Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Web-контроль
Лента новостей 6:34 МСК
В Раде предложили ввести ответственность за «официальное многоязычие» Политика, 04:31 При сходе пассажирского поезда с рельсов в Индии погибли 13 человек Общество, 03:46 Белый дом раскритиковал СМИ за «лживые» репортажи об инаугурации Трампа Политика, 02:58 Белый дом назвал точную дату встречи Трампа с Мэй Политика, 02:33 Певица Мадонна выступила с нецензурной критикой Трампа на Женском марше Общество, 01:58 Бывший президент Гамбии покинул столицу страны после отказа от власти Политика, 00:51 Трамп выбрал для своего первого официального визита штаб-квартиру ЦРУ Политика, 00:15 Трамп провел первые переговоры в качестве главы США с президентом Мексики Политика, 00:10 Пресс-секретарь Буша-старшего заявил об улучшении здоровья экс-президента Общество, Вчера, 23:30 В Италии решили судиться с Charlie Hebdo из-за карикатуры о лавине Общество, Вчера, 22:44 В Индии в ходе акции против алкоголя выстроили живую цепь длиною 11 км Политика, Вчера, 22:34 При стрельбе в Тель-Авиве погибли два человека Общество, Вчера, 21:53 Женские марши против Трампа в Вашингтоне и в мире. Фоторепортаж Фотогалерея, Вчера, 21:23 Десятки тысяч человек вышли на Женский марш в городах США Политика, Вчера, 21:12 Павленский прокомментировал видео с избиением актера Театра.doc Политика, Вчера, 20:34 Два человека погибли и четыре пострадали в ДТП в Ставрополье Общество, Вчера, 19:45 США на переговорах по Сирии в Астане представит посол в Казахстане Политика, Вчера, 19:10 Меркель выступила за поиск компромиссов между Европой и США при Трампе Политика, Вчера, 19:07 Боец Росгвардии упал на пути на станции московского метро «Проспект Мира» Общество, Вчера, 18:57 Мединский пообещал публично высмеять нападки на свою диссертацию Общество, Вчера, 18:56 Компания Ротенберга решила строить железнодорожный подход к мосту в Крым Бизнес, Вчера, 18:38 На Украине спецслужбы заявили о предотвращении покушения на депутата Политика, Вчера, 18:27 Ле Пен выступила с критикой миграционной политики Меркель Политика, Вчера, 17:55 Минсельхоз попросил не нервировать бизнес прогнозами отмены контрсанкций Бизнес, Вчера, 17:54 Минтранс предложил правительству открыть регулярные рейсы в Каир Бизнес, Вчера, 17:12 Глава ФАС напомнил о роли ведомства в становлении богатства Михельсона Бизнес, Вчера, 17:11 Мединский назвал ключевое условие передачи Исаакиевского собора РПЦ Общество, Вчера, 16:41 Путин выразил соболезнования властям Венгрии в связи с ДТП в Италии Политика, Вчера, 16:39
Газета № 194 (1727) (2110) 21 окт 2013, 00:05
Елена Краузова
Web-контроль
Российская интернет-компания по контролю качества товаров хочет изменить потребительский рынок
Фото: Фото: из личного архива

Выпускники Колумбийского университета создали онлайн-сервис для оценки товаров массового потребления. По мнению основателей, проект позволит покупателям получить максимально объективную информацию о качестве продукции. Однако эксперты сомневаются в том, что у Product-test получится сохранить независимость.

В 2011 году экономист Алмаз Аюпов, работая в консалтинговой компании Bain & Company, в частности над оценкой качества детского питания, был поражен несоответствием цены и качества продукта. «Оказалось, что баночка молочной смеси за 600 руб. почти всегда была идентичной по составу и качеству продукту за 200—300 руб.», — рассказывает он. Предприниматель предположил, что результаты исследований в других категориях продуктов, скорее всего, тоже неприятно удивят неискушенных потребителей. Так родилась идея создать сервис экспертного тестирования товаров массового потребления, где вердикт качеству продукта выносили бы независимые лаборатории, а заключения ученых «переводились» бы на простой язык.

Аюпов поделился соображениями с однокашником по Колумбийскому университету Вайетом Фордом, который переехал в Казань после окончания учебы. Форд, на тот момент консультировавший иностранный бизнес в России, принял предложение заняться проектом. Парт­неры стали изучать российский рынок и выяснили, что около 88% россиян читают интернет-ресурсы перед покупкой. Затем посмотрели западные проекты с аналогичной идеей — американский ConsumerReports и британский Which?. Оказалось, что оценочные сервисы популярны за рубежом (у ConsumerReports — более 8 млн подписчиков, экспертные заключения Which? регулярно читают более 700 тыс. англичан), бизнесмены решили повторить успех в России.

По задумке основателей, прежде всего экспертизе подлежали электроника, товары для дома, парфюмерия и косметика, а также товары для детей. «Мы увидели, что уровень качества этой продукции фактически никогда не оценивался независимыми экспертами, — поясняет Аюпов. — Существовали лишь сайты с авторскими обзорами новинок в сфере электроники, но у авторов не было единой методологии тестирования».

