Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Прощание с Канадой
Лента новостей 10:57 МСК
Forbes назвал богатейшие семьи России Бизнес, 10:17 Лучшие предложения рынка наличной валюты  10:00   USD НАЛ. Покупка 65,19 Продажа 65,07 EUR НАЛ. 73,34 73,21 На российских наемников в Сирии потратили до 10 млрд руб. Политика, 09:57 Путин объявил внезапную проверку боеготовности вооруженных сил Политика, 09:46 Призраки войны: как в Сирии появилась российская частная армия Расследование, 09:34 Арестованной собственностью информатора WADA оказался земельный участок Общество, 09:32 Порошенко назвал целью Москвы сделать Украину частью «российской империи» Политика, 09:22 Медицина шаговой доступности — в свежем номере журнала РБК Бизнес, 09:16 В центральной части Италии произошло новое землетрясение Общество, 09:04 В Новосибирске вынужденно сел самолет из Пекина из-за смерти пассажирки Общество, 08:47 Число жертв землетрясения в Италии превысило 240 человек Общество, 07:44 В Сингапуре запустили первое в мире беспилотное такси Технологии и медиа, 07:37 Жертвами нападения на Американский университет в Кабуле стали 12 человек Общество, 06:51 «Газпрому» и нефтяникам предложили дополнительно заплатить 320 млрд руб. Экономика, 06:48 СМИ узнали о покупке «Абрау-Дюрсо» обанкротившегося кубанского завода Бизнес, 06:30 Минэкономразвития раскритиковало идею расширения полномочий ФАС Политика, 05:45 Путину предложили отдать «Ростелекому» строительство сети для госорганов Политика, 05:40 Власти Колумбии заключили мир с повстанцами после 50 лет конфликта Политика, 05:12 Rusal сократила чистую прибыль почти на 70% за год Бизнес, 04:39 Захватывающее банкротство: кто и зачем взял заложников в офисе Ситибанка Общество, 04:08 ФАС проверит «Газпром» и НОВАТЭК на махинации при торгах газом на бирже Политика, 03:58 В США сообщили об опасном сближении иранских катеров со своим эсминцем Политика, 03:56 Германия задумалась об уходе с турецкой базы Инджирлик Политика, 03:29 США призвали Россию участвовать в наказании виновных в химатаках в Сирии Политика, 03:12 Пассажирский самолет с отказавшим двигателем приземлился в Риге Общество, 02:05 В России арестовали имущество информатора WADA о допинге Политика, 01:46 Число жертв землетрясения в Италии приблизилось к 160 Общество, 01:01
Газета № 084 (1859) (1405) //1265 14 мая 2014, 00:25
Анатолий Темкин, Елена Малышева, Мария Гордеева, Елизавета Добкина
Прощание с Канадой
Magna и Bombardier могут свернуть совместные проекты в России
Фото: ИТАР-ТАСС

Один из крупнейших мировых производителей автокомплектующих — канадская Magna — может выйти из партнерства с «Автотором», вторым по мощности российским производителем, из-за охлаждения отношений между странами. Жертвой политики может стать и СП Bombardier и «Ростеха».

Канадское правительство рекомендовало автоконцерну Magna отказаться от сотрудничества с «Автотором» по проекту строительства автокластера в Калининградской области, доложил вчера премьер-ми­нис­тру Дмитрию Медведеву председатель совета директоров «Автотора» Владимир Щербаков на совещании в Калининграде. «Нам надо посмотреть и какое-нибудь письмо тоже отправить», — сказал Медведев министру промышленности и торговли Денису Мантурову.

«Автотор» объявил о создании автомобильного кластера в Калининградской области с общими инвестициями в 3 млрд евро весной 2012 года. Компания собиралась построить шесть автозаводов общей мощностью 350 тыс. машин в год и полтора десятка производств комплектующих. В качестве партнера «Автотор» привлек канадскую Magna.

