Лента новостей
В Путилково привезли еще обвиняемого по делу о теракте в «Крокусе». Видео 16:22, Новость Силовики пришли с обысками в криптообменник в «Москва-Сити» 16:22, Статья Окна в пол и угловое остекление: квартиры, где всегда много света 16:11 НКР присвоило АО «Банк Акцепт» кредитный рейтинг BBB-.ru 16:09 При атаке дрона на Белгород один человек погиб и двое пострадали 16:04, Статья Центробанк вышел в прибыль после шести лет убытков 16:03, Статья СК потребовал арестовать девятого фигуранта дела о теракте в «Крокусе» 16:02, Статья В «БКС Мир инвестиций» назвали 5 акций для активных трейдеров на апрель 15:58, Статья В Одессе прогремели взрывы 15:57, Статья Росздравнадзор ответил на статьи о дефиците сверхбыстрого инсулина 15:56, Новость Экс-главу МЧС Кузбасса освободили по делу о пожаре в «Зимней вишне» 15:47, Статья ЦБ продлил запрет для недружественных инвесторов на вывод денег за рубеж 15:37, Статья Клуб НХЛ объявил о переходе разорвавшего контракт с ЦСКА Федотова 15:36, Статья Хуснуллин заявил о продлении маршрутов МЦД до 11 регионов 15:32, Статья Средняя цена самых дорогих домов Подмосковья из топ-100 превысила $30 млн 15:27, Статья Зеленский уволил посла Украины в Молдавии 15:23, Новость В Балашихе за легализацию 1,5 тыс. мигрантов задержали двух сотрудниц МВД 15:21, Новость В Белгородской области силы ПВО сбили беспилотник 15:19, Новость
Газета
В России пока мало стартапов с прорывной идеей и продуманной бизнес-моделью
Газета № 208 (1741) (1111) Общество,
0

В России пока мало стартапов с прорывной идеей и продуманной бизнес-моделью

Менеджер по инвестициям фонда LETA Capital о том, как изменился российский рынок венчурных инвестиций
Фото: РБК
Фото: РБК

Российский венчурный рынок по итогам 2012 года вышел на первое место в Европе по темпам роста, согласно данным Dow Jones Venture Source. Активность фондов в последние годы позволила инвестиционным компаниям эффективнее отбирать портфельные проекты. По мнению экспертов отчета «MoneyTreeТМ: Навигатор венчурного рынка», в России спала волна «эмоциональных» сделок со стартапами. О том, как изменился формат работы российских венчурных инвесторов в последние годы и куда движется отечественный стартап-рынок, корреспонденту РБК daily ЕЛЕНЕ КРАУЗОВОЙ рассказал менеджер по инвестициям фонда LETA Capital СЕРГЕЙ ТОПОРОВ.

— Как вы оцениваете состояние российского стартап-рынка? За последние годы больше прогресса или регресса?

— Возраст отечественной рыночной экономики — чуть больше 20 лет, и это во многом определяет развитие инновационной отрасли в стране. Нам тяжело соперничать с США, где венчурные инвесторы появились более полувека назад. О «венчуре» в России лет пять назад никто еще не знал, у бизнес-ангелов и фондов не было отлаженной методологии работы. Инвесторы «верили» или «не верили» в проект и шли на риск — больший, чем сегодня. Венчурных фондов тоже было мало, формально, по подсчетам Российской ассоциации венчурного инвестирования, к 2009 году в России действовало около 160 инвестиционных компаний, но реально стартап мог пойти лишь к двум-трем инвесторам.

Сегодня инновации — это модно, число стартапов выросло в десятки раз, следовательно, перед инвесторами встал вопрос качества объектов для вложений. Теперь важна репутация технологических предпринимателей, их связи на рынке. Помощь коллег остается одним из самых действенных методов проверки «чистоплотности» команды стартапа: ее нацеленность на результат — один из главных критериев для инвестора.

На российском рынке венчурные деньги сейчас существуют в двух формах. Во-первых, это финансирование фондов (в основном начиная от стадии стартапа), которые не испытывают проблем с поиском проектов. У таких инвесторов есть имя, к ним стартапы идут толпами.

Во-вторых, это инвестиции на «посевных» стадиях — на них специализируются в основном стартап-акселераторы. Они находят стоящие проекты, дают им деньги на разработку прототипа и тестирование бизнес-модели, а затем сами приводят к венчурным капиталистам. Фактически два нижних этажа пресловутого инновационного лифта на рынке IT-стартапов действительно отстроены.

— Насколько сложно фонду наладить фильтрацию качественных проектов?

— К счастью, на рынке есть огромное число компаний, предпочитающих всевозможным тусовкам серьезную работу, и проблема в том, чтобы вывести такие бизнесы из тени, для этого фондам нужны новые инструменты. К ним можно отнести, скажем, Russian Startup Raiting (RSR). Он регулярно оценивает с помощью внеш­ней экспертизы проекты в сфере IT, хай-тек и биотехнологий — таких проектов в рейтинге уже более шести сотен. Конечно, каждый венчурный фонд проводит собственный due dilligence. Высокая оценка стартапа в RSR не может быть для инвестора сигналом к принятию решения о сделке, но это дает фондам шанс следить за потенциальными кандидатами в свой портфель, а также мониторить мнение рынка о конкретном проекте. Знакомят инвесторов с хорошими проектами и госорганизации. Стартапы получают от них не только гранты, но и путевку в жизнь венчурного сообщества, и возможность быть там узнанными.

