Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Надзирать и развивать
Лента новостей 15:44 МСК
Кремль сообщил дату визита Эрдогана в Россию Политика, 14:36 Прокурор Украины заявил о российском паспорте «похитителя» депутата Рады Политика, 14:22 Прощание с Виталием Чуркиным. Фотогалерея Фотогалерея, 14:09 Виталия Чуркина похоронили в Москве Политика, 13:56 Ле Пен отказалась идти на допрос полиции по делу о финансовых махинациях Политика, 13:35 Корабль «Прогресс МС-05» пристыковался к МКС Технологии и медиа, 13:12 Более 40 человек погибли при взрыве на КПП на севере Сирии Политика, 12:51 Белоруссия приняла решение по газовому спору с Россией Экономика, 12:32 СМИ раскрыли характеристики обновленной версии Nokia 3310 Технологии и медиа, 12:06 Израиль отказался выдать разрешение на работу главе отделения HRW Политика, 11:35 В Совфеде сочли «тревожным» намерение Трампа наращивать ядерный потенциал Политика, 11:29 В Москве началась церемония прощания с Виталием Чуркиным Политика, 10:48 В Малайзии проверят аэропорт на радиацию после убийства брата главы КНДР Общество, 10:45 СКР возбудил уголовное дело после пожара в детской больнице в Твери Общество, 10:24 Биржевой курс биткоина обновил исторический максимум Финансы, 10:08 Тверской губернатор поручил проверить безопасность всех больниц региона Политика, 09:52 Сеул призвал Вашингтон включить КНДР в список террористических государств Политика, 09:22 WSJ узнала об отказе Трампа выходить из соглашения о климате из-за дочери Политика, 08:58 Камчатский вулкан Шивелуч выбросил столб пепла на высоту пять километров Общество, 08:18 Трамп допустил встречу с главой КНДР Ким Чен Ыном Политика, 07:58 Пожар в детской областной больнице в Твери локализовали Общество, 06:34 Малайзия установит происхождение убившего брата лидера КНДР вещества Общество, 05:49 В Госдуме рассказали о встрече в Вене парламентариев России и Украины Политика, 05:31 Alphabet обвинила Uber в краже технологий беспилотного автомобиля Бизнес, 04:58 Полиция Малайзии установила убившее брата лидера КНДР вещество Общество, 04:24 CNN узнал о противостоянии ФБР Белому дому по вопросу «связей» с Россией Политика, 03:49 В горящей детской больнице в Твери обрушилась крыша Общество, 02:59 Китай впервые в истории стал важнейшим торговым партнером Германии Экономика, 02:47
Газета № 083 (1858) (1305) //1264 13 мая 2014, 00:24
Елена Малышева
Надзирать и развивать
Контрольные органы в России могут обязать следить за развитием бизнеса
Фото: ИТАР-ТАСС

Контрольно-надзорные органы — ФАС, Роскомнадзор и прочие — должны будут учитывать, как проводимые ими проверки сказываются на состоянии компаний. Сейчас их цель — найти нарушителей, станет — минимизация потенциальных угроз. Концепцию реформы контрольной системы разработало Минэкономразвития.

Основная цель, декларируемая концепцией законопроекта «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)» (есть у РБК), — установление «системообразующих правил организации и осуществления» надзора и контроля в России. Представитель Минэкономразвития сообщил РБК, что проект концепции разработан в соответствии с поручением президента и в настоящее время разослан в заинтересованные ведомства для сбора предложений, после чего будет организовано общественное обсуждение.

Меньше наказывать и больше помогать

Развернуть контролирующие органы лицом к бизнесу предлагается с помощью специальной оценки негативных экономических последствий от контрольной деятельности. Это, по расчетам министерства, должно застраховать систему от таких случаев, когда излишнее рвение контрольных органов может нанести бизнесу непропорциональный ущерб. В законопроекте впервые будет учитываться экономический эффект от деятельности компании при оценке целесообразности контроля, говорится в концепции.

