Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Автомобилисты попали в долговую яму
Лента новостей 21:55 МСК
ВКС России нанесли удар по позициям ИГИЛ по полученным от США координатам Политика, 21:12 Россия «жестко» призвала армию Сирии соблюдать перемирие Политика, 21:10 Минкультуры назвало условие передачи заповедника «Херсонес» РПЦ Политика, 20:53 НОВАТЭК снизил запасы газа впервые за три года Бизнес, 20:45 Трамп вернул введенные Рейганом меры по борьбе с абортами Политика, 20:38 МАК рассказал о состоянии самописца с разбившегося в Киргизии Boeing Общество, 20:30 Роспотребнадзор заблокировал пост в Tumblr из-за цитаты Ремарка Общество, 20:23 Мэрия Москвы обратилась в ФАС после конфликта с 62-й больницей Политика, 20:16 Из-за превышения доли сероводорода в Москве возбудили уголовное дело Общество, 20:05 Трамп подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства Политика, 20:05 Представители Асада и сирийской оппозиции продолжат переговоры в Астане Политика, 20:03 Киев дополнит поданный в Международный суд ООН иск к России Политика, 19:46 Российские телеканалы сделали предложение о покупке прав на показ ЧМ-18 Бизнес, 19:43 Один из основных подрядчиков «Газпрома» получил контракт на 21 млрд руб. Бизнес, 19:31 Шувалов назвал «бессмысленным» ограничение наличных расчетов Финансы, 19:15 В Госдуме предложили штрафовать на 30 тыс. руб. за непропуск скорой Общество, 19:12 Корабли совместных японско-российских учений. Фотогалерея Фотогалерея, 18:48 СКР проверит сообщения о сексуальных домогательствах в школе в Москве Общество, 18:46 Группа адвокатов подала иск к Трампу о нарушении Конституции Политика, 18:42 Борис Грызлов вышел из наблюдательного совета «Росатома» Экономика, 18:28 СМИ сообщили о передаче Ялте принадлежащих Коломойскому 2,8 га Общество, 18:18 UC Rusal предупредила об ухудшении инвестклимата из-за давления на бизнес Бизнес, 18:08 Банк «Восточный» завершил присоединение Юниаструм Банка Финансы, 17:59 Фийон призвал Трампа не вести переговоры с Россией «за счет Европы» Политика, 17:56 Лидер Femen опровергла информацию о ликвидации движения Общество, 17:55 Имущественные отношения: на какие объекты претендует РПЦ Фотогалерея, 17:55 Visa поддержала идею о сокращении в России наличных расчетов Бизнес, 17:44 Сервис «Яндекс.Деньги» ограничит сбор средств на «политические цели» Политика, 17:23
Газета № 199 (1732) (2810) 28 окт 2013, 00:05
Екатерина Метелица
Автомобилисты попали в долговую яму
Они задолжали страховщикам по ОСАГО более 15 млрд рублей
Фото: РИА Новости

Российские автомобилисты задолжали страховым компаниям за этот год 15,5 млрд руб., почти треть этой суммы передана коллекторам. Долги возникают в основном по причине нехватки лимита полиса ОСАГО на покрытие ущерба при ДТП. Генеральный директор СК «Цюрих» Николай Клековкин уверен, что эту общую для автомобилистов и страховщиков проблему можно решить только расширением страховки до европейского уровня.

Исследование рынка автострахования, проведенное коллекторским агентством «Национальная служба взыскания», показало, что объем задолженности российских автомобилистов перед страховыми компаниями вырос за этот год на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сейчас долги составляют 15,5 млрд руб., к концу 2013 года они могут достигнуть, по прогнозам экспертов, 23 млрд. Задолженность на сумму 4,5 млрд руб. передана на взыскание коллекторам.

Речь идет о долгах за ущерб в дорожно-транспортных происшествиях. В случае когда страховой компании приходится потратить на возмещение ущерба после ДТП больше лимита по ОСАГО, она имеет право потребовать компенсацию с виновника аварии.

Проблемы с компенсацией возникают практически у каждой страховой компании: как правило, чем больше порт­фель по ОСАГО, тем больше долгов. В СК «Цюрих» количество претензий к физическим лицам за девять месяцев 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года выросло незначительно — в пределах 10%. Однако сумма требований увеличилась почти на 40% и в настоящее время составляет порядка 280 млн руб. В компании отмечают, что такой рост можно объяснить изменением парка машин на более дорогостоящий.

Николай Клековкин сетует, что для страховщиков споры с физическими лицами оборачиваются большими операционными издержками. Обычно страховщики при возникновении задолженностей самостоятельно или через коллекторов пытаются урегулировать споры в досудебном порядке. Если это оказывается невозможным, то дела направляются в суд, после чего постановления передаются судебным приставам. По мнению г-на Клековкина, взыскание долгов вредит репутации страховых компаний.

Он смог вспомнить несколько особенно драматичных примеров из собственной практики: «Наш клиент был на очень дорогом автомобиле, а виновник ДТП — студент с обычной страховкой ОСАГО. Выплачивать ущерб пришлось отцу виновника. Мы подписывали мировое соглашение; речь шла о десятках тысяч долларов. Еще более острые ситуации возникают, когда виновником аварии становится пострадавший. У нас была ситуация, в которой виноват был пешеход — ветеран Великой Отечественной войны. Он переходил дорогу в неположенном месте и спровоцировал серьезную аварию. Нам пришлось принимать решение, обращаться в суд или нет. Тогда мы решили ничего не взыскивать с него».

Николай Клековкин уверен, что решение этой проблемы только одно — повышать лимиты по ОСАГО. По его словам, резерв страховой выплаты в одной из европейских стран, в которой присутствует СК «Цюрих», измеряется миллионами евро. «В нашей практике был случай, когда в результате ДТП человек стал инвалидом. Страховая компания клиента теперь оплачивает ему пожизненную сиделку, врачей и возмещает часть утраченного заработка», — рассказывает менеджер. Стоимость обязательного полиса при таких лимитах выше, но есть и дополнительная выгода. «В среднем российский полис сегодня стоит около 80 долл., европейский полис со значительным лимитом — 300—400 долл. Но нужно учитывать, что полис каско из-за этого стал бы у нас существенно дешевле. Страховые компании учли бы в тарифе увеличенное покрытие по ОСАГО», — поясняет Николай Клековкин.

Страховщики считают, что если ничего не менять, то долги автомобилистов перед страховщиками будут расти и дальше. «Ведь количество ДТП не уменьшается, а машины становятся все дороже», — поясняет Николай Клековкин. Эксперты Национальной службы взыскания отмечают, что долги автомобилистов перед страховщиками серьезно отличаются от других видов долгов, с которыми работают коллекторские агентства. Дело в том, что должники не догадываются о возможности возникновения такой задолженности: многие автовладельцы полагают, что наличие полиса ОСАГО по минимальной цене означает автоматическое решение всех проблем при ДТП.

Директор по урегулированию убытков ОАО «СОГАЗ» Владимир Козлов согласен с г-ном Клековкиным в том, что вопрос снижения задолженности автовладельцев перед страховщиками может быть решен лишь путем увеличения лимитов возмещения по ОСАГО. Впрочем, руководитель управления суброгации «АльфаСтрахование» Александра Селиванова уверена, что автовладелец может избежать таких проблем и сегодня: большинство страховых компаний продает полисы добровольной гражданской ответственности с расширенным лимитом выплат.