Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Властелин колец
Лента новостей 8:41 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  08:00   USD НАЛ. Покупка 57,98 Продажа 58,00 EUR НАЛ. 61,47 61,41 Американский сенатор предложил назвать улицу в Вашингтоне в честь Немцова Политика, 07:46 CNN узнал о поддержке Трампом проверок телефонов сотрудников Белого дома Политика, 07:31 «Газпром» рассказал об отказе участвовать в «сланцевой лихорадке» Экономика, 07:30 Власти США задержали крупнейшую за 18 лет партию кокаина в Южной Америке Общество, 06:54 «Газпром» предположил рост цены на экспорт в Европу на 10% Экономика, 05:46 YouTube набрал около миллиарда ежедневных просмотров среди пользователей Технологии и медиа, 05:24 Сенат США утвердил миллиардера Росса на должность министра торговли Политика, 04:15 СМИ сообщили о планах «Роснефти» побороться за мексиканский шельф Бизнес, 04:05 СМИ назвали возможного виновника ДТП с участием Караченцова Общество, 03:36 SpaceX отправит двух космических туристов на Луну в 2018 году Технологии и медиа, 02:08 Mozilla приобрела сервис для откладывания чтения Pocket Общество, 01:57 СБУ допросила Савченко после ее визита в ДНР Политика, 01:33 Трамп заявил об отсутствии своих звонков в Россию за «последние 10 лет» Политика, 00:59 Антон Силуанов — РБК: «Не хочется наступать на старые грабли» Интервью, 00:43 В Киеве обрушился мост над проспектом Победы Общество, 00:07 Совладелец «Азбуки вкуса» снизит долю в АТБ из-за требований Банка России Финансы, 00:06 Максим Топилин — РБК: «Неверно считать пенсионную систему дефицитной» Интервью, 00:03 Министр труда предложил вернуть в России страхование от безработицы Экономика, 00:02 1 марта пройдет апелляция РБК — «Роснефть» Бизнес, 00:00 Самолет США провел трехчасовую разведку у российских границ на Балтике Политика, Вчера, 23:32 Бизнесмены на форуме в Сочи рассказали Медведеву о своих проблемах Бизнес, Вчера, 22:23 Клинцевич заявил об отсутствии у России планов о гонке вооружений с США Политика, Вчера, 22:19 АСВ обнаружило в Евроситибанке дыру в 9 млрд руб. Экономика, Вчера, 22:07 О чем спорят участники женевских переговоров по Сирии Политика, Вчера, 21:59 О чем говорили чиновники в первый день сочинского форума Экономика, Вчера, 21:58 В Австрии чеченца приговорили к 2,5 года тюрьмы за участие в боях в Сирии Общество, Вчера, 21:52 Почти две трети американцев осудили манеру ведения Twitter Трампа Общество, Вчера, 21:32
Газета № 031 (1806) (2402) 24 фев 2014, 00:05
Евгения Корытина, Владимир Павлов
Властелин колец
Игры в Сочи прошли успешно, но рейтинг Владимира Путина от этого не вырос
Фото: EPA

Перед началом Олимпиады в Сочи президент Владимир Путин обозначил цель этих Игр для России. В интервью телеканалам он сказал: «Нам нужно встряхнуться. Нужно понять и почувствовать, что мы можем осуществлять крупные масштабные проекты». Получилось и правда масштабно: в зависимости от вида спорта каждая медаль обошлась стране в сумму от 60 млн до 2,9 млрд руб.

Отбили 5%

По оценке, озвученной Владимиром Путиным, непосредственно в Олимпийские объекты было вложено 214 млрд руб.: 100 млрд — государственных, а 114 млрд — инвесторов. Если поделить бюджет стройки на количество медалей сборной России, то каждая награда обошлась россиянам в 6,48 млрд руб. А если считать по объектам, где был взят пъедестал, суммы не столь внушительны, но намного больше призовых и спонсорских трат (подробнее см. рейтинг «Награды в рублях» на с. 10).

