Лента новостей
Над Рязанской областью подавили беспилотник 04:58, Статья Германия решила купить дополнительные Patriot на фоне поставок ПВО Киеву 04:51, Статья США самостоятельно произвели первые 90 кг обогащенного урана 04:43, Новость В Армении перекрыли трассу, протестуя против передачи сел Азербайджану 04:19, Статья В Москве арестовали участников белгородской ОПГ по делу об исчезновениях 04:17, Новость В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК 03:49, Статья Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео 03:45, Новость Выпуск новых биткоинов в четвертый раз в истории сократился вдвое 03:26, Статья Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка 03:21, Новость Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции 03:00, Статья На военной базе в Ираке произошел взрыв 02:59, Новость «Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза 02:10, Статья Над Тульской областью сбили дрон 02:08, Новость КНДР испытала новую зенитную ракету 02:00, Новость США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм 01:46, Новость Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз 01:39, Статья Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой 01:31, Статья МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске 01:11, Новость
Газета
Убедить знатока
Газета № 042 (1817) (1203) Общество,
0

Убедить знатока

BeSmart позволяет каждому заработать на педагогическом таланте. Если только урок утвердит Максим Поташев
Фото: PhotoXPress.RU
Фото: PhotoXPress.RU

Стартап BeSmart.net запустил площадку для торговли образовательным контентом. Любой может разместить урок и заработать на нем, если его одобрят модераторы и экспертный совет во главе со «знатоком» Максимом Поташевым. От гонконгского венчурного фонда стартап получил 4 млн долл. на три года. Но игроки российского рынка онлайн-образования считают обучение p2p (peer to peer) не самой перспективной нишей.

Профессор психологии, директор Центра развития бизнеса РАНХиГС и профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности МИГСУ Александр Князев уверен, что российские преподаватели не используют все способы заработка на своих знаниях. Он придумал интернет-площадку, где любой желающий смог бы разместить образовательный контент и заработать на этом (см. «Как это работает»). Проект, получивший название BeSmart, привлек в 2012 году от гонконгского фонда Education Matrix 4 млн долл. на первые три года. На разработку сайта ушло около 1,6 млн долл., команду программистов сайта возглавил Александр Вульфович. Сейчас на BeSmart размещено более 350 образовательных материалов (250 видео) от 1 тыс. экспертов. Самые популярные лекторы (бизнес-тренеры и инструкторы по фитнесу) зарабатывают около 20—30 тыс. руб. в месяц.

В штате BeSmart пока работают пять модераторов, среди которых в основном выпускники московских юридических факультетов. В спорных случаях (например, однажды лекции по психологии сопровождали провокационные картинки) модераторы обращаются к экспертному совету, в который входит сам Князев и еще несколько преподавателей со стажем. Возглавляет экспертный совет Максим Поташев, магистр игры «Что? Где? Когда?».

«Я давно занимаюсь образовательными программами и заметил, что все больше успехом пользуются площадки прикладного характера и онлайн-курсы, которые помогают людям овладеть реальными навыками, — заявил РБК daily Максим Поташев. — Впрочем, общая концепция BeSmart не исключает размещения серьезных академических материалов». По словам Поташева, пока он участвует в проекте «на добровольных началах». Как торговая площадка стартап налаживает партнерство с уже существующими сайтами онлайн-образования. Сейчас у стартапа пять партнеров, от которых BeSmart получает треть размещенных материалов. В долгосрочной перспективе основатели проекта планируют, что 50—60% всех материалов будут поступать от интернет-порталов и образовательных учреждений, которые захотят оцифровать свои материалы. Размещение материалов для партнеров будет бесплатным, однако, если конкретные лекции не будут пользоваться популярностью в течение трех-четырех месяцев, BeSmart оставит за собой право удалить их.

Первые деньги

Сейчас BeSmart зарабатывает на размещении рекламы. Показ баннера на главной странице в течение месяца обойдется рекламодателю в 10 тыс. руб. Основные рекламодатели BeSmart сегодня — учебные заведения, которые хотят привлекать абитуриентов.

Другой источник дохода — удержание 25% суммы, перечисляемой учеником эксперту (по такой же модели работают американские конкуренты проекта. См. «Первопроходцы в США»). Одна лекция в среднем стоит 150—250 руб. Впрочем, пока преподаватели могут размещать материалы и бесплатно — таких лекций около половины. В ближайшие месяцы разработчики стартапа поставят ограничения на публикацию бесплатных лекций, так что их доля составит лишь 80% от материалов одного автора. Те, кто захочет размещать весь свой контент бесплатно, должен будет сам заплатить сервису до 5 долл. в месяц. Среди других дополнительных сервисов — повышение рейтинга лекции, размещение материала в верхней части веб-страницы или, например, красочное оформление «обложек» лекций. К концу 2014 года, считают основатели проекта, площадка будет приносить компании уже 150 тыс. долл. в месяц.

