Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Мегастройкам дают зеленый свет
Лента новостей 5:33 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  05:00   USD НАЛ. Покупка 65,55 Продажа 65,36 EUR НАЛ. 72,00 71,82 Резню в японском пансионате для инвалидов устроил бывший сотрудник Общество, 04:14 Солнцелет Solar Impulse 2 завершил кругосветное путешествие Технологии и медиа, 03:57 Ассанж опроверг причастность России к сливу переписки верхушки демократов Политика, 03:34 Генпрокуратура предложила поставить под контроль доходы бывших чиновников Политика, 03:07 Правительство Турции начало разработку новой конституции Политика, 01:48 Глава Тверской области останется без главного оппонента на выборах Политика, 01:24 СМИ узнали о возможном сокращении сборной России до 40 человек Общество, 01:21 Пентагон опроверг информацию о сбитом в Ираке самолете американских ВВС Политика, 00:39 Израильская авиация нанесла удар по Сирии Политика, 00:23 В Японии преступник с ножом убил 15 человек в доме инвалидов Общество, 00:10 СМИ опубликовали видео двойного убийства на парковке в Москве Общество, Вчера, 23:33 Боевики ИГ заявили о сбитом в Ираке американском военном самолете Политика, Вчера, 23:26 Расследование РБК: как ввозили контрабанду через петербургскую таможню Бизнес, Вчера, 23:21 Бомба, мачете, топор: чем обернется для Меркель всплеск насилия в ФРГ Политика, Вчера, 23:06 На контрольный пакет «Башнефти» появился новый претендент Бизнес, Вчера, 22:39 Улюкаев опроверг подготовку альтернативы программе Кудрина Экономика, Вчера, 22:08 Информатор WADA Юлия Степанова попросила МОК пустить ее на Олимпиаду Политика, Вчера, 22:00 Пятеро за стеклом: чего ждать от стартовавшего процесса по «делу Немцова» Политика, Вчера, 21:49 Захватившие полицейский участок в Ереване сожгли автобус Политика, Вчера, 21:34 Минобороны опровергло нарушение воздушного пространства Болгарии Политика, Вчера, 21:11 Правообладатели собрались подать в суд на Российское авторское общество Бизнес, Вчера, 21:07 После нападения на сотрудника полиции на юге Москвы возбудили дело Общество, Вчера, 20:43 Акционеры ЮКОСа отказались от борьбы за «православный» участок в Париже Экономика, Вчера, 20:16 Биржевой курс евро вырос до 72 руб. впервые с 27 июня Финансы, Вчера, 20:15 Минтранс подготовил предложения по возвращению чартеров в Турцию Общество, Вчера, 20:13 В Милане закрыли центральную станцию метро из-за подозрительного пакета Общество, Вчера, 19:44
Газета № 012 (1787) (2801) 28 янв 2014, 00:05
Алина Евстигнеева, Юлия Синяева, Евгений Новиков
Мегастройкам дают зеленый свет
РЖД и «Автодору» не понадобится аудит целесообразности финансирования инфраструктурных проектов
Фото: ИТАР-ТАСС

Минфин упрощает доступ к средствам Фонда национального благосостояния (ФНБ) для инфраструктурных проектов. В пятницу ведомство опубликовало проект постановления правительства, который снимает с РЖД и «Автодора» требование по проведению аудита целесообразности финансирования строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) и модернизации Транссиба и БАМа.

Согласно действующему законодательству (постановление правительства от 5 ноября 2013 года №990 «О порядке размещения средств ФНБ») любые проекты, претендующие на деньги ФНБ, должны пройти аудит целесообразности финансирования. Решение о выделении средств после анализа аудиторского заключения подписывают министры экономического развития и финансов. Без него утвержденные распоряжением правительства № 2044-Р ин­фраструктурные проекты (БАМ, Транссиб и ЦКАД) не могут рассчитывать на получение госденег. На каждый проект из ФНБ запрашивается по 150 млрд руб.

