Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Последний пир
Лента новостей 20:29 МСК
ЦБ займется снижением рисков от высказываний чиновников для рынка Экономика, 19:31 Комитет Европарламента одобрил введение безвизового режима с Украиной Политика, 19:23 Стоимость нефти Brent выросла более чем на 3% Экономика, 19:20 «РуссНефть» Гуцериева в ноябре выставит на биржу 10–15% акций Бизнес, 19:16 Суд арестовал облившего фотографии в Центре братьев Люмьер Общество, 18:57 Дыра в Военно-промышленном банке превысила 6 млрд руб. Финансы, 18:52 Маркин назвал «фальшивкой» сообщения об уходе Бастрыкина Политика, 18:34 Путин приедет на первое заседание Госдумы нового созыва Политика, 18:34 В Польше россиянина задержали за запуск дрона над зданием Минобороны Общество, 18:21 Кремль прокомментировал информацию об отставке Бастрыкина Политика, 18:16 Налоги без политики: как Минфин пытается закрыть бюджетную дыру Виктор Плескачевский вице-президент РСПП Мнение, 18:13 Бастрыкин подал прошение об отставке Политика, 18:09 Несовершеннолетним предложили спрашивать согласия у родителей на брак Общество, 17:53 Людмилу Нарусову назначили сенатором от Тувы в Совете Федерации Политика, 17:47 СМИ сообщили о приближении самолетов ВВС России к пассажирскому лайнеру Политика, 17:34 МВД заподозрило заместителя Мединского в двух преступлениях Политика, 17:33 Bank of America объявил о бессмысленности ценовой войны на рынке нефти Экономика, 17:17 Полиция задержала стрелявший на улицах Москвы свадебный кортеж Общество, 17:14 Участникам вброса бюллетеней в Ростове-на-Дону предъявили обвинения Политика, 17:13 Во Франции мужчина обстрелял людей на стоянке возле супермаркета Политика, 17:00 В Москве объявили план «Перехват» после стрельбы из свадебного кортежа Общество, 16:48 ЛДПР получила международный комитет Госдумы после обращения к Путину Политика, 16:47 Адвокат полковника Захарченко отверг его связь с подрядами РЖД Политика, 16:47 Неизвестный открыл стрельбу возле торгового центра в Хьюстоне Общество, 16:36 В Москве началась замена исторического шпиля на здании МИДа Общество, 16:30 Сирийский исход: лица людей, сбежавших от войны. Фотогалерея Фотогалерея, 16:25 Бензин на заправках подорожал в августе на 0,2% Экономика, 16:19
Газета № 003 (1778) (1501) 15 янв 2014, 00:05
Анна Левинская
Последний пир
Потребители встретили 2014 год, выворачивая кошельки наизнанку
Фото: ИТАР-ТАСС

Российские потребители, как и прежде, готовы вывернуть карманы перед новогодними праздниками, но суммы их покупок в декабре не выросли по сравнению с прошлым годом, а в некоторых сегментах, например в одежде, даже уменьшились. Плохой знак для бизнеса: в интернет-магазинах средний чек с учетом инфляции вышел меньше или на уровне новогодних показателей 2012 года.

Данные процессинговой компании Uniteller по среднему чеку покупок в онлайн-магазинах и торговых терминалах показывают традиционный для декабря скачок в сумме по сравнению с обычными месяцами года (см. инфографику). Как и в других странах, россияне находятся в круговороте предновогодних трат, покупая подарки друзьям и близким. В сравнении с ноябрем прошлого года в декабре 2013-го рост среднего чека в сегменте продаж ювелирных изделий прибавил 109%. Больше, чем в ноябре, потребители потратили на одежду (+35%), бытовую технику и электронику (+27%).

«Декабрь долгие годы еще будет показывать рывок в тратах потребителей», — говорит генеральный директор INFOLine Иван Федяков. Это менталитет и особенность потребления, причем не только в России. Как отмечает эксперт, предпосылок к тому, чтобы это поведение изменилось, нет. Правда, наши покупатели несколько отличаются от других европейцев. Это отчетливо заметно на примере подарков детям. В России, по данным г-на Федякова, больше подарков, приуроченных к датам, а к примеру, в Германии их чаще покупают за достижения в учебе и по другим поводам.

Несмотря на то что декабрьский средний чек все так же выше, чем в обычные месяцы года, если провести сравнение сумм с теми же периодами годом раньше, видно замедление и даже стагнация розничного рынка. Уже с середины 2012 года аналитики INFOLine наблюдали устойчивую тенденцию к замедлению темпов роста розничного товарооборота, что в первую очередь было связано с замедлением темпов роста доходов населения.

Исходя из данных Uniteller, в 2012 году средний чек на одежду в онлайн-магазинах в декабре составил 9190 руб., а в 2013 году — 9224 руб. Ювелирных украшений в 2012 году в среднем покупали на 11 666 руб., а в прошлом — на 12 825 руб. Если сделать поправку на инфляцию (в последних числах декабря 2013 года Росстат предварительно оценил инфляцию за прошлый год в 6,5%), получается, что потребители в различных сегментах торговли купили столько же товаров или даже меньше, чем в 2012 году.

По словам Ивана Федякова, тенденции в онлайн-ритейле и традиционной торговле в целом схожи. Но у интернет-торговцев обычно средний чек выше. Потребители не делают в Сети заказы на 200—300 руб., и покупки их более обдуманны. Кроме того, у интернет-ритейлеров есть технологии мотивировать потребителя потратить больше (виртуальная корзина, как правило, содержит товар и рекомендации, чем его дополнить).

По отзывам традиционных ритейлеров, потребители так же хорошо тратились перед Новым годом, но и они фиксируют тревожные тенденции. Неделю назад крупнейший российский ритейлер «Магнит» заявил, что потребительская активность домохозяйств снижается. По данным неаудированной отчетности торговой сети, ее продажи в 2013 году выросли на 29,22%, до 579,53 млрд руб., но в декабре темпы выручки замедлились. По сравнению с декабрем 2012 года продажи выросли на 22,88%, до 63,624 млрд руб. «Мы отмечаем явный тренд на переориентацию покупателей в сторону товаров в более низком ценовом сегменте», — говорится в сообщении «Магнита».

2014 год станет непростым для отрасли. Как прогнозирует INFOLine, впервые после кризиса 2008—2010 годов динамика продаж будет отрицательной. Кроме того, по оценкам экспертов, 2 трлн руб. потребителям в 2014 году придется по­тратить не на покупки, а на обслуживание ранее взятых кредитов. «Потребительское кредитование превращается из драйвера роста в тормоз развития ритейла в России», — говорит г-н Федяков.