Весной 2012 года компания стала налаживать связи с экспертами. Согласились на эксперимент Алексей Дрожжин, редактор онлайн-СМИ о цифровых технологиях 3DNews, Полина Стрижак, редактор журнала «Потребитель», Артем Лутфуллин, редактор Mobile-Review, а также ученые из различных институтов РАН. Многие эксперты работают в штате сервиса. «Для Product-test я разрабатывал критерии оценки смартфонов, планшетов и других устройств, — рассказывает Артем Лутфуллин. — Сайт, где были бы собраны максимально объективные отзывы экспертов о товарах массового потребления, действительно необходим российскому рынку. Мы, например, тестируя смартфоны, обнаружили, что во всем Рунете нет независимой оценки качества фотокамер — пришлось самим делать тестовые снимки одного и того же объекта и сравнивать их».

Эксперты разработали для компании и методологию исследования. Сначала Product-test определяет пять-семь параметров, по которым потребители выбирают продукты. Команда проекта общается с покупателями в магазинах (статистику о самых популярных точках берет из открытых источников) или с участниками фокус-групп. Затем эксперты разрабатывают комплекс исследований, в который входят заключения сертифицированных лабораторий и оценки экспертов и ученых. За добросовестностью тех, кто тестирует товар, следят работники Product-test: они требуют фотографии или же присутствуют при экспериментах. В некоторых случаях образец одного продукта отсылается в два независимых исследовательских центра. «Например, при оценке детского питания субъективный критерий, вкус, оценивался, но не влиял на место продукта в рейтинге — он формировался только по результатам анализа химического состава, наличия витаминов», — рассказывает Вайет Форд. На последнем этапе вся полученная информация сводится в единый рейтинг.

За десять месяцев работы сервиса команда Product-test протестировала 576 товаров с привлечением 43 экспертов. Быстрый старт проекта обеспечило чуть менее 1 млн долл. инвестиций от пяти частных инвесторов. 40% полученных средств Product-test потратит на тестирование товаров и формирование контента.

«Проект мне нравится тем, что позволит систематизировать информацию для ежедневного потребления, которая сегодня если и доступна, то весьма фрагментарно», — объясняет свой интерес к сервису бизнес-ангел Игорь Рябенький.

Product-test планирует начать зарабатывать на рекламе в ближайший год. Компания будет работать с рекламодателями только через рекламные агентства, чтобы исключить вероятность давления. На сайте сервиса можно будет купить аналитику о потребительских продуктах и рейтинги дорогих товаров (например, автомобилей) или же доплатить за показ полного списка брендов. По словам Алмаза Аюпова, разветвленная бизнес-модель позволит сервису оставаться независимыми от производителей и поставщиков.

В ближайших планах компании — добавить на сайт счетчик калорий и витаминов, а также графики соответствия цены и качества. К лету 2014 года стартап планирует запустить мобильное приложение. В глобальной перспективе Product-test хочет наладить выпуск федеральной ТВ-передачи, а также готовить дайджест с описанием продуктов, протестированных за год.

Product-test рассчитывает получить еще около 1 млн долл. для расширения линейки тестируемых товаров и налаживания маркетинга. К 2015 году основатели стартапа хотят выйти на рынки азиатских стран — в Китай, Малайзию и Индонезию.

Онлайн-сервисов, транслирующих аудитории мнение широкого пула экспертов о качестве товаров разных производителей, помимо Product-test, нет. Соперничает за внимание потребителей лишь ТВ-программа «Контрольная закупка», запущенная на «Первом канале» в 2006 году.

Однако Алмаз Аюпов считает, что аудитория зрителей передачи не пересекается с теми, кто станет активным посетителем сайта Product-test. «Скорее мы пока конкурируем с другими «советчиками» тех или иных товаров — от бабушек на лавочке во дворе до сервисов-агрегаторов предложений магазинов вроде «Яндекс.Маркет», — говорит предприниматель.

Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей

К сожалению, сама идея создания института независимой потребительской экспертизы в России дискредитирована. ТВ-передачи и сайты, позиционирующие себя как поставщики объективной информации, обычно получают — в рамках разных партнерских схем — деньги за присвоение высокой оценки тем или иным товарам. Люди в магазинах не верят титулам, которыми пестрят этикетки продуктов. И даже если Product-test действительно предложит покупателям правдивую информацию, боюсь, ей не поверят.

Алексей Соловьев, управляющий директор венчурного фонда Prostor Capital

Стартап пытается изменить уже устоявшийся сегмент рынка, где оценку товара предоставляют сервисы вроде «Яндекс.Маркет» и контентные сайты с обзорами продукции. При этом доверие к онлайн-сервисам у покупателя никогда не достигнет того уровня, при котором информация в Рунете станет основной для конечного решения о покупке. Чтобы сохранить статус независимого судьи, Product-test нужно придумать способы заработка, понятные массовой аудитории. И вряд ли это будет рекламная модель, которая в последние годы неэффективна.

Антон Белоусов, инвестиционный аналитик фонда Softline Venture Partners

Потребность в сервисе явно есть — чем изощреннее реклама и маркетинг, тем больше необходимость в объективной оценке. Рейтинг Product-test может стать стандартом, чтобы вместо «рекомендовано ассоциацией X» указывался рейтинг сайта. Однако рекламная модель монетизации вызывает большие сомнения. А при корпоративных закупках продавцами обычно выступают не сами производители, а посредники-дистрибьюторы: и покупатели сравнивают не просто продукты, а продавцов — кто на каких условиях работает, какой уровень сервиса предоставляет.