Это было необходимо, потому что у компании не было соглашения с правительством о режиме промышленной сборки, позволяющего ввозить беспошлинно компоненты в обмен на локализацию собираемых машин. В 2012 году «Автотор» купил у Magna 60% одной из ее российских «дочек» — «Магна Нижний Новгород», у которой такое соглашение было. Оно действует до 2020 года, сказал вчера РБК президент «Автотора» Валерий Драганов. «Magna — наши хорошие партнеры, мы продолжаем работу по проекту, несмотря ни на что», — заявил Драганов.

Директор по коммуникациям Magna International Трэйси Фюрст отказалась комментировать рекомендацию канадского правительства, сославшись на то, что ей ничего о ней не известно. Компания следит за политической ситуацией в России, но не меняет планов, уточнила Фюрст, цитируя выступление гендиректора Magna Дона Уолкера на годовом собрании акционеров на прошлой неделе.

Бывший сотрудник российского офиса компании говорит, что у канадцев с самого начала было много вопросов к калининградскому проекту. В частности, в нынешних рыночных условиях вставал вопрос о загрузке новых сборочных мощностей, рассказывает топ-менеджер. По его словам, роль Magna в проекте — технологический партнер и маяк для привлечения партнеров-автопроизводителей.

Тяжелый вход

Magna работает в России более 15 лет, начав сотрудничество с нижегородского ГАЗа, куда поставляла двигатели. С группой ГАЗ Олега Дерипаски Magna связывают наиболее близкие отношения и самая давняя история сотрудничества. Канадско-австрийская компания консультировала группу в момент, когда она в начале 2000-х годов начала обновляться.

В 2007 году «Русские машины», кон­со­лидирующие машиностроительные активы «Базового элемента», купили 20% акций Magna за 1,54 млрд долл. Пакет был передан в залог по кредиту для «Русских машин» и в кризис 2008 года отошел к банкам-кредиторам.

От этой сделки Дерипаска получил не только убыток, но и опытного директора. В 2008 году в совет директоров ГАЗа вошел Зигфрид Вольф, бывший гендиректор Magna International. Сейчас он также возглавляет совет директоров «Русских машин».

Еще до альянса с Дерипаской канадцы договаривались с «Рос­технологиями» о сотрудничестве в разработке новой платформы для АвтоВАЗа. Проект начался в 2006 году, но в 2009-м был закрыт.

После кризиса Сбербанк в альянсе с Magna сделал попытку купить немецкий Opel у разоренной рецессией General Motors. Стороны договорились было о покупке 55% Opel, но в последний момент GM разорвала уже подписанное соглашение.

Сейчас у компании в России три завода по производству металлической и пластиковой штамповки для автопроизводителей — два в Санкт-Петербурге и один в Калужской области. Еще одна производственная площадка есть у Magna в Нижнем Новгороде. Все заводы работают в нормальном режиме, санкции Канады на них не сказались, утверждает руководитель крупной компании-поставщика комплектующих.

Вылет Bombardier

В марте вице-премьер Дмитрий Рогозин в ответ на решение канадских властей прекратить военное сотрудничество сделал заявление, поставившее под сомнение целесообразность продолжения работы совместного предприятия Bombardier и «Рос­теха» по созданию турбовинтовых самолетов. Вчера об этом сказал и министр промышленности и торговли Денис Мантуров. «Мы стали сами задумываться [о целесообразности продолжения проекта], время идет, а проект до сих пор не начат с точки зрения стройки. Формально компания Bombardier это не подтверждает [отказ от проекта], но такие крикливые заявления [властей Канады о введении санкций в отношении России] наводят нас на мысль о продолжении [о целесообразности продолжения проекта]», — цитирует министра ИТАР-ТАСС.

У Bombardier нет намерения сворачивать проект, а никаких документов и уведомлений от министерства в компании не получали, сказал источник, близкий к российскому офису канадской компании. Представитель Bombardier вчера не ответил на запрос РБК. Представитель «Ростеха» сообщил, что пока во взаимоотношениях с канадской компанией нет никаких из­менений.