.

Не до покупок

По данным компании Watcom, которая специализируется на измерении покупательских потоков в торговых центрах (в Москве оценивает около 100 объектов, включая центры «Мега», Vegas, «Золотой Вавилон», «Афимолл»), с середины марта по середину мая падение покупательского трафика в московских моллах составило 6,1%. Сильнее всего — на 11,5% — покупательский поток снижался в период с 14 по 20 апреля: в среднем один торгцентр посещали 545 человек на 1000 кв.м. в день против 613 человек в этот же период 2013 года. Это связано как с размытием покупательского потока из-за ввода новых торговых площадей в Москве, так и с сокращением спроса, уверен президент Watcom Group Роман Скороходов.

Люди стали меньше ходить в магазины и предпочитают не тратить деньги, считает вице-президент сети магазинов одежды Sela (включает более 400 торговых точек) Эдуард Остроброд.

Владелец сети Baon (более 130 магазинов) Илья Ярошенко считает, что сработал психологический эффект: сообщения о событиях на Украине сменяются информацией о новых санкциях со стороны Европы и США, плюс все наблюдают колебания курсов валют. «Покупатели стараются спасти накопления и вкладываются, например в недвижимость. А вот одежда — это одна из первых статей семейных затрат, на которых начинают экономить во время экономических кризисов», — считает Ярошенко.

Еще один фактор, который сказывается на выручке магазинов, — это сокращение потребительского кредитования, считает вице-президент группы «Новард» (владеет обувной сетью «Эконика») Сергей Саркисов. Рынок розничных кредитов был сильно перегрет, поэтому банки по рекомендации ЦБ ужесточили требования к заемщикам. В первом квартале 2014 года объем кредитов физическим лицам вырос всего на 2,7%, в то время как за аналогичный период прошлого года рост составлял 4,7%. У некоторых банков портфель кредитов вовсе сократился: у «Ренессанс Кредита» — на 1,7%, у Хоум Кредит Банка — на 5,2%, у «Русского стандарта» — на 0,7%, у ОТП Банка — на 1,2%.

Вынужденные скидки

Одежные ритейлеры с начала весны фиксируют замедление роста продаж и даже падение, особенно в регионах, рассказал РБК Остроброд из Sela. Продажи очень нестабильны, согласен Ярошенко из Baon. Так, в феврале, когда начались общеполитические и экономические проблемы, Baon зафиксировала падение сопоставимых продаж (в одних и тех же магазинах) на 5%. В марте продажи выросли на 14%, но в апреле прироста не было, а май начался с отрицательной динамикой, говорит Ярошенко.

По словам Остроброда, количество вещей в чеке уменьшается, люди предпочитают покупать все с большими скидками. В итоге Sela пришлось вложить дополнительные средства в маркетинг — продажи не упали, но снизилась рентабельность, говорит он. Такая же ситуация у продавца мужской одежды Henderson — для поддержания продаж приходится проводить больше акций, рассказал ее владелец Рубен Арутюнян.

Февраль был очень хорошим, а март и апрель — фактически провальными, говорит основной владелец Bosco di Ciliegi (мультибрендовые бутики Bosco Donna, Bosco Uomo, Bosco Bambino, магазины спорттоваров Bosco Sport, ювелирные бутики Sublime by Bosco) Михаил Куснирович. Продажи в феврале у Bosco di Ciliegi выросли на 23% к февралю 2013 года — в основном за счет реализации товаров с олимпийской символикой. В апреле и марте наблюдалось падение, и в итоге с 1 февраля к концу мая выручка увеличилась только на 7%, говорит Куснирович.

«Прямо скажем — ожидали большего», — сетует он. В мае продажи идут хорошо, что связано с ранним потеплением: например, в ГУМе за это время трафик вырос на 11%. «Это необычная ситуация: как правило, май очень плохой, а в июне продажи растут одновременно с началом скидок. Но все равно на этот год мы имеем сдержанно-оптимистичный прогноз, заказы на летнюю коллекцию 2015 года даже немного сократили», — рассказывает бизнесмен.

В обувном ритейле наблюдается та же тенденция, говорит Саркисов из «Новарда» («Эконика»). По его словам, за март—апрель сопоставимые продажи упали на 8% по всей сети, а в отдельных магазинах еще сильнее: из-за этого «Эконика» уже ведет переговоры с торговыми центрами о пересмотре валютных ставок аренды. Общее падение покупательского трафика в сети составило за март—апрель 12%. По словам топ-менеджера, в первые 20 дней мая также есть падение сопоставимых продаж на 4%, но за счет последних десяти дней он надеется «выйти в нуль».

Впервые за многие годы в самый высокий сезон — апрель — обувные торговцы активно проводили промоакции, отметил Саркисов: компании предлагали дополнительные скидки постоянным клиентам, а покупка второй пары обуви стимулировалась скидками вплоть до 50%.

В этом году при самом оптимистичном прогнозе темпы роста рынка одежды не превысят 2—4%, а в пересчете на доллары и евро продажи даже сократятся на 5—10%, считает директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. В 2013 году, по ее данным, рынок вырос на 4%, до 1,6 трлн руб.

Вместо одежды

Продавцы строительных материалов, товаров для дома и мебели, наоборот, в марте—апреле фиксируют рост покупательского потока и, соответственно, выручки. В IKEA за последние восемь недель прирост продаж составил 13% к такому же периоду 2013 года, сообщили РБК в пресс-службе компании. Рост количества посетителей «остается стабильным», и, скорее всего, это связано с началом весенне-летнего периода, когда люди по традиции больше внимания уделяют обновлению дома после зимы и обустройству дачи, говорит представитель компании.

В Leroy Merlin продажи тоже растут, говорит директор по маркетингу сети Филипп Мужо. Он связывает это с ранней весной, закрытием нескольких московских строительных рынков, а также с девальвацией рубля — есть тенденция к тому, что клиенты предпочитают потратить накопления на товары, которые в будущем могут подорожать.

У сети мебельных магазинов Hoff c начала года сопоставимые продажи выросли более чем на 15%, а в марте—апреле рост был более 20%, говорит совладелец сети Михаил Кучмент. Покупательский поток в марте—апреле вырос на 10%, с начала года — более чем на 5%. Доля выданных потребительских кредитов в сети осталась на уровне 2013 года.

В Watcom считают, что повышение спроса на стройматериалы и мебель может быть связано с тем, что люди решили сохранить накопления, вложившись в недвижимость, и сейчас обустраивают приобретенное жилье.

С начала года банки отмечали повышенной спрос на ипотечные кредиты. Сбербанк сообщал, что в первом квартале этого года портфель ипотечных кредитов вырос на 80%, до 255 млрд руб. ВТБ24 за тот же период выдал на 63,3% больше ипотечных кредитов, чем в аналогичный период 2013 года. Спрос на ипотеку фиксировал и Delta Credit: количество поданных заявок на ипотеку за первые три месяца года увеличилось более чем вдвое.