Лента новостей
В Твери задержали двух человек, поставивших на мосты муляжи бомб 10:23, Новость Как зашифровать личные блокноты и заметки: три сервиса 10:23, Статья Жителя Бурятии осудили на 10 лет за «приготовление к госизмене» 10:19, Статья В Омске загорелись три емкости с нефтепродуктами 10:17, Новость Зеленский счел, что не все будут довольны итогами конфликта с Россией 10:05, Статья Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества 10:04, Статья Барбашев обошел Ковальчука и Фетисова в списке бомбардиров Кубка Стэнли 10:02, Статья В суде раскрыли детали обвинения против третьего фигуранта дела Иванова 10:01, Новость Названы округа Москвы с максимальным ростом цен на новостройки 10:01, Статья В ВТБ сравнили ситуацию в экономике с «эффектом Джанибекова» в космосе 10:00, Статья Чистая прибыль СПБ Биржи упала почти втрое 09:50, Статья В Крыму и Белгороде небо стало желтым из-за африканской пыли 09:38, Новость Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров 09:28, Статья В Минпромторге сообщили, что «Ашан» останется в России 09:27, Новость Суд отправил в СИЗО третьего фигуранта дела бывшего замминистра обороны 09:13, Статья В Москве из-за репетиций парада к 9 мая перекроют несколько улиц 09:10, Новость Самолеты на фритюре: как экотренд навредил рынку продуктов питания 09:07, Статья Доступ к станку: почему растет рынок лизинга 09:00, Мнение
Газета
118 разгневанных миллионеров
Газета № 187 (1720) (1010) Общество,
0

118 разгневанных миллионеров

Крупный российский бизнес разочарован членством в ВТО
Фото: Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: Фото: ИТАР-ТАСС

«Мы собрались поговорить о последствиях вступления в ВТО, но в последнее время слово «последствия» употребляется только когда говорят о стихийных бедствиях», — обнадеживающе начал вчера ежегодное заседание правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) его президент Александр Шохин.

На встрече присутствовали 118 членов РСПП — организации, которую за отстаивание интересов крупного бизнеса нередко называют «профсоюзом олигархов». Совместно с Торгово-промышленной палатой и Центром международной торговли РСПП провел самый масштабный опрос бизнеса о влиянии вступления в ВТО на российские компании.

Стихийного бедствия не произошло, успокоил собравшихся главным выводом исследования Александр Шохин: 86% компаний вообще не заметили никаких изменений. При этом улучшение почувствовал лишь 1% бизнеса, остальные 13% охарактеризовали произошедшие изменения как отрицательные. Сам глава РСПП из негатива назвал только то, что Россия до сих пор не имеет соб­ственного представителя в ВТО.

Похоже, что все собравшиеся бизнесмены входили в те 13% недовольных: несмотря на столь оптимистичное начало встречи, затем они два часа, превысив регламент, жаловались на все и вся: на непубличность информации по торговым спорам, на отсутствие регламента взаимодействия власти с бизнесом, на несправедливые европейские ограничительные меры против России, на задавленные импортом текстиль и производство резиновой обуви и даже на тайских лоббистов. Глава РЖД Владимир Якунин тоже пришел в РСПП жаловаться, правда, не на ВТО, а на заморозку тарифов естественных монополий.

Александр Шохин ничего нового во всех этих претензиях не увидел: еще год назад он говорил, что страна вступать в ВТО не готова. Все негативные последствия, которые Россия имеет сегодня, были ожидаемы еще тогда, был спокоен он.

За год членства в ВТО российский бизнес избавился от иллюзии, что участие в организации автоматически ускорит рост производства и ВВП (по оценкам Всемирного банка, на 3% в год). «Членство в ВТО не снимает барьеров автоматически, за отмену каждого из них нужно и придется бороться», — сказал представитель «Мечела». А барьеров немало: из 94 антидемпинговых мер, которые применяются к товарам российского экспорта, сняты только четыре, свидетельствуют данные исследования организации Шохина. Наибольшее число ограничительных мер против России — у ЕС, при этом некоторые страны (например, Таиланд) продолжают и после вступления России в ВТО вводить заградительные пошлины на некоторые российские товары.

«Нужно сформировать досье против ЕС», — предложил смелую идею гендиректор ЦМТ Владимир Саламатов. По его словам, больше терпеть нельзя, нужно начинать споры, прежде всего по энергокорректировкам. Более осторожно выразился президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин. «Нужно действовать не по правилам ВТО, а по правилам, не противоречащим правилам ВТО», — сформулировал он главный урок женевской дипломатии. То, что подобное умозаключение сделал именно он, неслучайно: текстиль сильнее всего пострадал от вступления в ВТО, доля импорта в отрасли составляет 82%. «Практически все позиции в отрасли после вступления в ВТО у нас упали, мы не видим никаких преимуществ от членства в организации», — удручающе подытожил г-н Разбродин.

России может помочь некоторое отступление от правил ВТО: по данным все того же исследования РСПП, введение Россией оспариваемого другими странами утилизационного сбора на автомобили позволило избежать резкого роста импорта.

К мерам, предпринимаемым государством для адаптации бизнеса к условиям ВТО, сами предприниматели пока равнодушны. Лишь половина опрошенных РСПП знают о них, а пользовались ими лишь 10%. Чтобы расширить охват программами помощи, власти создают новые структуры поддержки на базе Минпромторга и Минэкономразвития.

Власти знают обо всех проблемах, вызванных вступлением в ВТО, и будут их решать, успокоил бизнесменов замглавы Минпром­торга Глеб Никитин. «Несмотря на секвестирование бюджета и в общем сложную ситуацию в экономике, все меры поддержки пролонгированы», — подчеркнул он.