Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Мегастройкам дают зеленый свет
Лента новостей 19:50 МСК
КНДР пригрозила потопить американскую атомную подводную лодку Политика, 18:56 Автор плана аренды Крыма назвал «утечкой» слова о лишении его гражданства Политика, 18:46 В сети появилось видео испытаний крупнейшего самолета-амфибии в мире Технологии и медиа, 18:31 Минобороны направило два Ил-76 на тушение пожаров в Иркутской области Общество, 18:10 В Стамбуле застрелили владельца иранского телеканала Общество, 17:43 В ДТП под Оренбургом погибли двое детей Общество, 17:17 СМИ узнали о новых исках к экс-банкиру Мотылеву на 14,8 млрд руб. Финансы, 16:57 Глава СПЧ пообещал разобраться с ситуацией вокруг Центра Рерихов Общество, 16:51 Навальный рассказал о непроходящем после нападения ожоге глаза Политика, 16:10 В Крыму прокомментировали сообщения о блокировке подачи воды Украиной Политика, 15:41 Эрдоган пригрозил новыми ударами по курдам в Сирии и Ираке Политика, 15:41 SpaceX отложила запуск американского разведывательного спутника Технологии и медиа, 15:16 СМИ сообщили о гибели 14 мирных жителей в Сирии при ударе коалиции США Политика, 14:32 «Росбалт» узнал детали получения Захарченко более 8 млрд руб. наличными Политика, 14:22 СМИ узнали о двух готовящихся в Лондоне терактах Общество, 14:02 В Киргизии на месте схода оползня нашли тела двух детей Общество, 13:29 Гости из Африки и беспризорники-пионеры: 100 лет демонстраций 1 Мая Фотогалерея, 13:19 Украина установила дамбу для блокирования подачи воды в Крым Политика, 12:53 СМИ узнали о задержании во Внуково мужчины с взрывоопасным предметом Общество, 12:47 Российский фильм об Антарктиде получил Гран-при Academia Film Olomouс Общество, 12:26 В России планируют создать способный влетать в форточку беспилотник Технологии и медиа, 11:50 В Оренбурге из-за кишечной инфекции госпитализировали 10 детей Общество, 11:08 В Екатеринбурге при пожаре в жилом доме погибли два человека Общество, 10:46 В Техасе жертвами торнадо стали пять человек Общество, 10:25 Правительство выделит почти 143 млн руб. пострадавшим от пожаров в Сибири Политика, 09:58 Трамп рассказал об оставленном в США администрацией Обамы «бардаке» Политика, 09:50 Очищение огнем: кто заплатит за мусоросжигательные заводы в Подмосковье Бизнес, 09:05 Белый дом рассказал об «очень дружелюбной» беседе Трампа и Дутерте Политика, 08:57
Газета № 012 (1787) (2801) 28 янв 2014, 00:05
Алина Евстигнеева, Юлия Синяева, Евгений Новиков
Мегастройкам дают зеленый свет
РЖД и «Автодору» не понадобится аудит целесообразности финансирования инфраструктурных проектов
Фото: ИТАР-ТАСС

Минфин упрощает доступ к средствам Фонда национального благосостояния (ФНБ) для инфраструктурных проектов. В пятницу ведомство опубликовало проект постановления правительства, который снимает с РЖД и «Автодора» требование по проведению аудита целесообразности финансирования строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) и модернизации Транссиба и БАМа.

Согласно действующему законодательству (постановление правительства от 5 ноября 2013 года №990 «О порядке размещения средств ФНБ») любые проекты, претендующие на деньги ФНБ, должны пройти аудит целесообразности финансирования. Решение о выделении средств после анализа аудиторского заключения подписывают министры экономического развития и финансов. Без него утвержденные распоряжением правительства № 2044-Р ин­фраструктурные проекты (БАМ, Транссиб и ЦКАД) не могут рассчитывать на получение госденег. На каждый проект из ФНБ запрашивается по 150 млрд руб.