Средняя цена билета на олимпийские соревнования составила 6400 руб., заявляли в день старта продаж в Оргкомитете Игр. Вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что по данным на предпоследний день соревнований (суббота, 22 февраля) было продано 1,176 млн проходок на трибуны. В среднем продажа билетов принесла 7,53 млрд руб. Число посетителей Олимпийского парка Козак оценил в 2 млн человек. Если допустить, что каждый из них потратил за визит 1 тыс. руб. (без учета проживания), то это даст еще 2 млрд руб. Итого, доходы от продажи билетов и посещения Олимпийского парка могут составить по самым грубым подсчетам 5% от затрат, озвученных Владимиром Путиным. Конечно, посетители могли потратить и значительно больше, но до окупаемости Игр за счет зрителей в любом случае далеко.

Телекартинка

Если говорить о телетрансляциях, то рекламодатели на открытии игр принесли «Первому каналу» и «России 1» примерно 140 млн руб. (см. РБК daily от 12.02.14). Еще столько же может принести и закрытие, но деньги эти пойдут в копилку самих телеканалов и вернутся в казну разве что в виде налогов. По словам управляющего директора телевизионной и маркетинговой служб Международного олимпийского комитета Тимо Лумме, Олимпиада в Сочи оказалась более выгодной с точки зрения телетрансляций по сравнению с Играми в Ванкувере. Игры в Сочи показали 464 телеканала (310 бесплатные), в то время как состязания в Ванкувере — 240 каналов (128 бесплатные). Рейтинг трансляций также значительно вырос во всем мире, а значит, рекламодатели смогли заработать на спорте. По данным Тимо Лумме, в России следили за Олимпиадой три четверти населения, в США — свыше 50%, в Канаде — более 90%, в Южной Корее — около двух третей, в Китае — около 9

Имидж-эффект

Все эти цифры подтверждают, что Олимпиада в Сочи скорее имиджевый проект, нежели коммерческий. Имидж — понятие нефинансовое, и оценить его динамику не так-то просто. РБК daily ознакомилась со статистикой публикаций в российских СМИ, подготовленной компанией «Медиалогия». Получилось, что на 2379 уникальных сообщений позитивной окраски пришлось 553 негативных, т.е. критику можно было прочесть только в 18% всех публикаций российских СМИ. Но отечественную прессу едва ли можно считать показательной, учитывая количество изданий, так или иначе контролируемых государством.

В зарубежных средствах массовой информации разворачивались целые баталии о плюсах и минусах выбора Сочи в качестве столицы зимних Игр. Там успели посмеяться над неудачно расположенными батареями, позлословить из-за нераскрывшегося на церемонии открытия олимпийского кольца и разложить по полочкам победу Аделины Сотниковой в женском фигурном катании. Много внимания уделяли роли Владимира Путина, опасались терактов и на второй неделе соревнований перемежали Игры с обсуждением роли России в событиях на Украине. The Washington Post в своем итоговом материале признает, что «в конце концов, это было верным решением проводить Олимпиаду в Сочи» (подробнее о том, что пишут иностранные СМИ, на с. 10).

Но если у журналистов есть задача освещать события с той или иной стороны, желательно объективно, то блогеры в проявлениях своих эмоций более свободны. И именно они задали обсуждению Игр позитивно-нейтральный оттенок, как в России, так и за рубежом. Специально для РБК daily агентство «Социальные сети» провело качественное исследование публикаций русскоязычных и зарубежных блогеров, оставивших свои сообщения под хештегом #sochi2014.

Российские пользователи соцсетей хуже всего восприняли проигрыш российской сборной по хоккею команде США (85%). Негативно оценили погодные условия (туман, перенос стартов и состояние трасс) 70% как российских, так и иностранных блогеров. А вот на действия участниц группы Pussy Riot в Сочи зарубежная аудитория отреагировала так: нейтрально — 60%, позитив (критика действий властей, поддержка группы) — 35%, негатив (критика действий группы) — 5%. В итоге 80% всех сообщений под хештегом #sochi2014 носили нейтрально-позитивный характер. На второй неделе Игр количество сообщений в блогах на олимпийскую тему стремительно пошло на спад (по данным «Медиалогии», их стало почти вдвое меньше, чем на первой неделе) — все внимание, а также критика и негатив со стороны пользователей были обращены в сторону событий на Украине.

Рейтинг доверия россиян Владимиру Путину за эти две олимпийские недели почти не изменился. По данным ФОМ, если бы выборы президента состоялись в ближайшее воскресенье, свой голос ему отдали бы 46%, до начала Игр этот показатель равнялся 44%. До пика лояльности в 49% Владимир Путин не дотянул, столько голосов ему готовы были отдать только после продолжительных новогодний каникул.