Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Web-контроль
Лента новостей 18:56 МСК
Экс-офицеры ФСБ получили до 6 лет за вымогательство у главы Росалкоголя Общество, 18:16 Россия сделала 17 замечаний о безопасности аэропортов Египта Политика, 18:10 Решение о митинге против «закона Яровой» в Москве примет суд Политика, 18:06 «Голос» рассказал о подпольном штабе «Единой России» в Подмосковье Политика, 18:02 Лучшие предложения рынка наличной валюты  18:00   USD НАЛ. Покупка 65,15 Продажа 65,18 EUR НАЛ. 71,50 71,51 Полиция проверит запись с диктофона активиста в Раменском ОВД Политика, 17:58 Глава ОКР обвинил сенаторов США в «сильном давлении» на МОК Политика, 17:56 ИГИЛ взяла на себя ответственность за взрыв в Баварии Политика, 17:44 Власти Швейцарии арестовали активы Сергея Пугачева Бизнес, 17:42 Reuters рассказал о черном рынке оружия на востоке Украины Политика, 17:36 МЧС предупредило москвичей о сильном дожде и шквалистом ветре Общество, 17:35 Кремль исключил личное участие Путина в переговорах о допуске к ОИ в Рио Политика, 17:18 В телефоне взорвавшего себя в Баварии сирийца нашли видео с присягой ИГИЛ Политика, 17:04 «Магнит» предупредил о турбулентности цен в магазинах после Нового года Бизнес, 16:55 Глава независимой комиссии по допингу пообещал сотрудничать с WADA Политика, 16:49 Цена барреля Brent впервые с начала мая упала ниже $45 Экономика, 16:43 Полиция Германии заявила о 410 потенциальных террористах среди беженцев Политика, 16:16 Власти нашли 100 млрд руб. на разозлившую Путина дорогу в Крыму Политика, 16:04 Медведев попросил предотвратить воровство при строительстве дорог в Крыму Экономика, 15:58 Turkish Airlines уволила больше 200 сотрудников после мятежа Политика, 15:52 Неистовые из Сасуна: кто захватил отделение полиции в Ереване Фотогалерея, 15:45 NYT рассказала о «российском следе» в утечке документов Демпартии США Политика, 15:38 Около ноля: когда лопнет пузырь суверенных долгов Максим Васин главный экономист, директор методического департамента Национального рейтингового агентства Мнение, 15:05 Суд опроверг сообщения о рассмотрении присяжными «дела Немцова» Политика, 15:04 На Украине пьяных водителей будут лишать прав на десять лет Общество, 14:54 Новым владельцем российского офиса ТНК-BP оказалась группа «Регион» Бизнес, 14:49 Verizon выплатит $4,83 млрд за активы Yahoo Бизнес, 14:42
Газета № 194 (1727) (2110) 21 окт 2013, 00:05
Елена Краузова
Web-контроль
Российская интернет-компания по контролю качества товаров хочет изменить потребительский рынок
Фото: Фото: из личного архива

Выпускники Колумбийского университета создали онлайн-сервис для оценки товаров массового потребления. По мнению основателей, проект позволит покупателям получить максимально объективную информацию о качестве продукции. Однако эксперты сомневаются в том, что у Product-test получится сохранить независимость.

В 2011 году экономист Алмаз Аюпов, работая в консалтинговой компании Bain & Company, в частности над оценкой качества детского питания, был поражен несоответствием цены и качества продукта. «Оказалось, что баночка молочной смеси за 600 руб. почти всегда была идентичной по составу и качеству продукту за 200—300 руб.», — рассказывает он. Предприниматель предположил, что результаты исследований в других категориях продуктов, скорее всего, тоже неприятно удивят неискушенных потребителей. Так родилась идея создать сервис экспертного тестирования товаров массового потребления, где вердикт качеству продукта выносили бы независимые лаборатории, а заключения ученых «переводились» бы на простой язык.

Аюпов поделился соображениями с однокашником по Колумбийскому университету Вайетом Фордом, который переехал в Казань после окончания учебы. Форд, на тот момент консультировавший иностранный бизнес в России, принял предложение заняться проектом. Парт­неры стали изучать российский рынок и выяснили, что около 88% россиян читают интернет-ресурсы перед покупкой. Затем посмотрели западные проекты с аналогичной идеей — американский ConsumerReports и британский Which?. Оказалось, что оценочные сервисы популярны за рубежом (у ConsumerReports — более 8 млн подписчиков, экспертные заключения Which? регулярно читают более 700 тыс. англичан), бизнесмены решили повторить успех в России.

По задумке основателей, прежде всего экспертизе подлежали электроника, товары для дома, парфюмерия и косметика, а также товары для детей. «Мы увидели, что уровень качества этой продукции фактически никогда не оценивался независимыми экспертами, — поясняет Аюпов. — Существовали лишь сайты с авторскими обзорами новинок в сфере электроники, но у авторов не было единой методологии тестирования».

