Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Прощание с Канадой
Лента новостей 14:56 МСК
В московском вузе опровергли санкции для студентов-участников митинга Общество, 14:53 Uber анонсировал уход сервиса из Дании Бизнес, 14:34 В Белоруссии задержали россиянина за попытку ввоза оружия и «Майн кампф» Общество, 14:29 Собянин пообещал перестроить более 10% территории Москвы Общество, 14:29 МИД ответил на решение суда о законности санкций против «Роснефти» Политика, 14:28 Песков переадресовал вопросы о здоровье Медведева в правительство Политика, 14:21 Вслед за Фортовым уволился курировавший финансы вице-президент РАН Общество, 14:17 Избирком одобрил заявку на проведение референдума по Исаакиевскому собору Политика, 14:05 ЕСПЧ присудил компенсацию жившим в транзитной зоне Шереметьево беженцам Политика, 14:02 Лучшие предложения рынка наличной валюты  14:00   USD НАЛ. Покупка 57,10 Продажа 57,26 EUR НАЛ. 62,05 62,10 Правильный маневр: как налог с продаж повысил бы качество государства Владислав Иноземцев директор Центра исследований постиндустриального общества Мнение, 13:55 Костин допустил рейдерский захват украинской «дочки» ВТБ Бизнес, 13:49 Минфин оценил годовые потери государства в банках в 100 млрд руб. Финансы, 13:40 Иран допустил дальнейшее использование своих военных баз Россией Политика, 13:40 В России отозвали 1,1 тыс. автомобилей Jeep Grand Cherokee и Liberty Экономика, 13:36 В Краснодарском крае напали на освещавших «тракторный марш» журналистов Политика, 13:36 Ж-фактор: действительно ли равноправие полов выгодно для бизнеса Свое дело, 13:34 Костин вспомнил о романе Достоевского после слов АРБ о «фаворитизме» ЦБ Экономика, 13:14 Генштаб рассказал об ответных мерах на развертывание системы ПРО США Политика, 13:14 Песков назвал «очередной уткой» сообщения о его поездке в Луганск Политика, 13:14 В Кремле назвали Украину страной с нулевой инвестиционной надежностью Политика, 13:10 Лавров объяснил отказ России вводить войска на Украину Политика, 12:58 Фортов впервые после болезни принял участие в заседании президиума РАН Общество, 12:54 «Яблоко» предложило ЦИКу ввести интернет-голосование Политика, 12:53 Консерватория в Москве назвала список «врагов народа» инициативой лектора Общество, 12:47 Дик Чейни счел вмешательство России в выборы США «актом войны» Политика, 12:47 Курс евро на завтра  12:41 EUR ЦБ 61.8102 -0.1513 Курс доллара на завтра  12:41 USD ЦБ 56.9364 -0.0869
Газета № 084 (1859) (1405) //1265 14 мая 2014, 00:25
Анатолий Темкин, Елена Малышева, Мария Гордеева, Елизавета Добкина
Прощание с Канадой
Magna и Bombardier могут свернуть совместные проекты в России
Фото: ИТАР-ТАСС

Один из крупнейших мировых производителей автокомплектующих — канадская Magna — может выйти из партнерства с «Автотором», вторым по мощности российским производителем, из-за охлаждения отношений между странами. Жертвой политики может стать и СП Bombardier и «Ростеха».

Канадское правительство рекомендовало автоконцерну Magna отказаться от сотрудничества с «Автотором» по проекту строительства автокластера в Калининградской области, доложил вчера премьер-ми­нис­тру Дмитрию Медведеву председатель совета директоров «Автотора» Владимир Щербаков на совещании в Калининграде. «Нам надо посмотреть и какое-нибудь письмо тоже отправить», — сказал Медведев министру промышленности и торговли Денису Мантурову.

«Автотор» объявил о создании автомобильного кластера в Калининградской области с общими инвестициями в 3 млрд евро весной 2012 года. Компания собиралась построить шесть автозаводов общей мощностью 350 тыс. машин в год и полтора десятка производств комплектующих. В качестве партнера «Автотор» привлек канадскую Magna.

