Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Три человека погибли в аварии на трассе Тюмень – Омск 09:19, Общество ЦАХАЛ заявил о запуске из Сектора Газа ракеты в сторону Израиля 08:46, Политика Россия обошла Китай, Иран и КНДР в рейтинге военных угроз Пентагона 08:23, Политика При пожаре в Челябинской области погибли четверо детей 08:04, Общество В Пентагоне не исключили возможности военного конфликта с КНДР 07:25, Политика В Китае жертвами падения крана стали семь человек 06:55, Общество Трамп напомнил о праве помилования на фоне процесса о связях с Россией 06:36, Политика Совбез ООН срочно созвали после обострения конфликта в Иерусалиме 06:29, Политика Оппозиция Венесуэлы заявила о задержании одного из верховных судей 05:58, Политика Социологи зафиксировали резкое падение рейтинга Макрона 05:07, Политика В США во время концерта Chance the Rapper пострадали 90 человек 04:21, Общество В ФРГ заявили о возможном ухудшении отношений с Россией из-за Siemens 03:47, Политика Донецкая фильтровальная станция прекратила работу из-за обстрелов 03:38, Политика Сирийская армия с боями вышла к реке Евфрат 03:04, Политика Трамп обвинил газету The New York Times в срыве операции против лидера ИГ 02:33, Политика В АНБ оценили перспективы создания Россией и США группы кибербезопасности 01:32, Политика Ближневосточный «квартет» обеспокоился беспорядками на Храмовой горе 01:25, Политика Около греческого острова Кос произошли два подземных толчка 00:40, Общество Конгресс США смягчил предложенные новые санкции против России 00:39, Политика Кисляк завершил свою миссию посла России в США 00:01, Политика В ЕС выразили обеспокоенность из-за проекта США о санкциях против России 22 июл, 23:49, Политика Трамп принял участие в спуске на воду новейшего авианосца США 22 июл, 23:38, Политика Бывший мэр Тбилиси попал в ДТП в Грузии 22 июл, 22:50, Общество Кремль оценил новый вариант законопроекта о санкциях против России 22 июл, 22:46, Политика СМИ сообщили о разгерметизации на борту летевшего в Москву самолета 22 июл, 21:47, Общество Россия завоевала восьмое золото на чемпионате мира по водным видам спорта 22 июл, 21:32, Спорт На «Зенит Арене» во время матча протекла крыша 22 июл, 21:26, Общество Футболист «Зенита» перешел в тульский «Арсенал» 22 июл, 21:00, Спорт
Надзирать и развивать
Газета № 083 (1858) (1305) //1264 Общество, 13 мая, 2014 01:24
0
Надзирать и развивать
Контрольные органы в России могут обязать следить за развитием бизнеса
Фото: ИТАР-ТАСС

Контрольно-надзорные органы — ФАС, Роскомнадзор и прочие — должны будут учитывать, как проводимые ими проверки сказываются на состоянии компаний. Сейчас их цель — найти нарушителей, станет — минимизация потенциальных угроз. Концепцию реформы контрольной системы разработало Минэкономразвития.

Основная цель, декларируемая концепцией законопроекта «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)» (есть у РБК), — установление «системообразующих правил организации и осуществления» надзора и контроля в России. Представитель Минэкономразвития сообщил РБК, что проект концепции разработан в соответствии с поручением президента и в настоящее время разослан в заинтересованные ведомства для сбора предложений, после чего будет организовано общественное обсуждение.

Меньше наказывать и больше помогать

Развернуть контролирующие органы лицом к бизнесу предлагается с помощью специальной оценки негативных экономических последствий от контрольной деятельности. Это, по расчетам министерства, должно застраховать систему от таких случаев, когда излишнее рвение контрольных органов может нанести бизнесу непропорциональный ущерб. В законопроекте впервые будет учитываться экономический эффект от деятельности компании при оценке целесообразности контроля, говорится в концепции.

