Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Безодежное положение
Лента новостей 18:18 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  18:00   USD НАЛ. Покупка 63,34 Продажа 63,42 EUR НАЛ. 70,99 71,12 МИД рекомендовал россиянам быть осторожными в годовщину операции в Сирии Политика, 17:59 МВД внесло в «черный список» 54 болельщика Общество, 17:53 Сеть магазинов «Я Любимый» уволила охранников после избиения клиента Общество, 17:36 На Украине запретили трансляцию российского телеканала «Карусель» Общество, 17:30 Глава Минздрава назвала ошибкой место России в конце рейтинга Bloomberg Общество, 17:29 Адвокат заявил об аресте сотрудника ОВД по делу о стрельбе на Рочдельской Общество, 17:18 СМИ сообщили о жертвах при крушении поезда в Нью-Джерси Общество, 17:15 Путин выразил соболезнования Нетаньяху в связи с кончиной Переса Политика, 17:14 СМИ опубликовали видео с места аварии поезда в Нью-Джерси Общество, 17:10 В правление «Роснефти» войдет генерал ФСБ Бизнес, 17:01 Добровольное правосудие: что может сделать международный трибунал по MH17 Марат Давлетбаев партнер, руководитель международной практики Nektorov, Saveliev & Partners Мнение, 16:59 Полиция перекрыла вход на фотовыставку в Сахаровском центре Общество, 16:59 Авария на железнодорожной станции в Нью-Джерси. Фоторепортаж Фотогалерея, 16:53 МИД призвал Вашингтон сообщать о готовящихся в России терактах Политика, 16:41 СМИ рассказали о задержании главы отдела розыска ГИБДД Москвы за взятку Общество, 16:38 В Нью-Джерси поезд врезался в станцию Общество, 16:36 В России начали разработку беспилотников размером со стрекозу Политика, 16:25 Путин поддержал идею «Аэрофлота» не пускать пассажиров из черного списка Общество, 16:24 СМИ узнали о планах S7 создать собственный космодром на орбите Бизнес, 16:23 Верховный суд признал меджлис крымских татар экстремистской организацией Политика, 16:22 Экс-премьер Грузии пообещал Саакашвили «хорошую камеру» в тюрьме Политика, 16:11 Спрос на евробонды РЖД в восемь раз превысил предложение Финансы, 15:51 Город-призрак: как война изменила Алеппо. Фотогалерея Фотогалерея, 15:46 ФСБ заподозрила российского полицейского в службе в разведке США Политика, 15:37 Журналистов НТВ и Life78 задержали на границе Эстонии Общество, 15:27 В Сахаровский центр принесли банку с надписью «Кровь детей Донбасса» Общество, 15:21
Газета № 092 (1867) (2605) //1273 26 мая 2014, 00:25
Кристина Бусько, Анна Левинская
Безодежное положение
Московские торгцентры и их арендаторы фиксируют снижение покупательского трафика
Фото: Bloomberg

Российские продавцы одежды первыми ощутили сокращение спроса: впервые за многие годы в высокий сезон — март—апрель — ритейлеры проводят распродажи и промоакции, чтобы привлечь покупателей.

Не до покупок

По данным компании Watcom, которая специализируется на измерении покупательских потоков в торговых центрах (в Москве оценивает около 100 объектов, включая центры «Мега», Vegas, «Золотой Вавилон», «Афимолл»), с середины марта по середину мая падение покупательского трафика в московских моллах составило 6,1%. Сильнее всего — на 11,5% — покупательский поток снижался в период с 14 по 20 апреля: в среднем один торгцентр посещали 545 человек на 1000 кв.м. в день против 613 человек в этот же период 2013 года. Это связано как с размытием покупательского потока из-за ввода новых торговых площадей в Москве, так и с сокращением спроса, уверен президент Watcom Group Роман Скороходов.

Люди стали меньше ходить в магазины и предпочитают не тратить деньги, считает вице-президент сети магазинов одежды Sela (включает более 400 торговых точек) Эдуард Остроброд.

Владелец сети Baon (более 130 магазинов) Илья Ярошенко считает, что сработал психологический эффект: сообщения о событиях на Украине сменяются информацией о новых санкциях со стороны Европы и США, плюс все наблюдают колебания курсов валют. «Покупатели стараются спасти накопления и вкладываются, например в недвижимость. А вот одежда — это одна из первых статей семейных затрат, на которых начинают экономить во время экономических кризисов», — считает Ярошенко.

Еще один фактор, который сказывается на выручке магазинов, — это сокращение потребительского кредитования, считает вице-президент группы «Новард» (владеет обувной сетью «Эконика») Сергей Саркисов. Рынок розничных кредитов был сильно перегрет, поэтому банки по рекомендации ЦБ ужесточили требования к заемщикам. В первом квартале 2014 года объем кредитов физическим лицам вырос всего на 2,7%, в то время как за аналогичный период прошлого года рост составлял 4,7%. У некоторых банков портфель кредитов вовсе сократился: у «Ренессанс Кредита» — на 1,7%, у Хоум Кредит Банка — на 5,2%, у «Русского стандарта» — на 0,7%, у ОТП Банка — на 1,2%.