Это было необходимо, потому что у компании не было соглашения с правительством о режиме промышленной сборки, позволяющего ввозить беспошлинно компоненты в обмен на локализацию собираемых машин. В 2012 году «Автотор» купил у Magna 60% одной из ее российских «дочек» — «Магна Нижний Новгород», у которой такое соглашение было. Оно действует до 2020 года, сказал вчера РБК президент «Автотора» Валерий Драганов. «Magna — наши хорошие партнеры, мы продолжаем работу по проекту, несмотря ни на что», — заявил Драганов.

Директор по коммуникациям Magna International Трэйси Фюрст отказалась комментировать рекомендацию канадского правительства, сославшись на то, что ей ничего о ней не известно. Компания следит за политической ситуацией в России, но не меняет планов, уточнила Фюрст, цитируя выступление гендиректора Magna Дона Уолкера на годовом собрании акционеров на прошлой неделе.

Бывший сотрудник российского офиса компании говорит, что у канадцев с самого начала было много вопросов к калининградскому проекту. В частности, в нынешних рыночных условиях вставал вопрос о загрузке новых сборочных мощностей, рассказывает топ-менеджер. По его словам, роль Magna в проекте — технологический партнер и маяк для привлечения партнеров-автопроизводителей.

Тяжелый вход

Magna работает в России более 15 лет, начав сотрудничество с нижегородского ГАЗа, куда поставляла двигатели. С группой ГАЗ Олега Дерипаски Magna связывают наиболее близкие отношения и самая давняя история сотрудничества. Канадско-австрийская компания консультировала группу в момент, когда она в начале 2000-х годов начала обновляться.

В 2007 году «Русские машины», кон­со­лидирующие машиностроительные активы «Базового элемента», купили 20% акций Magna за 1,54 млрд долл. Пакет был передан в залог по кредиту для «Русских машин» и в кризис 2008 года отошел к банкам-кредиторам.

От этой сделки Дерипаска получил не только убыток, но и опытного директора. В 2008 году в совет директоров ГАЗа вошел Зигфрид Вольф, бывший гендиректор Magna International. Сейчас он также возглавляет совет директоров «Русских машин».

Еще до альянса с Дерипаской канадцы договаривались с «Рос­технологиями» о сотрудничестве в разработке новой платформы для АвтоВАЗа. Проект начался в 2006 году, но в 2009-м был закрыт.

После кризиса Сбербанк в альянсе с Magna сделал попытку купить немецкий Opel у разоренной рецессией General Motors. Стороны договорились было о покупке 55% Opel, но в последний момент GM разорвала уже подписанное соглашение.

Сейчас у компании в России три завода по производству металлической и пластиковой штамповки для автопроизводителей — два в Санкт-Петербурге и один в Калужской области. Еще одна производственная площадка есть у Magna в Нижнем Новгороде. Все заводы работают в нормальном режиме, санкции Канады на них не сказались, утверждает руководитель крупной компании-поставщика комплектующих.

Вылет Bombardier

В марте вице-премьер Дмитрий Рогозин в ответ на решение канадских властей прекратить военное сотрудничество сделал заявление, поставившее под сомнение целесообразность продолжения работы совместного предприятия Bombardier и «Рос­теха» по созданию турбовинтовых самолетов. Вчера об этом сказал и министр промышленности и торговли Денис Мантуров. «Мы стали сами задумываться [о целесообразности продолжения проекта], время идет, а проект до сих пор не начат с точки зрения стройки. Формально компания Bombardier это не подтверждает [отказ от проекта], но такие крикливые заявления [властей Канады о введении санкций в отношении России] наводят нас на мысль о продолжении [о целесообразности продолжения проекта]», — цитирует министра ИТАР-ТАСС.

У Bombardier нет намерения сворачивать проект, а никаких документов и уведомлений от министерства в компании не получали, сказал источник, близкий к российскому офису канадской компании. Представитель Bombardier вчера не ответил на запрос РБК. Представитель «Ростеха» сообщил, что пока во взаимоотношениях с канадской компанией нет никаких из­менений.