«Принцип «контролировать, чтобы наказывать» должен быть заменен принципом «помогать, чтобы росли», — говорит вице-президент «ОПОРА России» Владислав Корочкин, обсуждавший документ от имени бизнеса с его авторами. В том числе «ОПОРА» в ходе его разработки настаивала на разделении контроля и надзора, смешение которых создает простор для коррупции.

Развитие и контроль бизнеса — в корне разные вещи, не согласен замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный. «Контроль может только указать на проблему, может в этой части сделать какие-то выводы... Но тут вопрос: насколько государство в лице не регулирующих, а контролирующих органов может вмешиваться в определение стратегии и тактики бизнеса?» — удивляется представитель контролирующего ведомства.

По его словам, может получиться так, что контролирующие органы будут меньше заинтересованы непосредственно в контроле. «Они на проверки ходить перестанут, тут конфликт интересов возникнет», — опасается он.

Контрольно-надзорные органы не обладают ресурсами для развития бизнеса и могут способствовать развитию предпринимательства косвенно. Например, ограничивая занятие предпринимательской деятельностью без лицензии, если есть обязанность иметь лицензию, соглашается замначальника правового управления ФАС Сергей Максимов.

Нет риска — нет проверок

Одна из главных новелл концепции Минэкономразвития — планирование контроля пропорционально риску причинения вреда. «Частота проверок и (объем) задействованных в них ресурсов должны быть пропорциональны уровню риска», — отмечается в документе. А сам контроль должен быть нацелен на уменьшение риска, что сейчас не совсем так.

«Сейчас любая деятельность независимо от риска, который она несет, контролируется одинаково: большое химическое предприятие или маленький магазинчик, где самый большой риск — это пищевое отравление. Их должны контролировать по одним и тем же правилам. Это глупость, на которую тратится большое количество государственных денег», — говорит Корочкин.

Прямые затраты на проверки из бюджетов всех уровней в 2012 году составили 69 млрд руб. Но практика показывает, что большая часть проведенных проверок (84%) не выявляет нарушений, представляющих угрозу. Международный опыт предполагает контроль за бизнесом на основе управления рисками, отмечают в Минэкономразвития. Это также позволяет сократить госрасходы.

Такие методы успешно используются в Австралии, Великобритании, Италии и других странах. В прошлом году, отмечается в документе, понятие риска и его оценки было введено и в соответствующий закон Казахстана. Там частота плановых проверок поставлена в зависимость от степени риска и варьируется от раза в квартал до раза в пять лет для разных субъектов. А некоторые виды деятельности, полагает Минэкономразвития, можно вообще избавить от плановых проверок.

Алгоритмы проверок должны быть унифицированы. Все виды госконтроля и надзора законопроект сведет в единый закрытый перечень с четким разграничением между федеральным, региональным и муниципальным уровнем. А сами меры должны стать в большей степени превентивными и в меньшей — репрессивными.

Наличие результата не гарантирует эффекта

Целью проверок, по новой концепции, должна стать минимизация негативных общественно опасных последствий. Соответствующей должна стать и система оценки эффективности работы контролеров. Предлагается сразу два различных маркера: эффективность и результативность контроля. Последняя должна определяться снижением негативных показателей — смертности, загрязнения, числа пожаров и т.п.

Под эффективностью предлагается понимать выявление максимального количества нарушений, создающих угрозу причинения вреда, в соотношении с потраченными ресурсами. По мнению Павла Ливадного, это скорее неправильно: количественных критериев лучше избегать, поскольку это «модификация пресловутого палочного подхода».

Корочкин из «ОПОРА», наоборот, не беспокоится на этот счет, поскольку речь идет о нарушениях, несущих реальную угрозу. «Это мы обсуждали, это правильно», — говорит он. Сегодня, отмечает представитель бизнеса, у контрольных органов слишком завышенные требования, всегда можно найти нарушение, «а несет оно опасность или нет — контролера не интересует».

Оценивать деятельность контролеров должен уполномоченный орган исполнительной власти, пишет Минэкономразвития. Министерство, вероятно, имеет в виду себя, предполагает Ливадный. Однако, по его мнению, этот орган должен быть независимым от исполнительной власти. Какими могут быть санкции за неисполнение положений закона, в документе не упоминается.