Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Глава ЦРУ заявил о «пристающих к Америке» русских 05:39, Политика В Уссурийске ввели режим ЧС из-за сильных дождей 05:20, Общество «Би-би-си» сообщила о проданных на аукционе «часах Путина» за €1 млн 05:02, Общество Власти США одобрили строительство Hyperloop от Нью-Йорка до Вашингтона 04:30, Технологии и медиа Трамп внес в сенат США кандидатуру Хантсмана на должность посла в России 03:23, Политика Schlumberger договорилась о покупке контроля в Eurasia Drilling 02:46, Бизнес Космический корабль «Прогресс МС-05» затопили в Тихом океане 02:35, Общество Возле курортных городов Турции и Греции произошло мощное землетрясение 02:21, Общество Стрелков рассказал о ПВО ДНР в день крушения MH17 02:07, Политика Ликсутов допустил появление поездов без машинистов в московском метро 01:48, Общество «Взял свою трехстволочку»: кто выиграл в дебатах Стрелкова и Навального 01:21, Политика Основатель Linkin Park прокомментировал смерть солиста группы 00:59, Общество В НАТО заподозрили Россию в создании «троянского коня» в Белоруссии 00:57, Политика От «чокнутого хулигана» до поэта-миллионера: памяти Честера Беннингтона 00:31, Фотогалерея  В Италии умер осужденный за убийство кинорежиссера Пьера Паоло Пазолини 00:15, Общество Система страхования застройщиков потребовала дополнительных гарантий 00:01, Финансы Совет Федерации осенью покинут 14 сенаторов 00:01, Политика Россия стала лидером по запросам на удаление информации в Google 00:01, Технологии и медиа Около нуля: в каком банке самый выгодный валютный депозит 20 июл, 23:48, Деньги Собянин пообещал благоустройство на периферии Москвы 20 июл, 23:29, Политика Инвесторы назвали новую экстремальную угрозу для финансовых рынков 20 июл, 23:06, Финансы ExxonMobil опротестовала в суде штраф за нарушение санкций против России 20 июл, 22:52, Бизнес Time опубликует на обложке июльского номера портрет Путина 20 июл, 22:42, Политика Посольство России в Испании подтвердило гибель россиянки 20 июл, 22:19, Общество Депутат парламента Крыма получил десять лет колонии за мошенничество 20 июл, 22:08, Общество Определились соперники «Зенита» и «Краснодара» в Лиге Европы 20 июл, 22:08, Спорт Банки отчитались о первом дне выплат вкладчикам «Югры» 20 июл, 22:07, Финансы Солиста Linkin Park нашли мертвым в его доме 20 июл, 21:57, Общество
Голографические миллионы
Газета № 084 (1859) (1405) //1265 Общество, 14 мая, 2014 01:25
0
Голографические миллионы
Российский стартап заработал на оборудовании для интерактивных презентаций
Фото: Денис Клеро

Российская компания Nettle разработала технологию, которая позволяет показать человеку панораму или объект в 3D так, что объемную модель можно рассмотреть со всех сторон. Предприниматели интегрировали разработку в презентационные столы, которые продают и сдают в аренду крупному бизнесу для использования на выставках. В планах на ближайшее будущее — освоить новый сегмент — игровой и построить голографический аттракцион.

Перед Андреем Десятовым и Петром Севостьяновым, основателями стартапа Nettle, — интерактивный стол под названием NettleBox, на поверхности которого вырастает голограмма: жилой комплекс в 3D, с детальной визуализацией каждой машины на стоянке, подписями улиц и возможностью, приблизив этаж, «заглянуть» в каждую квартиру. Чтобы увидеть голограмму, созданную по технологии MotionParallax3D от Nettle, нужно надеть 3D-очки. «Крутить» объемную картинку или менять ее масштаб можно, управляя с IPad или небольшим манипулятором в руках по принципу тачпада ноутбука. Вокруг стола можно ходить и рассматривать виртуальный объект со всех сторон. «Часто те, кто наблюдает за моделью, протягивают руку к голограмме — настолько реалистично она смотрится над дисплеем», — говорит Десятов.

Как это работает

Принцип NettleBox основан на эффекте параллакса — видимом смещении более близкого объекта на фоне значительно более далеких при перемещении наблюдателя. В 3D-очках есть несколько маркеров, по которым встроенные в стол камеры с точностью до миллиметра определяют положение головы пользователя. Анализируя эти данные, программа моделирует два изображения (для каждого из глаз человека), которые друг за другом выводятся на экран стола. В 3D-очках эти две картинки «собираются» в единое изображение. При малейшей ошибке в позиционировании пользователя и даже незначительной задержке подачи двух проекций модель искажается. Разработчики Nettle смогли настроить систему так, чтобы камеры снимали данные с маркеров более 900 раз в секунду и «движок» формировал 3D-изображение с частотой 120 кадров в секунду.