Весной 2012 года компания стала налаживать связи с экспертами. Согласились на эксперимент Алексей Дрожжин, редактор онлайн-СМИ о цифровых технологиях 3DNews, Полина Стрижак, редактор журнала «Потребитель», Артем Лутфуллин, редактор Mobile-Review, а также ученые из различных институтов РАН. Многие эксперты работают в штате сервиса. «Для Product-test я разрабатывал критерии оценки смартфонов, планшетов и других устройств, — рассказывает Артем Лутфуллин. — Сайт, где были бы собраны максимально объективные отзывы экспертов о товарах массового потребления, действительно необходим российскому рынку. Мы, например, тестируя смартфоны, обнаружили, что во всем Рунете нет независимой оценки качества фотокамер — пришлось самим делать тестовые снимки одного и того же объекта и сравнивать их».

Эксперты разработали для компании и методологию исследования. Сначала Product-test определяет пять-семь параметров, по которым потребители выбирают продукты. Команда проекта общается с покупателями в магазинах (статистику о самых популярных точках берет из открытых источников) или с участниками фокус-групп. Затем эксперты разрабатывают комплекс исследований, в который входят заключения сертифицированных лабораторий и оценки экспертов и ученых. За добросовестностью тех, кто тестирует товар, следят работники Product-test: они требуют фотографии или же присутствуют при экспериментах. В некоторых случаях образец одного продукта отсылается в два независимых исследовательских центра. «Например, при оценке детского питания субъективный критерий, вкус, оценивался, но не влиял на место продукта в рейтинге — он формировался только по результатам анализа химического состава, наличия витаминов», — рассказывает Вайет Форд. На последнем этапе вся полученная информация сводится в единый рейтинг.

За десять месяцев работы сервиса команда Product-test протестировала 576 товаров с привлечением 43 экспертов. Быстрый старт проекта обеспечило чуть менее 1 млн долл. инвестиций от пяти частных инвесторов. 40% полученных средств Product-test потратит на тестирование товаров и формирование контента.

«Проект мне нравится тем, что позволит систематизировать информацию для ежедневного потребления, которая сегодня если и доступна, то весьма фрагментарно», — объясняет свой интерес к сервису бизнес-ангел Игорь Рябенький.

Product-test планирует начать зарабатывать на рекламе в ближайший год. Компания будет работать с рекламодателями только через рекламные агентства, чтобы исключить вероятность давления. На сайте сервиса можно будет купить аналитику о потребительских продуктах и рейтинги дорогих товаров (например, автомобилей) или же доплатить за показ полного списка брендов. По словам Алмаза Аюпова, разветвленная бизнес-модель позволит сервису оставаться независимыми от производителей и поставщиков.

В ближайших планах компании — добавить на сайт счетчик калорий и витаминов, а также графики соответствия цены и качества. К лету 2014 года стартап планирует запустить мобильное приложение. В глобальной перспективе Product-test хочет наладить выпуск федеральной ТВ-передачи, а также готовить дайджест с описанием продуктов, протестированных за год.

Product-test рассчитывает получить еще около 1 млн долл. для расширения линейки тестируемых товаров и налаживания маркетинга. К 2015 году основатели стартапа хотят выйти на рынки азиатских стран — в Китай, Малайзию и Индонезию.

Онлайн-сервисов, транслирующих аудитории мнение широкого пула экспертов о качестве товаров разных производителей, помимо Product-test, нет. Соперничает за внимание потребителей лишь ТВ-программа «Контрольная закупка», запущенная на «Первом канале» в 2006 году.

Однако Алмаз Аюпов считает, что аудитория зрителей передачи не пересекается с теми, кто станет активным посетителем сайта Product-test. «Скорее мы пока конкурируем с другими «советчиками» тех или иных товаров — от бабушек на лавочке во дворе до сервисов-агрегаторов предложений магазинов вроде «Яндекс.Маркет», — говорит предприниматель.

Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей

К сожалению, сама идея создания института независимой потребительской экспертизы в России дискредитирована. ТВ-передачи и сайты, позиционирующие себя как поставщики объективной информации, обычно получают — в рамках разных партнерских схем — деньги за присвоение высокой оценки тем или иным товарам. Люди в магазинах не верят титулам, которыми пестрят этикетки продуктов. И даже если Product-test действительно предложит покупателям правдивую информацию, боюсь, ей не поверят.

Алексей Соловьев, управляющий директор венчурного фонда Prostor Capital

Стартап пытается изменить уже устоявшийся сегмент рынка, где оценку товара предоставляют сервисы вроде «Яндекс.Маркет» и контентные сайты с обзорами продукции. При этом доверие к онлайн-сервисам у покупателя никогда не достигнет того уровня, при котором информация в Рунете станет основной для конечного решения о покупке. Чтобы сохранить статус независимого судьи, Product-test нужно придумать способы заработка, понятные массовой аудитории. И вряд ли это будет рекламная модель, которая в последние годы неэффективна.

Антон Белоусов, инвестиционный аналитик фонда Softline Venture Partners

Потребность в сервисе явно есть — чем изощреннее реклама и маркетинг, тем больше необходимость в объективной оценке. Рейтинг Product-test может стать стандартом, чтобы вместо «рекомендовано ассоциацией X» указывался рейтинг сайта. Однако рекламная модель монетизации вызывает большие сомнения. А при корпоративных закупках продавцами обычно выступают не сами производители, а посредники-дистрибьюторы: и покупатели сравнивают не просто продукты, а продавцов — кто на каких условиях работает, какой уровень сервиса предоставляет.