Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Фаза — ноль: электрокарам дали два года без пошлин
Лента новостей 18:33 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  18:00   USD НАЛ. Покупка 57,99 Продажа 58,07 EUR НАЛ. 61,00 61,10 Госдума одобрила перевод бюджетников на карты «Мир» Финансы, 17:56 Чайка отправил в Совет Федерации обращение об увольнении замгенпрокурора Политика, 17:52 «Роснефть» поручилась на $11 млрд за неназванных контрагентов Бизнес, 17:42 В Турции женщинам-офицерам разрешили носить хиджабы Общество, 17:42 Спикер Госдумы и его заместители перевели зарплаты на карту «Мир» Финансы, 17:42 Леонид Михельсон пообещал акционерам НОВАТЭКа рост дивидендов Бизнес, 17:37 В Петербурге встречи депутатов с избирателями приравняли к митингам Политика, 17:23 Экс-глава «РИА Новости» покинула пост старшего вице-президента Сбербанка Финансы, 17:18 Контракт президента МТС продлили до 2020 года Технологии и медиа, 17:06 Обесценение активов в Ираке принесло «Газпром нефти» 14 млрд руб. убытка Бизнес, 17:02 Курс евро на завтра  17:01 EUR ЦБ 60.4535 -0.7555 Курс доллара на завтра  17:01 USD ЦБ 57.4762 -0.3828 Полиция допросила подчиненных Ле Пен по делу о финансовых махинациях Политика, 16:59 Президент Южной Осетии предложил назвать улицу в Цхинвали именем Чуркина Политика, 16:53 МЧС предупредило москвичей о сильной гололедице 23 февраля Общество, 16:49 Захарченко заявил о росте спроса на паспорта ДНР в «десятки раз» Политика, 16:45 В Кремле рассказали о турне Путина в Центральную Азию Политика, 16:30 Генпрокуратура возобновила проверку по заявлению Дадина о пытках в ИК-7 Политика, 16:13 Роскомнадзор включил первые новостные агрегаторы в свой реестр Технологии и медиа, 16:11 Шойгу заявил о размещении дивизии на Курилах в 2017 году Политика, 16:11 Кремль сообщил об отсутствии переговоров по встрече Путина и Трампа Политика, 16:01 Путин подписал закон о штрафах за отказ блокировать запрещенные сайты Технологии и медиа, 15:49 Мир своими силами: как страны Ближнего Востока учатся вести переговоры Василий Кузнецов Руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Мнение, 15:44 Шойгу рассказал о российских войсках информационных операций Политика, 15:41 «СТС Медиа» получит права на «Мир Дикого Запада» и другие сериалы HBO Технологии и медиа, 15:34 Парламент Ингушетии одобрил закон о запрете оправдания Сталина Политика, 15:32 Шойгу предложил отказаться от «бесконечной милитаризации» России Общество, 15:32
Газета № 016 (1791) (0302) 3 фев 2014, 03:53
Роман Фарботко
Фаза — ноль: электрокарам дали два года без пошлин
Фото: Bloomberg

С 1 февраля обнулились таможенные пошлины на электрокары. У автопроизводителей будет два года, чтобы доказать перспективы автомобилей, не требующих топлива, в России — в противном случае в декабре 2015 года вернутся прежние правила. За это время игрокам на рынке электромобилей придется как минимум вложиться в инфраструктуру.

«Сегодня в мире производится сравнительно мало электромобилей, поэтому существенно снизить их стоимость нельзя, и это, конечно, влияет на выбор потребителей, отдающих предпочтение автомобилям на традиционном топливе. Кроме того, потребление сдерживает отсутствие зарядной и сервисной инфраструктуры, а ее развитие из-за небольшого числа электромобилей в пользовании невыгодно», — отмечает министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.