К началу следующего учебного года площадка планирует потратить около 200 тыс. долл. на рекламную кампанию для привлечения учеников на сайт и в мобильное приложение, которое уже находится в разработке.

Первопроходцы в США

Первыми, кто стал развивать идею сервисов p2p (peer to peer — «каждый каждому») стали американцы. Самые яркие примеры рынке США — проекты SkillShare и Udemy. SkillShare изначально помогал репетиторам находить учеников через сайт и за это удерживал 15% от стоимости урока. В 2012 году проект полностью перекочевал в онлайн и создал виртуальные «классные комнаты», где учитель не просто «читает» видеолекцию, но и модерирует совместную работу учеников в формате видеоконференции. Цену за свои услуги проект снизил до 12% от чека преподавателя. Согласно информации на CrunchBase, SkillShare за всю свою историю привлек более 10,7 млн долл. финансирования. Udemy получил от инвесторов еще больше — 16 млн долл. от бизнес-ангелов и инвесторов. Идея та же самая, но комиссия — 30% от стоимости урока. Сейчас на платформе доступно более 12 тыс. курсов, число зарегистрированных пользователей достигает 2 млн человек. Сайт Udemy переведен на 11 языков, в том числе и на русский, но сами видеолекции в курсах пока есть только на английском.

Но в иностранцах основатели BeSmart конкурентов пока не видят. «В нашей стране есть много подводных камней, связанных с законодательством в Интернете и привычками пользователей», — поясняет Вульфович.

Не лучшая идея

Опрошенные РБК эксперты в сфере онлайн-образования не считают нишу p2p-образования самой перспективной. «Для всех проектов с UGC-контентом (user generated content) актуальна проблема качества материалов. Для пользователей YouTube это некритично, а вот в образовании важно, потому что учиться хотят у профи, — говорит Елена Масолова, глава проекта Eduson.tv.

«Пока я вижу, что в каждом разделе BeSmart есть две-три видеолекции, для меня как для посетителя сайта, который хочет найти интересную лекцию, например по дизайну, сайт перестает быть полезным, если я могу купить здесь только несколько материалов», — говорит Айнур Абдулнасыров, основатель сервиса по обучению иностранным языкам LinguaLeo. По его мнению, для успеха BeSmart нужно сфокусироваться на одной или нескольких темах, а затем расширять их список.

Андрей Новиков, вице-президент по развитию бизнеса Eruditor Group (в группу входит сервис для подбора репетиторов «Ваш репетитор»), считает, что негативным фактором для развития BeSmart станет сильная глобальная конкуренция. «Многие курсы в Coursera русифицируются, много каналов в YouTube с русскими субтитрами с частными курсами можно смотреть абсолютно бесплатно — авторы монетизируются за счет разделения выручки от рекламы», — рассказывает Новиков. Константин Виноградов, аналитик венчурного фонда Runa Capital, также считает, что в текущим виде BeSmart вряд ли сможет конкурировать с существующими сервисами, особенно с бесплатными. «Coursera недавно запустила русскоязычные курсы (пионерами стали МФТИ и НИУ ВШЭ) — за счет высококвалифицированных преподавателей они на порядок опережают аналогичные сервисы, а в области школьных знаний есть уже много хороших ресурсов для подготовки к ЕГЭ/ГИА (например, 100ege.ru) или поиска репетитора (repetitors.info)», — говорит Виноградов.

Coursera — компания, основанная профессорами из Стэнфорда Эндрью Нг и Даффной Коллер в январе 2012 года. Coursera (на сайте, а также в приложениях для IOs и Android) предлагает онлайн-курсы от преподавателей университетов с мировым именем и работников транснациональных корпораций. У Coursera есть версии на 12 языках, в том числе и на русском. В ноябре 2013 года компания заявила о привлечении 20 млн долл. в рамках дополнительного транша в серии B (общая сумма инвестиций в сервис составила 85 млн долл.). На тот момент, по информации TechCrunch, аудитория Coursera составила 5,5 млн студентов, а число образовательных учреждений, размещающих лекции — 100. С начала года Coursera начала работать с преподавателями из МФТИ, ГУ ВШЭ и СПбГУ. При этом другие популярные американские площадки, собирающие онлайн-курсы (например, Udacity и EdX), пока не русифицировали свои площадки.