«Принцип «контролировать, чтобы наказывать» должен быть заменен принципом «помогать, чтобы росли», — говорит вице-президент «ОПОРА России» Владислав Корочкин, обсуждавший документ от имени бизнеса с его авторами. В том числе «ОПОРА» в ходе его разработки настаивала на разделении контроля и надзора, смешение которых создает простор для коррупции.

Развитие и контроль бизнеса — в корне разные вещи, не согласен замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный. «Контроль может только указать на проблему, может в этой части сделать какие-то выводы... Но тут вопрос: насколько государство в лице не регулирующих, а контролирующих органов может вмешиваться в определение стратегии и тактики бизнеса?» — удивляется представитель контролирующего ведомства.

По его словам, может получиться так, что контролирующие органы будут меньше заинтересованы непосредственно в контроле. «Они на проверки ходить перестанут, тут конфликт интересов возникнет», — опасается он.

Контрольно-надзорные органы не обладают ресурсами для развития бизнеса и могут способствовать развитию предпринимательства косвенно. Например, ограничивая занятие предпринимательской деятельностью без лицензии, если есть обязанность иметь лицензию, соглашается замначальника правового управления ФАС Сергей Максимов.

Нет риска — нет проверок

Одна из главных новелл концепции Минэкономразвития — планирование контроля пропорционально риску причинения вреда. «Частота проверок и (объем) задействованных в них ресурсов должны быть пропорциональны уровню риска», — отмечается в документе. А сам контроль должен быть нацелен на уменьшение риска, что сейчас не совсем так.

«Сейчас любая деятельность независимо от риска, который она несет, контролируется одинаково: большое химическое предприятие или маленький магазинчик, где самый большой риск — это пищевое отравление. Их должны контролировать по одним и тем же правилам. Это глупость, на которую тратится большое количество государственных денег», — говорит Корочкин.

Прямые затраты на проверки из бюджетов всех уровней в 2012 году составили 69 млрд руб. Но практика показывает, что большая часть проведенных проверок (84%) не выявляет нарушений, представляющих угрозу. Международный опыт предполагает контроль за бизнесом на основе управления рисками, отмечают в Минэкономразвития. Это также позволяет сократить госрасходы.

Такие методы успешно используются в Австралии, Великобритании, Италии и других странах. В прошлом году, отмечается в документе, понятие риска и его оценки было введено и в соответствующий закон Казахстана. Там частота плановых проверок поставлена в зависимость от степени риска и варьируется от раза в квартал до раза в пять лет для разных субъектов. А некоторые виды деятельности, полагает Минэкономразвития, можно вообще избавить от плановых проверок.

Алгоритмы проверок должны быть унифицированы. Все виды госконтроля и надзора законопроект сведет в единый закрытый перечень с четким разграничением между федеральным, региональным и муниципальным уровнем. А сами меры должны стать в большей степени превентивными и в меньшей — репрессивными.

Наличие результата не гарантирует эффекта

Целью проверок, по новой концепции, должна стать минимизация негативных общественно опасных последствий. Соответствующей должна стать и система оценки эффективности работы контролеров. Предлагается сразу два различных маркера: эффективность и результативность контроля. Последняя должна определяться снижением негативных показателей — смертности, загрязнения, числа пожаров и т.п.

Под эффективностью предлагается понимать выявление максимального количества нарушений, создающих угрозу причинения вреда, в соотношении с потраченными ресурсами. По мнению Павла Ливадного, это скорее неправильно: количественных критериев лучше избегать, поскольку это «модификация пресловутого палочного подхода».

Корочкин из «ОПОРА», наоборот, не беспокоится на этот счет, поскольку речь идет о нарушениях, несущих реальную угрозу. «Это мы обсуждали, это правильно», — говорит он. Сегодня, отмечает представитель бизнеса, у контрольных органов слишком завышенные требования, всегда можно найти нарушение, «а несет оно опасность или нет — контролера не интересует».

Оценивать деятельность контролеров должен уполномоченный орган исполнительной власти, пишет Минэкономразвития. Министерство, вероятно, имеет в виду себя, предполагает Ливадный. Однако, по его мнению, этот орган должен быть независимым от исполнительной власти. Какими могут быть санкции за неисполнение положений закона, в документе не упоминается.