Бизнес за столом

Основатели проекта Петр Севостьянов и Андрей Десятов — земляки, родом из Воронежа. Они познакомились в 2008 году. Севостьянов, владелец студии 3D-графики, и Десятов, глава фирмы по разработке софта, вместе работали над проектом в сфере интерактивного обучения по государственному заказу. Тогда они создали систему проектирования 3D-изображения на экран одной из стен аудитории, та же модель одновременно должна была показываться на личном компьютере ученика — с дополнительными пояснениями и инфографикой. Предприниматели за свою работу получили несколько миллионов рублей. Эти средства и стали стартовой инвестицией в NettleBox.

Прототип NettleBox появился в конце 2010 года. Он представлял собой обычный деревянный стол, в который встроили две камеры и устройства для управления 3D-очками. Изображение сильно зависело от внешнего освещения, а стол был неповоротливым и тяжелым, все же реалистичности 3D-голограммы добиться удалось. Прототип обошелся предпринимателям в несколько сотен тысяч рублей. Этот сделанный «на коленке» опытный образец у Nettle купила за 600 тыс. руб. одна из крупных IТ-компаний, работающая в том числе по оборонным заказам. Полученные средства также пошли на совершенствование технологии.

Серийный образец появился осенью 2013 года, после более чем пяти прототипов. К текущему моменту Десятов и Севостьянов инвестировали в разработку уже более 30 млн руб. В основном деньги от продажи первых образцов, а также доход от сторонних проектов предпринимателей. Более 5 млн руб. команда получила в качестве грантов от различных госструктур.

Сейчас Nettle сама производит камеры, используемые в столах (в каждом их по четыре). Себестоимость текущей версии NettleBox Десятов и Севостьянов не раскрывают. Сегодня стол «упакован» в алюминиевый корпус, весит около 40 кг и работает на Windows. Производятся NettleBox пока в России, так как для заказчиков важна скорость поставки.

Голограммы вместо PowerPoint

Столы для инновационных голограмм основатели Nettle продают в первую очередь в качестве презентационного оборудования. Клиенты в основном девелоперы и руководители крупных заводов, которые хотят визуализировать весь процесс производства.

Варианты сотрудничества разные. Можно взять стол в аренду. Чек при этом с учетом стоимости разработки презентации составит не менее 500 тыс. руб.

Другой вариант — купить стол и заказывать Nettle лишь разработку контента под каждый конкретный проект. Впрочем, Nettle не привязывает клиентов к себе — заказать презентацию для стола можно в студиях, занимающихся real-time-графикой. Им компания предоставляет «пакет» средств разработки и даже обучает производству презентаций для своего устройства. Делается это бесплатно, как вклад в популяризацию новой платформы.

Приобретение стола диагональю 50 см обойдется в 980 тыс. руб., диагональю 65 см — более 1,6 млн руб. За создание каждой презентации придется платить несколько сот тысяч рублей — цена зависит от сложности макета и дополнительных функций («заглядывание» за стенки, изменение цвета и текстуры поверхностей и т.п.).

Среди титулованных заказов Nettle (чек начинается от 1,5 млн руб.) — элитный квартал «Литератор» и IQ-квартал в составе «Москва-Сити», «Центральный детский магазин» на Лубянке от ОАО «Галс-Девелопмент». Среди крупных промышленных заказчиков — «Газпроектинжиниринг», «Технониколь». В портфолио Nettle также есть решения для нефтегазовой отрасли и структур Минобороны.

Сейчас Десятов и Севостьянов ищут партнеров среди системных интеграторов, поставщиков интерактивного оборудования, выставочных центров. Такие контрагенты, планируют предприниматели, будут покупать партии столов NettleBox с дистрибьюторской скидкой на каждый продукт. Это позволит Nettle быстрее завоевать рынок.

Найти дилера

Выручка компании за 2013 год составила более 30 млн руб. За 2014 год основатели компании планируют заработать не менее 90 млн руб. Они ведут переговоры с крупными дилерами, к которым уже обращаются системные интеграторы и которые уже имеют клиентскую базу по всем регионам. «Softline уже работает с оборудованием других производителей, которое позволяет создавать интерактивные решения, — ответил РБК на просьбу прокомментировать перспективы сотрудничества с Nettle Алексей Городищев, ведущий менеджер управления сервисов компании Softline. — Но пока компания использует в проектах более простые системы, поскольку именно они в наибольшей степени востребованы у ключевых заказчиков в этой области — в сфере образования и государственных услуг. Тем не менее мы всегда заинтересованы в расширении портфеля решений».