Обучение «на диване» в России

По информации аналитической службы RusBase, в России сейчас развивается около 50 стартапов в сфере онлайн-обучения. Объем российского рынка онлайн-образования в 2014 году эксперты оценивают в 1,6—1,8 млрд долл. с учетом школьного и дошкольного образования. «Образовательные услуги с применением современных технологий в России, в отличие от иностранных рынков США и Европы, до сих пор находятся в псевдорыночных условиях, поэтому их основные платежеспособные потребители (те, кто учатся в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и получают дополнительное образование или повышают квалификацию) до сих пор не охвачены. Их только в пространстве России и СНГ не меньше 10 млн человек, — говорит Михаил Демидов, частный инвестор, инвестиционный директор T34Moscow. — Идеи о повышении уровня коммерциализации этого сектора возникают регулярно, но у массового потребителя они не встречают энтузиазма ввиду потенциально низкого качества услуг и их относительного несоответствия зарубежным стандартам. Поэтому некоторое маргинальное меньшинство российских пользователей вынуждено пользоваться иностранными сервисами. В этом и представляется основная возможность российского рынка EdTech для создателей отечественных проектов и ин­весторов».

С 2008 года в России работает сайт Skillopedia, который позиционирует себя как энциклопедия видеоуроков и тоже собирает лекции от экспертов для показа их пользователям. В начале 2011 года на сайт заходили около 20 тыс. человек в день, число зарегистрированных пользователей составило 90 тыс. Но, согласно отзывам Skillopedia «ВКонтакте», в течение 2012 и 2013 года сайт неоднократно «падал». Сооснователь проекта, Иван Буртник, рассказал РБК daily, что на сайте пользователи сами голосуют за самые интересные уроки, на основе чего выстраивается рейтинг курсов и рейтинг преподавателей. По словам Буртника, такая модель обеспечивает отбор качественного контента, если посещаемость сайта велика. Согласно информации на сайте, сейчас на Skillopedia зарегистрировано более 148 тыс. человек. Евгений Домников, директор по маркетингу компании Skillopedia, не ответил на запрос РБК о текущих показателях проекта и проблемах с сайтом.

В 2012 году предприниматель Михаил Русанов запустил проект Intellectplanet.com. Как пояснял Русанов летом 2013 года в частной беседе журналисту РБК daily, сайт был открыт в июне 2013 года. Без рекламной поддержки к августу сайт привлек 3 тыс. зарегистрированных пользователей, на постоянной основе с ним работали 15 преподавателей. Сейчас сайт Intellectplanet.com не работает. Русанов от комментариев отказался. Согласно информации системы СПАРК, компания Русанова не была закрыта.

Дмитрий Смирнов, управляющий партнер УК Flint Management и фонда Flint Capital, партнер фонда Bull Ventures:

Ниша p2p-образования в России еще не сформирована. Первый серьезный игрок получит все проблемы и весь негатив, который смогут обойти и исключить последующие конкуренты. Но при условии выбора успешной стратегии и правильной бизнес-модели выйти в лидеры рынка р2р-образования возможно. Правда, это лидерство будет дорогим, так как значительная часть бюджета уйдет на эксперименты.

Качественного российского пользовательского контента мало, в основном на аналогичных ресурсах размещается зарубежный контент. Я бы рекомендовал основателям дистанцироваться от аналогов и позиционировать проект как n2n образовательный контент (neighbor 2 neighbor), своего рода рекомендательную сеть с рейтингами. Как показывает практика, наши люди очень любят сотрудничество «по знакомству, рекомендации», в том числе и в сфере образования.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

На сайте пользователь может заполнить профиль, а затем разместить видео- или аудиолекцию, а также текстовый урок. Дополнить курсы можно картинками или таблицами. Объем размещаемых материалов и их стоимость определяют сами эксперты. Также они могут выбрать способ вывода денег с сайта: стартап работает с онлайн-платежными системами и дает возможность подключить банковские счета.

Прежде чем материал публикуется на сайте, он проходит проверку модераторов. Материалы проверяются на наличие рекламной информации, соблюдение этических норм. Также модераторы оценивают уровень качества контента. Если урок соответствует всем требованиям, он ставится на сайт в соответствующий тематический раздел. «Учитель» получает об этом уведомление со ссылкой. Видео с портала нельзя скачать. К тому же на каждый ролик наносятся специальные знаки, которые отображаются при перепосте контента на других ресурсах. Таким способом создатели стартапа борются с пиратами, хотя те все так же могут просто снять изображение на экране на видео или использовать специализированные программы для видеозахвата.