Вынужденные скидки

Одежные ритейлеры с начала весны фиксируют замедление роста продаж и даже падение, особенно в регионах, рассказал РБК Остроброд из Sela. Продажи очень нестабильны, согласен Ярошенко из Baon. Так, в феврале, когда начались общеполитические и экономические проблемы, Baon зафиксировала падение сопоставимых продаж (в одних и тех же магазинах) на 5%. В марте продажи выросли на 14%, но в апреле прироста не было, а май начался с отрицательной динамикой, говорит Ярошенко.

По словам Остроброда, количество вещей в чеке уменьшается, люди предпочитают покупать все с большими скидками. В итоге Sela пришлось вложить дополнительные средства в маркетинг — продажи не упали, но снизилась рентабельность, говорит он. Такая же ситуация у продавца мужской одежды Henderson — для поддержания продаж приходится проводить больше акций, рассказал ее владелец Рубен Арутюнян.

Февраль был очень хорошим, а март и апрель — фактически провальными, говорит основной владелец Bosco di Ciliegi (мультибрендовые бутики Bosco Donna, Bosco Uomo, Bosco Bambino, магазины спорттоваров Bosco Sport, ювелирные бутики Sublime by Bosco) Михаил Куснирович. Продажи в феврале у Bosco di Ciliegi выросли на 23% к февралю 2013 года — в основном за счет реализации товаров с олимпийской символикой. В апреле и марте наблюдалось падение, и в итоге с 1 февраля к концу мая выручка увеличилась только на 7%, говорит Куснирович.

«Прямо скажем — ожидали большего», — сетует он. В мае продажи идут хорошо, что связано с ранним потеплением: например, в ГУМе за это время трафик вырос на 11%. «Это необычная ситуация: как правило, май очень плохой, а в июне продажи растут одновременно с началом скидок. Но все равно на этот год мы имеем сдержанно-оптимистичный прогноз, заказы на летнюю коллекцию 2015 года даже немного сократили», — рассказывает бизнесмен.

В обувном ритейле наблюдается та же тенденция, говорит Саркисов из «Новарда» («Эконика»). По его словам, за март—апрель сопоставимые продажи упали на 8% по всей сети, а в отдельных магазинах еще сильнее: из-за этого «Эконика» уже ведет переговоры с торговыми центрами о пересмотре валютных ставок аренды. Общее падение покупательского трафика в сети составило за март—апрель 12%. По словам топ-менеджера, в первые 20 дней мая также есть падение сопоставимых продаж на 4%, но за счет последних десяти дней он надеется «выйти в нуль».

Впервые за многие годы в самый высокий сезон — апрель — обувные торговцы активно проводили промоакции, отметил Саркисов: компании предлагали дополнительные скидки постоянным клиентам, а покупка второй пары обуви стимулировалась скидками вплоть до 50%.

В этом году при самом оптимистичном прогнозе темпы роста рынка одежды не превысят 2—4%, а в пересчете на доллары и евро продажи даже сократятся на 5—10%, считает директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. В 2013 году, по ее данным, рынок вырос на 4%, до 1,6 трлн руб.

Вместо одежды

Продавцы строительных материалов, товаров для дома и мебели, наоборот, в марте—апреле фиксируют рост покупательского потока и, соответственно, выручки. В IKEA за последние восемь недель прирост продаж составил 13% к такому же периоду 2013 года, сообщили РБК в пресс-службе компании. Рост количества посетителей «остается стабильным», и, скорее всего, это связано с началом весенне-летнего периода, когда люди по традиции больше внимания уделяют обновлению дома после зимы и обустройству дачи, говорит представитель компании.

В Leroy Merlin продажи тоже растут, говорит директор по маркетингу сети Филипп Мужо. Он связывает это с ранней весной, закрытием нескольких московских строительных рынков, а также с девальвацией рубля — есть тенденция к тому, что клиенты предпочитают потратить накопления на товары, которые в будущем могут подорожать.

У сети мебельных магазинов Hoff c начала года сопоставимые продажи выросли более чем на 15%, а в марте—апреле рост был более 20%, говорит совладелец сети Михаил Кучмент. Покупательский поток в марте—апреле вырос на 10%, с начала года — более чем на 5%. Доля выданных потребительских кредитов в сети осталась на уровне 2013 года.

В Watcom считают, что повышение спроса на стройматериалы и мебель может быть связано с тем, что люди решили сохранить накопления, вложившись в недвижимость, и сейчас обустраивают приобретенное жилье.

С начала года банки отмечали повышенной спрос на ипотечные кредиты. Сбербанк сообщал, что в первом квартале этого года портфель ипотечных кредитов вырос на 80%, до 255 млрд руб. ВТБ24 за тот же период выдал на 63,3% больше ипотечных кредитов, чем в аналогичный период 2013 года. Спрос на ипотеку фиксировал и Delta Credit: количество поданных заявок на ипотеку за первые три месяца года увеличилось более чем вдвое.