РБК удалось выяснить, что два стола Nettle уже продали системному интегратору КРОК. «Недавно мы открыли первый в России центр 3D-решений — демонстрационную площадку с десятью интерактивными системами, — рассказал Павел Почтеннов, директор центра 3D-решений компании КРОК. — В основном в центре представлены системы нашего партнера — EON Reality, но есть и оборудование Nettle — два стола с диагональю 50 и 65 дюймов. Один из них — меньшего размера — используется нами для демонстраций. Вторая модификация стола Nettle с диагональю 65 дюймов доступна для заказа. Пока у продуктов Nettle есть только один недостаток: изображение в режиме трекинга может рассматривать только один человек, а не группа».

Основатели стартапа рассказали, что уже работают над технологией для многопользовательского наблюдения за голограммами. Для такого режима потребуется увеличение скорости вывода изображения на экран с нынешних 120 кадров до величины, пропорциональной количеству зрителей, — на каждого зрителя по 120 кадров в секунду.

Количество заказчиков выставочных решений за 2014 год, планируют Севостьянов и Десятов, составит около 30. Число партнеров по разработке контента, надеются предприниматели, будет не менее десяти до конца года.

Движок для игр

Nettle не собирается ограничиваться презентационными возможностями своей технологии. К осени предприниматели планируют на ее основе запустить новый формат игровых аттракционов. Игровые помещения будут оборудованы специальной системой проекторов, которые будут ориентироваться на датчики в приборах на теле человека.

В процессе игры на голограммы можно будет не просто смотреть, но и взаимодействовать с ними. Игроки смогут наводить на соперника оружие взглядом, уворачиваться от ракет врага — любое движение вызовет соответствующее поведение персонажа в виртуальном мире. Впрочем, в руках геймера, скорее всего, останется джойстик — например, для выбора оружия, переключения режимов и т.д. «Такие игры будут длиться не больше 2—3 минут и потребуют хорошей физической подготовки игрока, — говорит Десятов. —Думаю, из игровых комнат люди будут выходить в поту и довольно измотанными». На начальных этапах Nettle будет сама производить игры для таких аттракционов, затем планирует привлекать партнеров-разработчиков. Предполагается создание многоуровневых игр с запоминанием аккаунта каждого игрока.

Стоимость оборудования одного аттракциона основатели Nettle пока не озвучивают, но подчеркивают, что она будет сопоставима с сегодняшней стоимостью 5D-кинотеатров (850 тыс. — 1 млн руб.). Производители такого развлекательного оборудования (в России действует не более пяти крупных игроков, которые в том числе поставляют в страну комплекты для 5D-кинотеатров из-за границы) обещают представителям в регионах окупаемость вложений за 4—5 месяцев. Руководители Nettle в июне начнут переговоры с московскими и региональными владельцами игровых зон, убеждая, что вернуть инвестиции в оборудование комнаты игровой реальности удастся намного быстрее из-за новизны продукта.

В глобальных планах проекта — разработать на основе существующих алгоритмов и средств визуализации персональные игровые комплекты для владельцев компьютеров. Nettle хочет стать первой в мире компанией, разработавшей устройство для «полного погружения» игрока в случае игр от третьего лица (такими являются большинство многопользовательских командных игр, среди которых стратегии и RPG — Role-Playing Games, самые культовые типы игр). Пока существуют устройства лишь для игр от первого лица (Oculus Rift, Nvidia 3D Vision — «очки» для одного персонажа).

Десятов и Севостьянов хотят оцифровать для новой игровой платформы вначале популярные в мировом масштабе игры и сейчас адаптируют для своей технологии StarCraft II. Чтобы стать популярным на массовом рынке, персональный «комплект» для виртуальной реальности от Nettle должен стоить не больше 15—20 тыс. руб. В каждое из двух новых игровых направлений предприниматели рассчитывают инвестировать как минимум 10 млн руб. в ближайшие годы.

Виртуальная VS дополненная реальность

В России интерактивные решения для презентационных задач бизнеса также разрабатывает компания PlayDisplay. Проект использует принцип не виртуальной (когда пользователя полностью «погружают» в виртуальный мир), а дополненной реальности (когда виртуальные объекты накладываются на реальные предметы). PlayDisplay предлагает клиентам разработать интерактивный стол с «маркером», который можно считать с помощью специального мобильного приложения, и увидеть трехмерную модель виртуального объекта. При этом можно показать изменение его состояния во времени (например, визуализировать процесс строительства жилого комплекса), а также дать возможность «заглянуть» внутрь модели. Также PlayDisplay создает интерактивные стенды, изображениями на которых могут управлять посетители выставки. Это возможно благодаря сенсорам Kinect. Основные заказчики PlayDisplay — девелоперы, крупные промышленные компании, FMCG-бренды, а также бизнес в авиационной сфере. Кроме того, PlayDisplay работает с местными властями, правительством РФ, а также госкомпаниями.