На сегодня в России представлен только один электромобиль — Mitsubishi i-MiEV. К слову, именно Mitsubishi первым среди автопроизводителей отреагировал на изменение в таможенном законодательстве. Благодаря обнулению таможенных пошлин компания почти в два раза снизила стоимость своего электрокара. Теперь i-MiEV стоит не как седан бизнес-класса в максимальной комплектации, а на уровне компактных кроссоверов и среднеразмерных хэтчбеков — 999 тыс. руб.Следующим электромобилем, представленным в России, станет еще одна модель от Mitsubishi — кроссовер Outlander PHEV. Такое решение было принято исходя из результатов продаж i-MiEV: несмотря на плохой климат и отсутствие должной инфраструктуры, за прошлый год в России было продано 109 автомобилей, что больше, чем, к примеру, в Германии. В дальнейшем парк электромобилей в России пополнят BMW i3 и Nissan Leaf. Немецкий «аймобиль», возможно, появится в продаже в следующем году. Обнуление пошлин также может ускорить приход Leaf на российский рынок.И, судя по всему, поставит крест на рыночных перспективах отечественной разработки — El Lada. Уже известно, что в скором времени электрокар от АвтоВАЗа должен появиться у дилеров для клиентских тест-драйвов. Ранее предполагалось, что цена машины на рынке составит около 1,3 млн руб. — это на порядок выше, чем будут стоить импортные аналоги. Заявленные технические характеристики El Lada сходны с данными конкурентов. С места до 100 км/ч машина разгоняется за 13 с, а ее максимальная скорость составляет 140 км/ч. Запас хода, по уверению АвтоВАЗа, достигает 140 км. Заряжать El Lada можно от обычной розетки: для полной зарядки аккумулятора потребуется восемь часов.

По мнению экспертов, налоговые послабления заметного влияния на рынок не окажут. «Дело в том, что ввиду своей высокой стоимости такие машины продаются в очень малых объемах. С обнулением пошлин автомобили станут дешевле, но не до такой же степени, чтобы конкурировать с массовыми моделями. Других же выгод для покупателя не предвидится. Хотя в Японии, США и ряде европейских стран покупатели экологически чистых автомобилей получают налоговые и прочие послабления. У нас в стране подобного пока нет, а значит, и нет серьезных стимулов для резкого роста покупательской активности в отношении экологически дружелюбных машин», — считает ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

Перспективы электромобилей выглядят туманными и из-за отсутствия должной инфраструктуры. Даже в Москве подзарядить электрокар — большая проблема. Можно бесплатно воспользоваться зарядными станциями сетей Revolta или МОЭСК-EV, однако не факт, что удастся обнаружить такую станцию поблизости. Проблему усугубляет еще и отсутствие единой базы по всем местам, где можно подключиться к сети.

Московские владельцы электромобилей жалуются еще и на отсутствие доступа к подобным станциям: большинство электромобилей было закуплено ведомственными структурами, из-за этого доступ ко многим заправкам ограничен. Ситуацию частично спасают розетки на парковках рядом с крупными сетевыми супермаркетами, однако и по ним единой карты до сих пор нет.

В скором времени в крупных городах России могут появиться розетки для электрокаров компании «Экомоторс». Фирма, занимающаяся продажей экологичных транспортных средств, предлагает интересный проект — бесплатную установку станций подзарядки рядом с кафе и торговыми центрами. Вместе с тем владельцы торговых точек должны гарантировать бесплатную зарядку электрокарам. По оценке «Экомоторс», ежедневные затраты на электричество не будут превышать 250 руб. При этом они смогут привлечь больше клиентов за счет рекламы и заботы об экологии. Аналогичный проект в США продвигает Tesla Motors.

Для сравнения: в США, где инфраструктура для электрокаров уже существует на должном уровне и выбор автомобилей куда больше, существует другая проблема — продажи электромобилей не достигают желаемых результатов из-за низкой ликвидности. Покупатели опасаются, что через несколько лет продать электрокар будет чрезвычайно сложно. Исследовательская компания CAP Automotive проанализировала цены, выставленные за подержанные автомобили после трех лет эксплуатации. Оказалось, что если разбить машины на категории по типу топлива, то б/у-электромобили стоят в среднем всего 20,2% от своей стоимости при покупке, в то время как дизельные автомобили обойдутся в 44,7% от первоначальной цены, а бензиновые — 43,6%.

Еще одна проблема электрокаров — нехватка информации. В США только 44% автомобилистов «что-то слышали» о Chevrolet Volt и 31% — о Nissan Leaf. И только 6% признали, что понимают, что такое чистый электрокар. Если бы подобное исследование проводилось в России, то, очевидно, пробелы в знаниях были бы еще более внушительными.