В Минфине подтвердили, что решение о целесообразности инвестирования средств ФНБ в проекты модернизации БАМа и Транссиба и строительство ЦКАД принято правительством вне установленного порядка отбора инвестпроектов. «Однако это вовсе не означает, что эти проекты не прошли необходимую экспертизу в уполномоченных ведомствах», — подчеркнули в ведомстве Антона Силуанова. Внесение поправок вызвано необходимостью ускорения получения проектами денег, отмечают в Минфине. Все остальные проекты, претендующие на финансирование из ФНБ, должны будут проходить установленную процедуру отбора.

Проведение оценки целесообразности инвестирования для ЦКАД не предусматривалось с самого начала, утверждает представитель «Автодора», распорядителя госсредств по этому проекту. Этот проект, наряду с модернизацией железной дороги в Сибири и на Дальнем Востоке, оценивался в первую очередь со стратегической, а не с финансовой точки зрения, говорит он. При этом, как подчеркивают в «Автодоре», в Минэкономразвития, Минфин и Совет при президенте компания предоставляла финансово-экономическое обоснование ЦКАД, на основании которого проект был признан самоокупаемым. «Окупаемость проекта основана на возврате средств от взимания платы за проезд», — отмечают в госкомпании.

Как заявлял в июне прошлого года президент Владимир Путин, ЦКАД финансируется для того, чтобы изменить логистику перевозок в европейской части России и разгрузить Москву от транзита. БАМ и Транссиб должны улучшить доступ к растущим азиатским рынкам.

В РЖД, распорядителе средств по модернизации БАМа и Транссиба, вносимые поправки назвали техническими. В компании указали, что эти стройки не принесут быстрого дохода, поэтому и требование получения положительного заключения об окупаемости к ним не может быть применено. Зато правка Минфина ускорит получение финансирования проектами, уверены в компании.

Если аудит целесообразности инвестирования в БАМ, Транссиб и ЦКАД не проводился, то технологический и ценовой аудит (ТЦА) все же имел место. Для РЖД его недавно провели Deloitte, EY и PwC, которые нашли сметную стоимость проекта завышенной и предложили отказаться от ряда трат.

«Уже активно обсуждались результаты аудита для РЖД. Первые положительные результаты есть: аудиторы выявили риски, а эксперты представили замечания по их минимизации. Эти замечания будут учтены при выборе моделей реализации проектов в рамках реконструкции БАМа и Транссиба. Эксперты будут сопровождать проект и далее», — говорит чиновник «открытого правительства».

Изначально РЖД на проект по реконструкции БАМа и Транссиба просили около 1,3 трлн руб., однако в результате сумма сократилась до 562 млрд руб. до 2018 года, напоминает федеральный чиновник. Возможно, дополнительный аудит позволил бы изыскать еще «узкие места».

ТЦА первой очереди ЦКАД состоится в ближайшее время. В настоящий момент рассматриваются заявки на конкурс по его проведению. Их подали «НЭО-Центр» в партнерстве с «Мотт Макдональд Р», «Делойт и Туш СНГ», ООО «СЕТЕК Инжиниринг» в партнерстве с КПМГ, а также «КОВИ Консалтинг», сообщало на прошлой неделе ИТАР-ТАСС. Наименьшую цену — 26 млн руб. — предложили в «Делойт и Туш СНГ».

Руководитель корпоративной практики юридической группы «Яковлев и партнеры» Владислав Добровольский опасается, что отход от установленных правил создаст условия для «коллективной безответственности» чиновников. «Уже сейчас понятно, что никакой госэкспертизы проектов на предмет самоокупаемости не было и не будет, и в очередной раз средства будут израсходованы и перерасходованы вслепую», — считает эксперт. И это вопреки тому, что Бюджетный кодекс обязывает обеспечивать не только сохранность средств ФНБ, но и доходность их размещения.

Решение отменить аудит целесообразности разовое и касается только двух инфраструктурных проектов, которые имеют особое значение для государства, отмечает юрист «Хренов и партнеры» Алексей Долгов. Он сомневается, что оно будет распространено на другие проекты.

Сейчас проекты по строительству ЦКАД и реконструкции БАМа и Транссиба проходят общественное и экспертное обсуждение. Его цель — оптимизация трат, повышение прозрачности расходования средств и разработка стандарта технологического и ценового аудита.