Лента новостей
Главу Северо-Восточного МТУ Росавиации задержали за отчеты о гостиницах 15:15, Статья Артемьев рассказал об идее создания биржи ЕАЭС+ 15:13, Статья Родных подозреваемого в атаке на «Крокус» увезли из дома в Таджикистане 15:09, Статья Asia-Plus показало дом одного из напавших на «Крокус» террористов 15:08, Новость Борьба за жителей: как спасти малые города Сибири 15:02 Какие документы с личными данными работников нельзя хранить компании 14:51, Статья Глава МИД Латвии объявил об отставке 14:45, Статья «Деловые Линии» подвели итоги экологической программы 14:44 МВД усилило меры безопасности на транспорте после теракта в «Крокусе» 14:39, Новость Сочи возглавил рейтинг городов по темпам роста цен на жилье в 2024 году 14:36, Статья Названы самые популярные районы Москвы среди покупателей элитного жилья 14:35, Статья Канадский клуб НХЛ опубликовал в соцсетях карту России с Крымом 14:32, Статья Минобороны сообщило об уничтожении еще одного танка Abrams под Авдеевкой 14:31, Новость Депутат Рады заявил об увлечении 90% солдат ВСУ онлайн-казино и ставками 14:20, Статья Акции «Магнита» подорожали до максимума за шесть лет 14:11, Статья В Новой Москве загорелся магазин «Дикси» 14:04, Новость Сливко и Гараничев выиграли одиночную смешанную эстафету на ЧР 13:57, Статья Квартиры с отделкой, которые сдадут уже в этом году 13:55
Газета
Космическая авария
Газета № 087 (1862) (1905) //1268 Общество,
0

Космическая авария

Неудачный запуск ракеты «Протон-М» ударит по рынкам страхования и связи
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Стартовавшая в пятницу утром с Байконура ракета «Протон-М» с космическим аппаратом связи «Экспресс-АМ4Р» на борту сгорела в плотных слоях атмосферы. «Экспресс-АМ4Р», изготовленный по заказу ФГУП «Космическая связь», стоил 150 млн евро и был застрахован в «Ингосстрахе» более чем на 7,8 млрд руб. Формально ни один руководитель отрасли не может быть наказан — производственный цикл в отрасли составляет два-три года, а все они назначены на свои посты в 2012—2014 годах.

Причины аварии ракеты «Протон-М» межведомственная комиссия обещает установить к середине июня. Эксперт, участвующий в подобных расследованиях, рассказал РБК, что уже через семь-десять дней могут появиться окончательные версии аварии. Несколько версий рассматриваются и сейчас. По словам руководителя Роскосмоса Олега Остапенко, которого цитирует РИА Новости, наиболее вероятно, что к аварии привело нарушение работы рулевого двигателя третьей ступени. Источник РБК в Роскосмосе напомнил, что ракета с «Экспресс-АМ4Р» на борту была вывезена на стартовый комплекс 13 мая и три дня потребовалось на предстартовую подготовку.

Страхование возрастет

«Страховая сумма (7,8 млрд руб. — РБК) очень значительна, и если случай будет признан страховым, это серьезная финансовая нагрузка для компании, — признает генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков. — Но большая часть риска перестрахована на международном рынке; основные участники перестрахования — синдикаты Lloyd’s, а также такие компании, как Allianz, SCOR и другие, которые занимаются страхованием космических рисков».

Однако страховщики опасаются, что зарубежные компании могут перестать страховать «Протоны». В 2013 году ситуация уже подходила к опасной черте, когда было неясно, захотят ли западные перестраховщики и дальше участвовать в страховании пусков «Протонов». Тогда западные коллеги все же решили поддержать российских страховщиков, но по тарифам, заметно превышающим тарифы для Ariane, основных европейских ракет-носителей, напоминает заместитель генерального директора, директор по авиационному страхованию группы «АльфаСтрахование» Илья Кабачник. Многочисленные аварии последних лет продемонстрировали, что надежность российской техники сегодня очевидно ниже, чем в 1980—1990-е годы, добавил он.

Также страховщики признают, что авария существенно скажется на российском рынке космического страхования. Неудачный запуск увеличит стоимость последующих пусков: как минимум два-три следующих удачных запуска придется страховать с надбавкой 30%, подсчитал первый заместитель председателя правления страховой группы СОГАЗ Николай Галушин.

Удар по связи

Потеря спутника «Экспресс-АМ4Р» откладывает перспективные планы Минкомсвязи по обновлению и развитию гражданской группировки спутников связи и вещания, говорится в официальном сообщении министерства. Авария при выводе спутника связи, который предполагалось использовать для организации цифрового телевещания для Дальнего Востока и Сибири, произошла уже во второй раз за относительно короткий срок, рассказал РБК человек, близкий к Роскосмосу. Предыдущий неудачный запуск «Протона» был выполнен 2 июля 2013 года, когда носитель с разгонным блоком ДМ-03 и тремя российскими навигационными спутниками «Глонасс-М» упал на территории космодрома Байконур, откуда был запущен. Ущерб от аварии оценили в 4,4 млрд руб.

Минкомсвязь заявила, что после последней аварии будет перераспределен связной ресурс спутников, в частности, изменится «плановая точка стояния» нового спутника «Экспресс-АМ6», который готовился к запуску в июле 2014 года. На замену утраченного спутника, по информации министерства, понадобится три года.

Никто не виноват

Падение ракеты «Протон» стало результатом системного кризиса в российской космонавтике, считает историк космонавтики, доктор технических наук Вадим Лукашевич. С ним согласен эксперт по космосу из «РОЭЛ Консалтинг» Андрей Ионин: хотя положительные подвижки в промышленности есть, в частности, создана Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК), но пока не видно реформы самого Роскосмоса, без которой ситуацию не исправить, заявил он РБК.

ОРКК готова комментировать ситуацию только после завершения официального расследования. Помощник вице-премьера России Дмитрия Рогозина, отвечающего в правительстве за ОПК, не был в пятницу доступен для комментария.

Привлекать к ответственности, по сути, некого: при производственном цикле два с половиной — три года руководство отрасли меняется каждые полтора-два года, рассуждает Лукашевич. Олег Остапенко возглавляет Роскосмос с октября 2013 года, Александр Селиверстов руководит Космическим центром имени Хруничева с октября 2012 года, Игорь Комаров работает на посту гендиректора ОРКК всего несколько месяцев. По большому счету, надо дать отрасли нормально поработать, уверен эксперт.

Ракета-носитель «Протон» относится к тяжелому классу и предназначена для выведения космических аппаратов на орбиту. Она была разработана в 1960-х годах в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. С 2001 ракета-носитель «Протон-К» была постепенно заменена на новый модернизированный вариант носителя — «Протон-М». Хотя в основном конструкции схожи, серьезные изменения произошли в системе управления. Разгонным блоком для «Протон-М» является «Бриз-М». С 2001 года по настоящее время было осуществлено 80 запусков ракеты «Протон-М», из которых семь были неудачными, в результате чего спутник либо терялся, либо оказывался на нерабочей орбите. Таким образом, коэффициент аварийности «Протон-М» составил 8,75%. Еще два запуска были частично неудачными, то есть, несмотря на сбои, космическому аппарату удавалось частично или полностью выполнить свои функции. Запуски «Протон-М» главным образом являются коммерческими. Так, 57 запущенных ракет (71%) несли только иностранную нагрузку, в основном американские и европейские спутники. Стоимость производства ракеты оценивается примерно в 1,5 млрд руб., а сопутствующих ее запуску услуг — еще примерно в 1 млрд руб.