Появление таких инструментов важно, особенно в связи с попытками войти на рынок инвестиций ранних стадий (вложения до 500 тыс. долл.) непрофессиональных игроков. Они готовы работать со стартапами через корпоративные фонды или покупать команды разработчиков. Если лидеры ключевых отраслей поймут алгоритм работы со стартапами, это подстегнет спрос на инновации со стороны крупного бизнеса и обеспечит стабильный рост рынка инвестиций ранних стадий. Это очень важно, так как именно массовая поддержка компаний на данных этапах питает более высокие уровни венчурной индустрии. 90% стартапов, получивших финансирование на этапе «посева», так и не вырастут в стабильный бизнес, только 10% многократно окупят вложения инвесторов.

— Готовы ли российские венчурные инвесторы к неудачам? Насколько они сегодня осторожничают?

— В нашей стране пока мало стартапов и с прорывной идеей, и с продуманной бизнес-моделью. Российские проекты качественны либо с точки зрения науки, либо с точки зрения маркетинга, но для успеха необходимы две составляющие.

Именно поэтому большин­ство венчурных фондов в России предпочитают инвестировать в проверенные модели, в частности в интернет-магазины или сервисы типа marketplace. Мало компаний, которые готовы выводить на глобальный рынок высокотехнологичные решения. Наш фонд в поисках таких проектов выходит на рынки США и Израиля, где стартапы при разработке продукта отталкиваются от по­требностей западной аудитории. Российские же проекты в основном ориентированы на россий­ский рынок и затем экспансию в страны СНГ. Не менее важно, что зарубежные предприниматели смотрят на опыт крупных компаний — следят за технологиями, которыми пользуются ведущие игроки, и быстро их перенимают. В России пока подхватывать инновации не способны. Эти недостатки усложняют процесс масштабирования бизнеса и делают компании менее привлекательными для инвестиций.

— Каково соотношение российских и зарубежных стартапов в вашем порт­феле? Насколько для вашего фонда важен именно российский рынок?

— Для нас как для венчурного фонда важен фокус стартапа не на российский, а на международный рынок и понимание, какие из особенностей продукта помогут стартапу продвинуться. Мы хотим сотрудничать с основателями, которых не пугают амбициозные цели и которые хотят построить великую международную компанию. Безусловно, если это будут наши соотечественники (или хотя бы мы с предпринимателями будем говорить на одном языке), то это огромный плюс, но критерия инвестировать только в российские компании у фонда нет.

Если смотреть с точки зрения рынков присутствия, то, например, RollApp (калифорнийский стартап, продвигающий технологию виртуализации приложений) — история, в первую очередь ориентированная на американский рынок, а Displair (воздушный экран как инновационный рекламный носитель) нацелен сразу на несколько зарубежных рынков — США, ОАЭ, Европа и т.д.

— Вы разделяете опасения о перегретости российского рынка как проектами, так и потенциальными инвесторами?

— Скорее нет, чем да. Деньги в отрасли — это хорошо, они дают общий толчок ее развитию. Проблемы на рынке возникают от завышенных ожиданий проектов по их оценке и по объему необходимых денег. Это как раз отличная проверка на адекватность — знает ли предприниматель, зачем ему столько денег и как их удесятерить через три—пять лет.

Популярность стартапов набирает обороты, образ предпринимателя, может быть, даже станет не менее привлекательным, чем образ чиновника или топ-менеджера из условного «Газ­прома» — это плюс. Минус в том, что в России сегодня есть много компаний, появившихся просто потому, что пара-тройка программистов подумали: «Все стартапы делают, дай и мы наваяем что-нибудь свое». В таких ситуациях рождается продукт, абсолютно не релевантный запросу потребителя, и такие стартапы не думают о механизмах коммерциализации своей разработки. В таких случаях мне просто жаль энергии и времени, потраченных достаточно умными и талантливыми людьми.

— Почему российским компаниям не хватает знаний?

— Стартап — это всегда поиск лучшего решения. И иногда как раз «некомпетентность» стартаперов и позволяет подходить к проблемам нетривиально. Отсутствие знаний у руководителей российских проектов я больше связываю с отсутствием опыта. Предпринимательству невозможно научить — ему можно только научиться методом проб и ошибок. Обучение может лишь снизить ущерб от некоторых ошибок или помочь обойти уже известные «грабли», но не более того.

— В каких направлениях стоит работать стартапам, что вам как фонду кажется перспективным?

— Самые перспективные направления — это те, о которых мы еще не слышали. Ведь инновации — это кардинально новый продукт, то, что мы не можем себе представить — решение или бизнес-модель. Парадокс: горячие темы уже сейчас набирают обороты, и эти рынки все сильнее перегреваются деньгами и количеством запускаемых проектов. И в большинстве таких «пер­спективных» отраслей предпринимателям, спохватившимся сейчас, остается только догонять лидеров. Поэтому я бы не советовал идти в те ниши, которые сегодня преподносятся в СМИ и на конференциях как наиболее многообещающие. Жертвой такого позиционирования как раз стал рынок онлайн-стартапов в сфере путешествий — запускать на нем проект без долгосрочной стратегии выживания или «нечестного» конкурентного преимущества — на грани самоубийства.

Думаю, в будущем будут актуальны новые интерфейсы управления (жестовое, голосовое, дополненная реальность) и приложения на их основе, обработка и анализ огромных массивов данных, робототехника.

Я бы советовал IT-стартапам отталкиваться именно от проблем, которые можно было бы решить (улучшить/оптимизировать/ускорить) при помощи доступных и возникающих технологий. Мне кажется, что горизонт для работы огромен.