В Минфине подтвердили, что решение о целесообразности инвестирования средств ФНБ в проекты модернизации БАМа и Транссиба и строительство ЦКАД принято правительством вне установленного порядка отбора инвестпроектов. «Однако это вовсе не означает, что эти проекты не прошли необходимую экспертизу в уполномоченных ведомствах», — подчеркнули в ведомстве Антона Силуанова. Внесение поправок вызвано необходимостью ускорения получения проектами денег, отмечают в Минфине. Все остальные проекты, претендующие на финансирование из ФНБ, должны будут проходить установленную процедуру отбора.

Проведение оценки целесообразности инвестирования для ЦКАД не предусматривалось с самого начала, утверждает представитель «Автодора», распорядителя госсредств по этому проекту. Этот проект, наряду с модернизацией железной дороги в Сибири и на Дальнем Востоке, оценивался в первую очередь со стратегической, а не с финансовой точки зрения, говорит он. При этом, как подчеркивают в «Автодоре», в Минэкономразвития, Минфин и Совет при президенте компания предоставляла финансово-экономическое обоснование ЦКАД, на основании которого проект был признан самоокупаемым. «Окупаемость проекта основана на возврате средств от взимания платы за проезд», — отмечают в госкомпании.

Как заявлял в июне прошлого года президент Владимир Путин, ЦКАД финансируется для того, чтобы изменить логистику перевозок в европейской части России и разгрузить Москву от транзита. БАМ и Транссиб должны улучшить доступ к растущим азиатским рынкам.

В РЖД, распорядителе средств по модернизации БАМа и Транссиба, вносимые поправки назвали техническими. В компании указали, что эти стройки не принесут быстрого дохода, поэтому и требование получения положительного заключения об окупаемости к ним не может быть применено. Зато правка Минфина ускорит получение финансирования проектами, уверены в компании.

Если аудит целесообразности инвестирования в БАМ, Транссиб и ЦКАД не проводился, то технологический и ценовой аудит (ТЦА) все же имел место. Для РЖД его недавно провели Deloitte, EY и PwC, которые нашли сметную стоимость проекта завышенной и предложили отказаться от ряда трат.

«Уже активно обсуждались результаты аудита для РЖД. Первые положительные результаты есть: аудиторы выявили риски, а эксперты представили замечания по их минимизации. Эти замечания будут учтены при выборе моделей реализации проектов в рамках реконструкции БАМа и Транссиба. Эксперты будут сопровождать проект и далее», — говорит чиновник «открытого правительства».

Изначально РЖД на проект по реконструкции БАМа и Транссиба просили около 1,3 трлн руб., однако в результате сумма сократилась до 562 млрд руб. до 2018 года, напоминает федеральный чиновник. Возможно, дополнительный аудит позволил бы изыскать еще «узкие места».

ТЦА первой очереди ЦКАД состоится в ближайшее время. В настоящий момент рассматриваются заявки на конкурс по его проведению. Их подали «НЭО-Центр» в партнерстве с «Мотт Макдональд Р», «Делойт и Туш СНГ», ООО «СЕТЕК Инжиниринг» в партнерстве с КПМГ, а также «КОВИ Консалтинг», сообщало на прошлой неделе ИТАР-ТАСС. Наименьшую цену — 26 млн руб. — предложили в «Делойт и Туш СНГ».

Руководитель корпоративной практики юридической группы «Яковлев и партнеры» Владислав Добровольский опасается, что отход от установленных правил создаст условия для «коллективной безответственности» чиновников. «Уже сейчас понятно, что никакой госэкспертизы проектов на предмет самоокупаемости не было и не будет, и в очередной раз средства будут израсходованы и перерасходованы вслепую», — считает эксперт. И это вопреки тому, что Бюджетный кодекс обязывает обеспечивать не только сохранность средств ФНБ, но и доходность их размещения.

Решение отменить аудит целесообразности разовое и касается только двух инфраструктурных проектов, которые имеют особое значение для государства, отмечает юрист «Хренов и партнеры» Алексей Долгов. Он сомневается, что оно будет распространено на другие проекты.

Сейчас проекты по строительству ЦКАД и реконструкции БАМа и Транссиба проходят общественное и экспертное обсуждение. Его цель — оптимизация трат, повышение прозрачности расходования средств и разработка стандарта технологического и ценового аудита.