Как рассказал РБК Андрей Судариков, сооснователь PlayDisplay, средний чек клиента компании колеблется от 1,5 млн до 3 млн руб. в зависимости от сложности разрабатываемого контента и дополнительных возможностей интерактивных инсталляций. Чек крупных заказчиков может доходить до нескольких миллионов долларов. Всего PlayDisplay с момента основания компании в 2011 году заключила более ста контрактов. Другое направление работы стартапа — создание видеобуклетов, в страницы которых «вшиваются» маленький контроллер и экран. В 2013 году видеобуклеты принесли компании около 25% выручки (общий размер выручки основатели не раскрывают). Один видеобуклет обходится заказчику от 1,8 тыс. до 5 тыс. руб., «тираж» клиента обычно составляет от 50 до 500 штук.

Сейчас стартап работает над технологией создания интерактивных комнат, в которых «маркеры» наносятся на все стены, пол и потолок помещения, а посетитель через стекла очков или приложение на планшете может видеть «выдвигающиеся» из плоскостей экспонаты. «Эта технология позволит разворачивать интерактивные пространства в любом помещении — создавать бутики, выставки, лаборатории, игровые зоны нового поколения», — говорит Судариков. Пока PlayDisplay реализовала один такой проект в Казахстане и тестирует технологию. Судариков планирует, что решение заинтересует музеи, а также любой крупный бизнес, который бы хотел привлечь внимание посетителей необычным выставочным комплексом. Чек заказчиков составит не менее 1 млн долл.

Игорь Балк, управляющий партнер компании Global Innovation Labs

Тема виртуальной реальности сейчас в тренде. Фактически в рамках таких технологий есть два подхода. Один из них, который развивает купленный недавно Facebook Oculus Rift, сводится к проекции картинки на экран-очки или экран-шлем, чтобы человек видел только спроецированное изображение реальности с дополнениями. Второй подход как раз реализует Nettle: они создают образ на внешнем экране, и очки только помогают смотреть на это изображение. Какой из подходов победит в итоге, сложно сказать, на выставках сейчас живут оба.

Михаил Цыганков,  управляющий партнер Global TechInnovations (GTI)

Nettle — проект с хорошей реализацией и сделанный вовремя, ведь именно сейчас доступность и стоимость базовых технологий виртуальной реальности достигла критической точки. Если говорить о глобальных конкурентах, то пока у Nettle в сравнении с нашумевшим Oculus Rift гораздо более удобный интерфейс — легкие очки. Впрочем, это вопрос времени — максимум через несколько лет и Oculus сделает свои продукты столь же легкими и удобными, как простые очки для 3D-телевизора. Я полагаю, что и в Google Glass также появятся возможности виртуальной реальности. Пожалуй, проблема в том, что стол Nettle пока довольно дорогой и тяжелый — его нельзя носить с собой. В этом смысле любые носимые гаджеты (даже Oculus в текущем виде) более конкурентны. Кроме того, соперниками для российской компании станут и продукты-заменители типа Altergaze (это просто пластиковая «оправа» для iPhone, которая превращает телефон в замену Oculus VR — продукт можно напечатать на 3D-принтере за смешные деньги).

Наталья Царевская-Дякина, бизнес-ангел:

Сейчас я вижу некоторую дезориентацию среди создателей  инновационных проектов: у многих инициаторов стартапов в сознании крепко засела парадигма: если ты стартап, то нужно найти инвестора, а без инвестора никуда, ни за что не взлетишь. И очень не многие заставляют себя задуматься, а нужны ли проекту лишние (в прямом смысле) люди и деньги.

У команды NettleBox хватило предпринимательского опыта, знания рынка и умения планировать финансовое развитие, чтобы сделать ставку только на собственные силы и «взлететь» благодаря им. Тот факт, что предприниматели сфокусировались на самом продукте, на его разработке и возможности продаж, а не на погоне за деньгами инвесторов, которая может продолжаться годами, и стал залогом нынешнего успеха.

По моему мнению, сейчас проект переходит из стадии «стартап» в стадию «постоянный бизнес» и вот здесь команду подстерегают проблемы роста. Компании придется делать все в разы быстрее: производить продукцию, искать клиентов и партнеров, расширять сеть, выходить на новые рынки, нанимать людей, искать дополнительные средства и пр. И управлять проектом как бизнесом. Этот рубеж перейти так же сложно, как стадию от идеи до прототипа.